ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Альваро Колом: о России, президенте Медведеве, о перевороте в Гондурасе и политике США

Альваро Колом: о России, президенте Медведеве, о перевороте в Гондурасе и политике США

23.03.2010, 23:38

Президент Гватемалы Альваро Колом в интервью телеканалу RT дал свою оценку достигнутым договоренностям с Дмитрием Медведевым, рассказал о развитии сотрудничества между Россией и Гватемалой,  а также прокомментировал переворот в Гондурасе и политику США в отношении стран Латинской Америки.  

Почему именно сейчас состоялся Ваш визит в Россию? Что определило время?

- Этот визит был запланирован на начало прошлого года. Тем не менее, некоторые внутренние проблемы Гватемалы не позволили мне отбыть так далеко и на столь продолжительное время. Думаю, что никогда не бывает поздно, и я приехал. Россия открыла свое посольство в Гватемале почти одновременно с моим вступлением в должность. Мы серьезно продвинулись по многим вопросам. Нельзя не упомянуть тот любопытный факт, что Гватемала вручила России право на проведение зимних Олимпийский игр 2014 года. Был большой праздник. Думаю, что в этот день было самое большое количество русских в Гватемале. Я прекрасно помню, как они радовались тому, что Россия будет проводить эти Олимпийские игры. Мы будем стараться построить более прочные, устойчивые отношения. Гватемала может многое привнести в эти отношения. У нас есть культура майя, индейские культовые сооружения, возможность развивать туризм. В целом, существует огромное количество путей для взаимодействия. Сергей Лавров, министр иностранных дел, в ходе своего недавнего посещения Гватемалы говорил об обоюдном намерении развивать связи между нашими странами по всем направлениям.

 Расскажите, какие шаги были сделаны или только планируются в этом отношении, чтобы это намерение стало реальностью?

- Думаю, что, во-первых, сейчас происходит реальное, а не только дипломатическое сближение. Во-вторых, нужно отметить такие вопросы, как безопасность, борьба с наркоторговлей. В этом направлении наблюдается значительное продвижение. Сейчас наркоторговля уже не является проблемой только России, Гватемалы, Колумбии, США. Этот вопрос входит в сферу глобальных интересов. В-третьих, торговля.  Думаю, что есть множество возможностей для торгового обмена, выгодного обеим сторонам. Также, область энергетики, нефтяной промышленности, гидроэлектростанций. Надеюсь, что еще до июля состоится визит торгово-правительственной миссии, которая займется осуществлением имеющихся возможностей по экспортному обмену между Гватемалой и Россией.

 Вы только что были в Кремле, на встрече с президентом Дмитрием Медведевым. Как Вы оцениваете достигнутые договоренности?

 - Оценка очень положительная. Мне кажется, что мы сделали шаг вперед в деле улучшения наших отношений. Очевидно, что нам следует развивать как двусторонние связи, так и связи между регионами. Россия испытывает большой интерес к Центральной Америке, к Латинской Америке в целом. И я считаю, что его следует поощрять.

С Вашей точки зрения, в международной перспективе, в каких сферах интересы России и Гватемалы совпадают или могли бы совпасть в будущем? В каких точках основные линии политического курса двух стран соприкасаются?

 - Речь не идет исключительно о политических курсах. Мы работаем над тем, чтобы благодаря таким организациям, как КАРИКОМ, объединяющей страны Карибского региона, и СИКА, в которую входят государства Центральной Америки, стало бы возможным создание единого органа, позволившего Латинской Америке укрепить свои позиции в политической и дипломатической сферах. Россия уже является крупной и сильной державой. Это страна с огромным промышленным потенциалом, в частности, с потенциалом в самолетостроительной отрасли и т.д. Мы заинтересованы в развитии туризма, нефтедобычи и, несомненно, культурных обменов – очень перспективной сферы. Ведь именно российский ученый Кнорозов расшифровал письменность майя. У нас давние традиции культурного сотрудничества. Я считаю, что некоторыми возможностями нам не удалось воспользоваться по историческим причинам. Сейчас у нас есть шанс к ним вернуться. Международные конфликты и проблемы, которые с трудом поддаются решению.

