ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Деморализация коррумпированных элит Дагестана арестами и последствия

Деморализация коррумпированных элит Дагестана арестами и последствия

06.02.2018, 12:45

Следственный комитет России предъявил обвинение задержанным высокопоставленным чиновникам Дагестана, в том числе бывшему главе правительства республики Абдусамаду Гамидову, по статье «мошенничество в особо крупном размере», сообщает «Интерфакс». 


«В Басманный суд поступили ходатайства следственных органов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении бывших врио председателя правительства Дагестана Гамидова Абдусамада Мустафаевича, его заместителя Исаева Шамиля Абдулаевича, заместителя председателя правительства — министра экономики и территориального развития Юсуфова Раюдина Айдакадиевича, министра образования и науки республики Шахова Шахабаса Курамагомедовича, обвиняемых по ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере)», — заявила СМИ пресс-секретарь Басманного суда Москвы Юнона Царева. 

В свою очередь официальный представитель СКР Светлана Петренко сообщила СМИ, что Шахабас Шахов, являясь распорядителем бюджетных средств, выделяемых в рамках федеральной целевой программы «Образование», подготовил документы, обосновывающие перед правительством республики необходимость приобретения здания под размещение детского сада в селе Халимбекаул Буйнакского района Дагестана. 

«В свою очередь Гамидов издал распоряжение о внесении изменений в распоряжение председателя правительства республики, согласно которому в перечень заказчиков-застройщиков объектов, планируемых к строительству (приобретению) в 2014 году за счет средств федерального и республиканского бюджетов в рамках реализации мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования был включен названный детский сад», — цитирует Петренко «Интерфакс». «Заведомо зная, что стоимость здания бывшего ресторана „Шуринка“ с земельным участком в этом селе с учетом реконструкции под детский сад составляет примерно 12 млн рублей, участники организованной группы обеспечили приобретение детского сада на 50 мест за 31,8 млн рублей», — пояснила официальный представитель следствия. 

По ее словам, также Гамидов и Юсуфов «в соучастии с иными лицами, достоверно зная о том, что все необходимые работы по реконструкции здания под размещение спецучреждения для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства выполняются наемными рабочими за наличный расчет, решили провести формальный открытый аукцион в электронной форме по реконструкции здания с целью заключения государственного контракта с ООО «Гранд-Строй»». Затем были составлены фиктивные акты о приемке выполненных работ и затрат. 

«Всего в период 2013-2014 годов на него было противоправно и безвозмездно перечислено свыше 41 млн рублей», — рассказала о втором инкриминируемом эпизоде Петренко. «Кроме того, с 2011 года в фактической собственности Исаева находится туристическая база „Орлиное гнездо“, расположенная в поселке Гуниб Гунибского района Дагестана и переданная во владение ООО „Маяк“, которым он осуществляет руководство через назначенного им же подконтрольного директора», — сообщила представитель СКР. 

По ее словам, Исаев в соучастии с другими фигурантами обеспечил включение турбазы в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2014 год с целью получения возможности хищения выделенных на создание инженерной инфраструктуры средств, путем заведомо необоснованного завышения сметной стоимости работ. В этом случае бюджету Дагестана был причинен ущерб на сумму около 35 млн рублей. 

Напомним, что ранее, в январе был арестован мэр Махачкалы Муса Мусаев, которого обвинили в злоупотреблении полномочиями с ущербом на сумму около 80 млн рублей. Сразу после данного ареста покинул свою должность глава республиканской прокуратуры Рамазан Шахнавазов и в Дагестан прибыл усиленный «десант» правоохранителей из Москвы. Начались задержания и обыски у представителей региональной власти. 

На этом фоне целый ряд экспертов и политиков выразили сомнения в том, что эти меры дадут действительно ощутимый результат, сообщает агентство «Росбалт». Так, экс-глава Дагестана, а ныне спецпредставитель президента РФ по вопросам сотрудничества с государствами Каспийского региона Рамазан Абдулатипов в комментарии РБК раскритиковал аресты высокопоставленных чиновников в республике. По его словам, «если есть конкретные обвинения по конкретным вопросам, надо разбираться, а не проводить кампанию и держать республику в таком нервно-психологическом напряжении». 

Абдулатипов также отметил, что дискредитировать власть республики в преддверии президентских выборов «политически неверно». «Борьба с криминалом в Дагестане шла не менее активно и до моего ухода, правоохранительные органы очень многое сделали для того, чтобы очистить Дагестан. Я поменял 26 глав районов, два раза поменял правительство. И фигуранты были соответствующим образом привлечены к ответственности, но, я еще раз говорю, мы не превращали это в кампанию», — рассказал Абдулатипов. Он призвал действовать «разумно и осторожно», чтобы избежать негативных последствий. «Надо, чтобы избежали этого налета недоверия и подозрения в отношении Дагестана и дагестанцев. Дагестан и дагестанцы изменились, а мнение о дагестанцах в Москве не изменилось. К сожалению, отсюда и идут эти вопросы», — заключил Абдулатипов. 

