ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Человек, которого сбил самолет: о чем умалчивают

Человек, которого сбил самолет: о чем умалчивают

26.11.2018, 14:35

Поскольку история сбитого самолетом в «Шереметьево» человека продолжает интересовать общественность, а СМИ сообщают только не имеющие особого отношения к событию новости о том, что следователи осмотрели самолет и допросили пилотов, представлю вашему вниманию более интересные сведения о произошедшем событии, добытые в том числе путем общения с людьми, имеющими непосредственное отношение к работе аэродрома. Но начать придется с другого. Начать придется с собственника и выбранной им стратегии... 


Часть 1. Собственник, та самая «голова рыбы». 

Когда небо было чище, трава зеленее, а аэропорт Шереметьево все еще находился на государственном балансе, состав его руководства внезапно пополнился тремя заместителями (!) генерального директора во главе с Краснодарским депутатом Сергеем Ярышевым, имеющим опыт работы с олигархическим триумвиратом Александра Пономаренко, Александра Скоробогатько (тогда еще - депутата Государственной Думы) и Аркадия Ротенберга. 

Примерно в то же время кипрский оффшор «TPS Avia», принадлежавший тому же триумвирату, начал предпринимать активные попытки взаимодействия с государственным аэропортом Шереметьево. 

«Случайности» подобного рода, разумеется, неслучайны. Пройдя промежуточный этап в виде совместных (между аэропортом и оффшором) предприятий, которые возглавил все тот же Краснодарский депутат Ярышев, компания «TPS Avia» стала готовиться к получению контроля над аэропортом. Поскольку для этого требовались подписи Медведева и Путина, оффшор пришлось «спрятать» за российской структурой «Шереметьево Холдинг» (некрасиво ведь подсовывать Президенту на подпись указ о передаче главного аэропорта России в Кипр, правда?). Впрочем, меньше «Кипра» в цепочке собственников от этого не стало... 

В итоге из двух пакетов акций, больший стал принадлежать олигархам через оффшор, меньший остался у государства. Разумеется, частного собственника стали интересовать пути повышения прибыльности бизнеса, но тут возникли проблемы, например - остатки государственного регулирования части тарифов, не позволяющие окончательно устроить монополию и поднять цены до небес. 

Эту проблему собственники решили двумя красивыми путями: 

Первое - организацией концессии на аэродром. Государство бесплатно (ну хорошо, за символическую сумму в одну тысячу рублей в год) передает перрон олигархам, они обещают влить в него деньги (модернизировать, достроить, отремонтировать и все дела), а в ответ, чтобы не остаться в проигрыше, получают законное право наплевать на тарифную политику и повышать сборы. Разумеется, никто еще ничего не построил и не отремонтировал, но сборы уже подняли. Кто бы сомневался. 

Второе - создали множество дочерних предприятий, в основном формата обществ с ограниченной ответственностью. «Шереметьево Хэндлинг», «Шереметьево Безопасность», «Шереметьево ВИП», «Шереметьево Паркинг», «Москва Карго» - между созданными компаниями был поделен объем работы, большая часть которой ранее выполнялась самим аэропортом. Разумеется, увеличение цепочки - это возможность взять дополнительную оплату, использование лишних посредников всегда использовалось олигархами как повод получить дополнительный доход за счет клиента. Ну и разумеется, вопрос ответственности - учитывая, что большинство этих компаний «ООО», можно понять, что в случае проблем с них и спрос совершенно другой.  

А это очень важно, когда у тебя по перрону бегают никем не контролируемые буйные пассажиры. 

Часть 2. Разгильдяйство как признак отсутствия контроля.

Разумеется, политика сокращения издержек при одновременном повышении цен и добавлении дополнительных (и весьма голодных) участников в производственные цепочки не могла привести к повышению качества. Да и общества с ограниченной ответственностью, которые изначально задумываются как «буфер безопасности» для собственников и повод повысить цены - плохой помощник в работе... 

Гибель человека под передней стойкой шасси стала лакмусовой бумажкой, которая показала нам, насколько все плохо. И тут действительно есть чему удивляться. 

Итак, у нас имеется неспокойный пассажир, который прилетает в Москву, чтобы пересесть в другой самолет. Разумеется, даже обычные пассажиры должны находиться под контролем во время операций на перроне международного аэропорта, а тут, как нам говорят - буйный. 

Получается, что сначала его проворонили сотрудники полиции, поленившиеся проконтролировать доставку пассажира, ударившего человека, на борт. Подумаешь, дебошир, устроивший только что драку, поедет вместе со всеми в автобусе. Что в этом такого? 

Затем - процедура посадки в автобус, контролируемая вновь созданной «Шереметьево Безопасность», генеральным директором которой назначен - кто бы вы думали? - депутат Сергей Ярышев, непосредственный ставленник олигархического триумвирата. Контроль не выполнен. 

