ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Сергей Багапш: о Президенте Медведеве, России и Грузии

Сергей Багапш: о Президенте Медведеве, России и Грузии

25.02.2010, 14:36

Президент Абхазии Сергей Багапш в интервью телеканалу RT рассказал об изменениях в Абхазии после признания независимости, результатах недавней встречи с Президентом Медведевым, о ситуации в стране на данный момент, а также высказал свою точку зрения на отношения Абхазии с Россией и Грузией.

Что изменилось за последние пару лет, с тех пор, как Россия признала независимость Абхазии?

Я часто повторяю и отвечаю на такие вопросы - самое главное, что изменилось - это то, что в народе воцарилось спокойствие. Спокойствие за завтрашний день. Люди поняли, что сегодня благополучие нашей страны уже в руках самого народа. С учетом подписанных соглашений с РФ, большого договора о дружбе, сотрудничестве, взаимной помощи, здесь размещается российская военная база, пограничники российские выполняют совместно с нашими пограничниками свою миссию, поэтому главное, на мой взгляд, это стабильность, политическая стабильность сегодня в Абхазии.

 В результате Вашей встречи с Президентом Медведевым было подписано несколько соглашений. На какую помощь со стороны России рассчитывает Абхазия?

 Было подписано 10 документов. Все документы в основном экономической направленности. Главные из них, я считаю, те, которые связаны с развитием транспортной инфраструктуры - это развитие нашего аэропорта, его строительство и дальнейшая эксплуатация, это развитие морского сообщения, это сообщение автомобильного транспорта, железнодорожного транспорта. Это те артерии, по которым должна развиваться экономика любой страны, и Абхазия не исключение. Были подписаны соглашения по МЧС вместе с нашим управлением спасения на водах, спасения на суше. Большой пакет соглашений подписан по военной тематике. Поэтому все эти соглашения, конечно, дадут толчок для развития. Помощь? Да, сегодня Россия оказывает нам финансовую помощь. И довольно серьезную. Но я ставил вопросы и говорил Дмитрию Анатольевичу и просил его, чтобы те макроэкономические проекты, которые есть, связанные с транспортом воздушным, железнодорожным, морским, были бы взаимовыгодными проектами и для Абхазии, и для России. К слову, экспорт грузов через нашу территорию на юг России. Для этого нужно решить целый комплекс вопросов, связанных с пограничными делами, с растаможкой, прохождением через границу. Вот когда будет понимание и решение этих проблем, конечно экономика от этого только выиграет. А те средства, которые выделены, они социально направлены на развитие и инфраструктуры и экологической безопасности Абхазии, потому что Абхазия это зона туризма, и для нас море, его чистота - для нас самое главное, чтобы люди приезжали. Ну и второе - по военной тематике то, что было подписано, будет иметь свое продолжение, связанное с размещением военной базы, сотрудничество в техническом плане.

Вместе с Президентом Медведевым Вы пришли к соглашению о создании российской военной базы на территории Абхазии. Некоторые западные страны и Грузия считают такой шаг незаконным. Официальный Тбилиси заявляет, что после войны 2008 года Южная Осетия и Абхазия стали одной большой российской базой.

Сложно отвечать на несерьезные вещи и заявления, но приходится. Численность абхазской армии сегодня 24 тысячи человек с резервистами вместе. Военная база Российская насчитывает сегодня 1500 человека, пограничники - 1400 человек. Если это военная база, то я так же могу спросить и Грузию, и те же западные страны. В Косово находится натовский войск около семи тысяч человек. Вот это военная база. Поэтому давайте начнем с центра Европы, потом будем перемещаться сюда.

Какова ситуация в регионе на данный момент?

Ситуация изменилась в корне, сейчас там стабильнее. Совместное патрулирование границы дает свои результаты. Обустройство границы только начинается. Вы знаете - это электронное слежение, где-то будут, наверное, заградительные какие-то полосы, для того, чтобы не было ни провокаций на границе, ни провоза контрабанды. Это имеет очень большое значение. Поэтому я считаю, что ситуация стабильная.

На какой стадии находятся женевские переговоры по поводу ситуации на Кавказе? Есть ли шанс, что будут достигнуты определенные договоренности?

Женевский процесс идет, и мы его поддерживаем пока. Хотя на все наши предложения грузинская сторона отвечает отказом. Главное из них - это, наверное, правильно, когда Абхазия и Южная Осетия ставят вопрос о подписании договора о невозобновлении военных действий. Казалось бы, после таких событий 2008 года, с удовольствием должна была на это пойти грузинская сторона, если у них нет агрессивных планов на будущее... Но этот вопрос не находит решения. Мы считаем, что конечно можно прикрыть этот процесс, но его нужно продолжать. Лучше, чтобы процесс переговорный шел. Параллельно идут галльские пятисторонние встречи у нас, где тоже обсуждают уже текущие вопросы в районе размещения пограничной службы РФ, наших пограничников, военных наблюдателей Евросоюза с той стороны границы... Я думаю, что эти процессы нужно продолжать, и мы пока будем в них участвовать.

