В ноябре 2008 года компания BT (British Telecom), один из крупнейших мировых поставщиков телекоммуникационных решений и услуг, объявила результаты одного из крупнейших в мире исследований бизнеса в странах с развивающейся экономикой - «Быть во всеоружии: ключ к успеху на развивающихся рынках». Исследование было проведено аналитическим отделом британского журнала Economist при поддержке ВТ Global Services среди 1300 руководителей компаний из 15 стран Азиатско-тихоокеанского региона (Китай, Индия и Таиланд), Восточной Европы (Польша, Россия и Турция), Латинской Америки (Бразилия, Чили и Мексика), Ближнего Востока (Египет, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты) и Африки (Ангола, Нигерия и ЮАР).
Цель исследования – лучше понять ситуацию на рынках развивающихся стран: как компании выходят на эти рынки, с какими рисками и препятствиями им приходится сталкиваться и какие ключевые факторы влияют на успех. 50% респондентов представляли отечественные компании, а еще 50% - иностранные представительства, работающие на рынках развивающихся стран. Опрос проводился среди компаний из разных сегментов бизнеса: от финансовой сферы и розничной торговли до промышленности и здравоохранения. В опросе участвовали только крупные игроки рынка с минимальным годовым доходом $100 миллионов, а доход каждой четвертой компании составляет более $10 миллиардов. Все респонденты занимают высокие должности в руководстве компаний.
В последние два десятилетия особенно явно ощущается стремление многих международных компаний утвердиться на развивающихся рынках для укрепления и расширения своего бизнеса. Сегодня директора делают ставки на перспективы экономического роста этих рынков, и это оправданно - в период с 2000 по 2007 год в восьми из 15 стран средний рост ВВП превысил 5%, также зафиксирован резкий взлет дохода на душу населения. В проведенном исследовании отмечается, что 84% компаний, работающих в России, уверены в том, что их доходы будут расти в ближайшие два года. Однако такие высокие ожидания были до финансового кризиса, который серьезно ударит по развивающимся рынкам. Но, несмотря на неизбежный спад в отдельных сферах и на общий регресс в мировой экономике, исследование показало, что деловое доверие не зависит от мрачных прогнозов.
Главная причина выхода международных компаний на развивающие рынки - возможность воспользоваться внутренним спросом. Если в прошлом страны третьего мира рассматривались в основном как источник природных ресурсов и низкооплачиваемых трудовых кадров, то сегодня они считаются источником спроса. Года экономического роста сформировали достаточно большой слой активных потребителей, на которых должен ориентироваться бизнес. Согласно прогнозам, во многих странах в период с 2000 по 2012 год средний доход населения увеличится вдвое, что повлечет за собой резкое повышение покупательной способности. Так, средний доход россиян с 2000 года уже увеличился более чем в 2 раза и достиг $16 000 в 2008 году и, если тенденция сохранится, к 2011 году превысит $20 000. Принимая во внимание такой рост благосостояния, неудивительно, что за последние 5 лет развивающиеся страны стали крайне привлекательными для прямых иностранных инвестиций.
В целом 6 из 10 компаний (58%), вышедших на развивающиеся рынки, считают, что важно или очень важно сотрудничать с другими компаниями, чтобы преуспеть на этих рынках. Если международные компании больше нуждаются в местных партнерских сетях распространения продукции, то внутренние компании заинтересованы в получении доступа к финансовым и управленческим технологиям зарубежных партнеров, в проводимых ими исследованиях и разработках, а также в использовании их брендов и возможности экспортировать свою продукцию.
Риски и барьеры, препятствующие росту компании на развивающихся рынках
Политическая нестабильность, неразвитая макроэкономическая база и перегруженные порты – вот те проблемы, с которыми приходится сталкиваться компаниям, однако основным препятствием роста на развивающихся рынках является дефицит квалифицированной рабочей силы. Так считает каждый четвертый опрошенный (23%).
В России отсутствие квалифицированного персонала ощущается особенно остро. 45% респондентов назвали этот фактор средним или очень важным барьером. Затраты на доступную рабочую силу также являются важной преградой для развития, этот фактор отметили 51% исполнительных директоров России.
Еще одно значимое препятствие на пути к росту - государственное вмешательство, а именно бюрократия, налоги и контроль со стороны государства. Так, в России, по данным Economist, под государственным контролем находится около 40% компаний в сфере энергетики, и государство продолжит усиливать влияние на ключевые сектора экономики. Повышение цен на сырье и энергоресурсы, сопровождающееся недостатком электричества также доставляют серьезные неудобства.
Неразвитая инфраструктура, а именно состояние автодорог, железнодорожных путей, электроснабжения и коммуникаций, находится в самом конце списка проблем, беспокоящих компании. За редким исключением, страны, изученные в ходе исследования, постепенно улучшают инфраструктуру. Однако, по прогнозам Economist, в России улучшения будут протекать медленно, даже не смотря на то, что правительство стало инвестировать прибыль от продажи нефти в улучшение материально-технической базы.
Факторы успеха на развивающихся рынках
Респонденты из России предают меньшее значение качеству товара (41%), а также конкурентоспособному ценообразованию на продукты и услуги (34%). Что интересно, основным фактором, который влияет на успех на рынке, респонденты из России назвали установление прочных местных связей и отношений (41% российских респондентов по сравнению с 26% в других развивающихся странах). Привлекательность бренда также очень важна для российских компаний: 22% назвали этот фактор одним из важнейших для успеха на рынке (среднее значение в остальных странах – 24%).
«Исследование показывает, что компаниям, представляющим международные бренды, открываются блестящие возможности на базе работы с потребителями из развивающихся стран. Но работать на таких рынках не так-то просто: помимо основных умений вести бизнес, понадобятся знания особенностей местных рынков и экспертиза, - отмечает Оливье Кампенон. – Для достижения новых уровней развития в условиях меняющегося потребительского спроса истинную ценность представляет возможность совместной работы местных и международных компаний».
Полный текст исследования на сайте www.bt.com