 В каких конкретно аспектах можно было бы развивать двустороннее сотрудничество?

 - К примеру, очевидно, что российский президент прилагает усилия для решения проблемы Гондураса. Гватемала могла бы принять участие в нормализации ситуации в этой стране. На мой взгляд, в перспективе, не существует никаких конфликтов, которые могли бы разделить наши две страны. Политические курсы, как России, так и стран Центральной Америки, ясны. Не думаю, что на пути России и Гватемалы нас подстерегают какие-либо конфликты.

А в решении, каких конфликтов наши страны могли бы сотрудничать?

- Российский опыт мог бы пригодиться нам в борьбе с наркоторговлей. Гватемала чуть было не заняла второе место в мире по объемам выращивания опиумного мака. Но благодаря вмешательству правительства в прошлом году посевы мака были уничтожены, в этом году мы продолжаем принимать жесткие меры. Мы не хотим, чтобы Гватемала превратилась в страну-поставщика наркотиков. Это нанесло бы ей огромный ущерб. У России есть положительный опыт в этой сфере.  

Как бы Вы выразили свое мнение об отношениях между Россией и Латинской Америкой как часть новой политической арены?

 - Произошли очень большие перемены. Мы наблюдали, как президент России посещал некоторые страны Латинской Америки, также мы видели, как президент Лула да Сильва и некоторые другие президенты латиноамериканских стран посещали Россию; раньше это было не так просто. Поэтому я могу сказать, что мы не стоим на месте и  видим большие перспективы. Я считаю, что те отношения, которые установила Россия со странами Латинской Америки в последнее время, дают свои результаты, и я считаю, что это замечательно. В Латинской Америке, как это обычно бывает, происходит много изменений, наши правительства имеют самые разнообразные формы и структуры. Тем не менее, впервые в истории Латинской Америки каждая страна приобретает собственную модель развития. Сейчас у нас уже нет общей модели, потому что, хотя мы очень похожи, все же не одинаковы. Я уже потерял счет тем встречам, которые мы провели среди стран Центральной Америки, на региональном уровне и т. д. И с каждым разом я вижу больше гармонии в наших отношениях и меньше трудностей. Конечно, сохраняются некоторые затруднения между некоторыми странами, но я с каждым разом вижу больше готовности искать то, что нас объединяет и сглаживать то, что нас разделяет.

С чем связана это готовность к сотрудничеству, к взаимопониманию?

 - Думаю, это связано со сменой полярности, приходом к власти президента Обамы, что было изменением, важным для Латинской Америки. Россия очень сильно изменилась, Европа также меняется. Мы находимся в шаге от подписания соглашения о взаимном сотрудничестве с Европейским сообществом, которое состоится 18 мая, если все будет идти хорошо.  Думаю, что в мире наступают хорошие времена, хорошие веяния. Полагаю, мы все отдаем себе отчет в том, что или мы приходим к соглашению, или нам всем будет плохо. Есть первостепенные вопросы. Так, Гватемала находится в серьезной опасности, связанной с глобальным потеплением. На встрече в Копенгагене было заявлено о том, что Гватемала находится на четвертом месте среди стран по опасности пострадать от глобального потепления. И это общая ответственность, вопрос, в котором мы все приходим к единому мнению и будем добиваться улучшений. И, во-вторых, финансовый кризис. Полагаю, что это был тяжелый урок.  Гватемала, также как и весь мир, была вынуждена заплатить по этому счету. Необходимо заново изобрести или улучшить механизмы международного финансового контроля, чтобы страны, не несущие основной ответственности, не оказывались затронуты. Но в целом во всех или почти во всех регионах произошли перемены к лучшему.