По мнению зампредседателя Народного собрания, руководителя фракции КПРФ Махмуда Махмудова, начавшаяся в Дагестане борьба с коррупцией пока создает впечатление временной кампании перед выборами. «Конечно, часть населения одобряет эту борьбу, ведь если удастся искоренить казнокрадство, то простая экономия бюджетных средств положительно скажется на республике. Однако такая борьба не должна быть кампанией перед выборами, после которой все остается на своих местах», — сказал «Росбалту» Махмудов. 

По словам депутата, часть населения даже опасается, что усилившаяся активность силовиков может ударить и по ней. «Те люди, которые честно работают, согласны, что с коррупцией нужно бороться. Но надо понимать, что есть еще малый бизнес, который, как говорят, находится „в тени“. И там многие люди часто еле выживают. Зарабатывая какую-то копейку, они пытаются сохранить ее для семьи; если же им надо будет налоги заплатить, то кормить семью будет нечем. Поэтому в деле защиты законности в Дагестане шашкой размахивать, конечно, тоже можно, но лучше бы работа шла системно», — пояснил Махмуд Махмудов. 

С ним во многом согласен и руководитель центра региональных исследований ИСР ЮФУ Виктор Черноус. «Коррупционные проблемы у нас по всей стране сложные, а в Дагестане еще имеют и определенную специфику, так как накладываются на отношения между различными этническими группами, а также неформальными группировками, которые там существуют. Формальные и неформальные институты являются одним из тормозов экономического развития и, так или иначе, имеют коррупционную составляющую. Если это не просто временная антикоррупционная кампания, которая обычно приводит к замене одних кланов другими, то удар по коррупции будет серьезным испытанием для дагестанской элиты. Но проблема в том, что простая механическая „чистка“ даст ограниченный результат. В Дагестане, как, впрочем, и по всей стране, есть необходимость изменения функционирования и политических институтов, и экономической системы. Если они останутся неизменными, то через какой-то период они будут возрождать коррупционные связи», — отметил эксперт. Он уверен, что борьба с коррупцией будет успешной, только когда будет опираться на общество. 

В свою очередь старший научный сотрудник МГИМО Ахмет Ярлыкапов считает, что команда врио главы Дагестана Владимира Васильева начала «точечные» удары по коррупционной системе. «Уже понятно, что первые месяцы Владимир Васильев и те, кто с ним пришли, посвятили „разведке“, чтобы понять, что происходит в Дагестане и выявить направления, по которым можно работать в антикоррупционном плане. Видно, что решили начать „чистки“ не по всему „фронту“, а по определенным лицам. По „традиции“ взялись за мэра Махачкалы, затем за главного архитектора города. Сейчас непонятно, куда дело пойдет дальше. Это держит дагестанские элиты в серьезном напряжении. Ясно, что практически вся элита коррумпирована, на кого угодно можно найти что угодно», — сказал Ахмет Ярлыкапов, подчеркнув, что Васильев действует при полной поддержке федерального центра. Это во многом способствует тому, что население приветствует новую антикоррупционную кампанию и не дает возможности для моментального маневра проворовавшимся чиновникам. 

«То, что антикоррупционная работа повелась по определенным, выбранным точкам, с одной стороны, не дает коррупционерам сгруппироваться, с другой, действует деморализующе. У элиты нет понимания, как ей теперь действовать. К тому же нет какого-то четкого сигнала и со стороны федерального центра: что будет дальше и куда все теперь пойдет. Возможно, что на это и был расчет, что люди будут пытаться что-то в ответ делать, ошибаться и тогда будут вскрываться новые направления для антикоррупционной работы», — пояснил Ахмет Ярлыкапов. Вместе с тем он не исключает, что могут повториться события прихода к власти в республике Рамазана Абдулатипова, когда вначале тоже были аресты коррупционеров, а потом все закончилось новой клановой системой. 

Пока не видит ничего необычного в антикоррупционной кампании с приходом нового руководителя Дагестана и директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев. Однако задается вопросом, станет ли она причиной улучшения жизни населения. «Исследования показывают, что и сейчас люди с большим воодушевлением ожидают перемен. Но и от прошлого руководства тоже ждали масштабных реформ по улучшению качества жизни в регионе. А в реальности ничего не было: никакого притока инвестиций, никакого развития импортозамещения», — сказал Гереев. 


 На фото: арестованный Гамидов Абдусамад Мустафаевич
Accelerated with Web Optimizer