Следует сказать непричастным, что в России до сих пор действует Руководство по обслуживанию пассажиров от 1985 года, и там прямо прописано - никаких контактов с посторонними, посадить в автобус, проконтролировать, дать команду на закрытие дверей. Разумеется, контроль количества и соответствия пассажиров производится и в момент посадки на само воздушное судно... 

Тут же никакого контроля не было и близко. Человек, как мне известно от инсайдеров, находился на перроне около восьми минут. Это очень много! И за это время не сработало ни одно звено «посадка в автобус-транспортировка-высадка из автобуса-посадка в воздушное судно»? Это говорит очень о многом. 

Более того. Перрон международного аэропорта - очень оживленное место в любое время суток. Есть строгие правила относительно пребывания на перроне - любой человек (кроме сопровождаемых пассажиров в зоне посадки в самолет, разумеется), находящийся на аэродроме, обязан быть в сигнальном жилете и иметь на груди пропуск установленного образца. Любое отклонение - потенциальный террорист, реакция должна быть незамедлительна.  

По факту - кто-то без пропуска и жилетки бегает восемь минут по перрону вплоть до своей трагической встречи с самолетом. Зато создано «ООО» и посажен руководить депутат - ну кто, скажите мне, в наших реалиях посмеет его дотошно проверить на соблюдение законодательства? 

Следующий вопрос - по новостям периодически проскакивали крики о помощи, связанные с массовым сокращением диспетчеров. Ну вот, пожалуйста - где был диспетчер, ответственный за осмотр взлетно-посадочной полосы перед вылетом? Оптимизировали расходы? Молодцы! 

Можно было бы, конечно, создать техническое средство, какими-нибудь инфракрасными датчиками следящее за зоной вокруг взлетно-посадочной полосы, и подающее в диспетчерскую сигнал в случае попадания на нее посторонних (А в Шереметьево, например, не так давно на полосу выехал снегоуборщик - его, знаете ли, труднее сбить самолету, чем человека, последствия совсем другие). Но ведь это надо вкладывать деньги... 

А люди, которые используют офшоры, люди, которые дробят единую услугу на множество мелких и создают для этого отдельные «ООО» - они, как правило, не очень горят желанием вкладывать и созидать. Там совсем другие цели. 

Часть 3 - Государевы люди 

Давайте поговорим о «праведном» возмущении того же Ространснадзора. Теперь уже звучат предложения о внедрении всяческих систем глобального мониторинга и прочего, о том, что можно было избежать... 

Тут один вопрос - господа чиновники, а где же вы были в момент выдачи лицензий и разрешений? Самим то не смешно? Та же возглавляемая депутатом «Шереметьево Безопасность» имеет и сертификат соответствия Федерального агенства воздушного транспорта, и лицензию Роспотребнадзора, и право обучать от Министерства Транспорта вкупе с лицензией на обучения от Министерства Образования, и свидетельство об аттестации по транспортной безопасности от Росавиации, и даже сертификат системы менеджмента качества. 

Как выдавались все эти документы, если выстроенная в аэропорту система безопасности позволяет человеку спокойно гулять по запретной зоне почти десять минут (и неизвестно, сколько бы еще, если бы не кровавая «встреча» со взлетающим самолетом)? 

Вопросы, разумеется, риторические. Депутатов не для того ставят во главу предприятий, чтобы у них были проблемы с разрешительными документами! 

Заключение 

Да, это звучит кощунственно и ужасно, но нам - пассажирам - повезло с этой трагедией. Повезло, потому что появился мизерный шанс, что ответственные чиновники поймут - в следующий раз это будет не буйный пассажир, а хладнокровный, подготовленный смертник. 

Ужас в том, что вся эта история стала как будто репетицией террористической атаки. Вынужден напомнить, что на перроне того же Шереметьево пассажир уже угонял микроавтобус, но по счастью просто уехал на нем в закат, а не в разгоняющийся самолет... 

И сейчас есть два выхода из сложившейся ситуации. 

Первый - дело по знакомству аккуратно замнут, назначат низового стрелочника, потихоньку забудут... Привычно звучит, правда? Вот только те нелюди, которые жаждут нашей крови, уж поверьте, свои выводы уже сделали. 

Второй - власть осознает, что произошла не просто случайная трагедия с гибелью человека, произошел форменный прорыв всей так называемой защитной линии, которая призвана сохранять жизни пассажиров особо опасного объекта, возьмется за дело серьезно, а всяким депутатам-руководителям предложит убрать подальше свои депутатские корочки и визитки «друзей» Президента, и по-хорошему сотрудничать со следствием. 

У вас в заборе огромная дыра, ребята, и закрыть ее тонкой полиэтиленовой пленкой - не самая лучшая идея.


Дмитрий Кузнецов
Accelerated with Web Optimizer