Какие существуют гарантии того, что эти положительные веяния останутся надолго? Существует ли риск негативной реакции на эти перемены, как это часто происходило, например, в 70-х годах? Как следует рассматривать случай с Гондурасом? Как отдельный факт или как симптом?

 - Думаю, что случай с Гондурасом явился предупреждением о том, что наши демократии, речь идет, разумеется, о Центральной Америке, пока еще слабы, еще подвержены таким происшествиям. Разумеется, каждая страна обладает своим уровнем устойчивости. Но в целом мы рассматриваем это как предупреждение. И мы предлагаем провести чрезвычайное собрание Организации Американских Государств, чтобы пересмотреть устав организации и иметь протокол реагирования на происшествия данного характера. И, тем не менее, нужно отделять плохое от хорошего. Я считаю, что реакция всех латиноамериканских государств была необыкновенно единогласной и твердой. К счастью, выборы в Гондурасе были проведены до этого инцидента. Это были демократические выборы. И мы, со своей стороны, стремимся к нормализации отношений с Гондурасом. Это очень бедная страна, которая не может находиться в изоляции долгое время. Это может привести к осложнению ситуации нуждающихся, к запущенности и т. д.

И в качестве вывода из всего этого, может ли Латинская Америка быть спокойной относительно того, что не повторятся происшествия 70-х годов? Или следует сохранять осторожность?

- На мой взгляд, то, что произошло в Гондурасе, послужило нам всем уроком. Это открыло глаза тем, кто до этого не хотел видеть, что происходит. США сейчас тоже не заинтересованы в расшатывании наших демократических режимов. В Бразилии, Мексике, Колумбии, Чили, Аргентине прочно укрепилась демократия. Так что не думаю. Единственная опасность может исходить от безразличия. Но я считаю, что демократические режимы сохранятся, правительства будут избираться народом, а демократические режимы – укрепляться. На мой взгляд, мы движемся по этому пути.

Можно ли утверждать, что теперь оппозиция стала прибегать к более демократическим методам политической борьбы?

 - В каждой стране свои особенности. В Гватемале за последние пятьдесят лет мы – первое правительство, проводящее политику социальной направленности. В самом обществе это вызывает неоднозначную реакцию. Но при этом мы добились увеличения сферы образования на 37%, улучшили систему здравоохранения, энергетики и т.д. Я думаю, что эти достижения должны помочь нам начать иначе оценивать прошлое. В Гватемале и Гондурасе груз прошлого еще сильно ощущается. И я уверен, что лидеры как правящих, так и оппозиционных партий должны думать в первую очередь о будущем своих стран, а не вновь прибегать к методам, которые никогда не приносили положительных результатов для общества. Внутренний конфликт в Гватемале продлился 35 лет. В результате, в течение многих поколений общество было разделено, во всяком случае, в том, что касается политических убеждений. Для примирения нужно время.

 Некоторые политологи, специализирующиеся на Латинской Америке, утверждают, что влияние США в регионе уменьшается, а страны Латинской Америки проводят все более независимую политику. Вы согласны с этой точкой зрения?

 - Да. И я говорю это как президент. На меня США сейчас не давят так, как они давили раньше. Это связано с двумя причинами. Во-первых, сами страны Латинской Америки стали гораздо более демократичными. А во-вторых, восприятие стран Латинской Америки в США тоже изменилось. Президент Обама посетил Мексику практически сразу после своей инаугурации. Это было символично. Всего через несколько месяцев после инаугурации он прибыл на Саммит Американских Государств. И это тоже было символично. Недавно он принял президента Сальвадора Маурисио Фунеса, президента Бразилии Лулу да Сильва. Я думаю, что все мы ищем некий третий путь, который позволил бы всем нам жить в гармонии и спокойствии. Это непросто, потому что у каждого из нас за спиной свой груз проблем, своя история, свои обиды, свои радости, своя культура. Нам следует преодолеть много исторических трудностей.

Accelerated with Web Optimizer