На данный момент только три государства, помимо России, признали независимость Абхазии. Каков шанс, что другие страны последуют этому примеру?

Я думаю, что в этом году будет еще несколько стран, которые признают Абхазию. И не столь важно, какие это страны. Я, когда выступал в МГИМО, сказал: "на выбор - самая крупная страна нас признала - Россия, ну и самая маленькая почти - Науру. Остальные страны тоже подключатся. Шутка, но в каждой шутке есть и доля шутки, и доля правды. Поэтому я думаю, что будут еще и некоторые страны СНГ признавать республику, другие страны международного сообщества. Даже это не суть важно - как быстро нас признают. Важнее всего быстро восстановиться нам как государству. Восстановить государственность, восстановить демократические начала, сделать Абхазию правовым государством с привлекательной экономикой для инвестора, для инвестиций, быть открытым государством. Вот это всегда привлекательно. Поэтому конечно, мы работаем на внешнюю политику, на международные организации. У нас контакты в разных странах, на разных континентах. Но основа - самое главное, я считаю, - нам самим начать развиваться и экономически, и внутриполитически.

Возможно ли, что на каком-то этапе Абхазия войдет в состав Российской Федерации?

 Нет. Таких опасений у нас нет. Так мир сложен, что малые страны, малые народы подвержены, хотим мы этого или нет, ассимиляции. Существуют процессы глобализации, развития экономики и т.д. Но ведь нам никто не запрещает развиваться. Нам не запрещают заниматься вопросами демографии, многодетными семьями. Нам Россия помогает в этом плане. Россия абсолютно не нуждается в приращивании еще территории, земель. У них своих предостаточно. И это когда это говорится, я понимаю, с каких позиций - с позиции запада, Грузии. Поглотят - не поглотят... Если нас не поглотили Берия и Сталин в свое время, то тем более этого не будут делать в России. И последняя встреча, которая была, это был официальный государственный визит Москвы, встреча с Президентом РФ, еще раз подтвердила, что в России самые добрые намерения в отношении Абхазии. Конечно дружеские отношения. Для России главное, чтобы на Южном Кавказе были мир и стабильность, и через Южный Кавказ на всем Северном Кавказе, на всем Кавказе должен быть мир. Если у людей хватит ума, я думаю, хватит ума нашего народа и мудрости, и понимания всего этого, то должны сделать одно - чтобы через экономику, через развитие, через культуру вместе с Россией выстроить нормальное мирное государство, где будет развиваться экономика, где будет развиваться культура, самобытность наших народов. И Россия, еще раз говорю, здесь помощник.

В последнее время мы слышим о том, что Грузия перевооружается с помощью других стран, включая Израиль. Как Вы думаете, создает ли это угрозу для безопасности Абхазии?

Конечно, может создать угрозу. И Абхазии, и Южной Осетии... Да и не только нам. Все это представляет угрозу Кавказу в целом, югу России. Почему? Потому что мы убедились в 2008 году, что Грузия - это непредсказуемая страна, что это руководство, которое живет и работает на эмоциях, на всплесках. Так политику строить нельзя. Поэтому мы усиливаемся. Когда меня спрашивают, почему российские войска, почему база... ? Да по одной простой причине, по той же, почему вы все входите в блок НАТО.

Как Вы думаете, может ли повториться в Абхазии южноосетинский сценарий 2008 года?

Я думаю, сейчас это невозможно. Если у кого-то такие мысли или амбиции есть, то это будет конец грузинской государственности.

Что произойдет, если Грузия предпримет активные шаги и поставит под угрозу независимость Абхазии?

Адекватные, такие же. Вместе со своими союзниками мы будем делать все для того, чтобы во-первых, этого не произошло, но если произойдет, тогда будет реакция такая же, какая была в 2008 году.

На данном этапе Грузия утверждает, что стремится к миру с Абхазией и Южной Осетией. Как Вы думаете, это возможно?

Я смотрел ту стратегию, которая проработана в Грузии, которая представлена и в Европарламент и в Евросоюз, во все эти структуры, где некоторые воспринимают его как один из самых значимых шагов внешней политики Грузии. Мы ее никак не воспринимаем. Ни мирного, ни военного воссоединения с Грузией невозможно. Пора всем понять одну вещь: есть реалии в мире, от которых мы не уйдем, и не считаться с которыми никто не может, не имеет права, начиная с великих и кончая малыми. Поэтому народ Абхазии свой выбор сделал. Выбор на независимость, на свободное развитие... Мы готовы вести диалог с любой страной, кто хочет вести диалог с нами. Мы готовы говорить с грузинской стороной, когда она будет к этому готова. Только не с нынешним руководством, которое очень много бед наделало на Кавказе, и у которых руки в крови по локоть, а с тем руководством, которое поймет, что другого пути у него просто нет. Мы живем рядом, и нам нужно налаживать в будущем нормальные добрососедские отношения. Это самый реальный путь.

Accelerated with Web Optimizer