ЕЩЁ НОВОСТИ
Загрузка...
ГлавнаяЭкономика › Новое бюджетное правило: на что теперь можно будет потратить дополнительные доходы от продажи нефти

Новое бюджетное правило: на что теперь можно будет потратить дополнительные доходы от продажи нефти

04.08.2017, 10:56

Временное бюджетное правило, на основании которого ЦБ РФ по поручению Министерства финансов, начиная с февраля текущего года, скупал на внутреннем рынке излишки нефтедолларов, перестало быть временным. 31 июля Владимир Путин подписал закон о новой конструкции бюджетного правила. В этом же законе говорится об объединении Фонда национального благосостояния и Резервного фонда. 


Новое бюджетное правило увязывает расчёт параметров федерального бюджета со стоимостью нефти. В расходную часть бюджета попадут только те нефтегазовые доходы, которые рассчитаны с учётом базовых экспортных цен на нефть и газ, ожидаемого валютного курса, объёма ненефтегазовых доходов и расходов на обслуживание госдолга. 

В ценах 2017 года порог отсечения установлен на уровне 40 долларов за баррель, то есть на том же самом уровне, который был установлен для закупок валюты в резерв в феврале этого года. Этот параметр будет ежегодно индексироваться на 2 процентных пункта. Таким образом, в 2018 году базовая цена на нефть марки Urals составит 40.8 доллара и вырастет к 2035 году до 57 долларов. А пока до конца этого года все нефтегазовые доходы при стоимости нефти выше 40 долларов будут, как и сегодня, отправляться в резервы. 

Как отмечалось выше, закон также предписывает объединить Фонд национального благосостояния (ФНБ) и Резервный фонд, причем объединение произойдет на базе ФНБ и только в случае очевидного исчерпания средств Резервного фонда в условиях резкого сокращения цен на нефть в последние два года. По состоянию на 1 августа объем Резервного фонда составляет 1.007 трлн. рублей, и планы финансовых властей предполагают полное исчерпание средств Резервного фонда к концу этого года для финансирования дефицита бюджета. Если в начале 2018 года на счетах Резервного фонда еще будут оставаться какие-то средства, то все они к 1 февраля будут переведены в ФНБ. 

Цели объединенного фонда суммируют цели двух сливающихся фондов – финансирование, направленное на сбалансированность страховой пенсионной системы, софинансирование добровольных пенсионных накоплений и финансирование дефицита федерального бюджета. Поскольку одной из целей является покрытие дефицита бюджета, было бы логичным объединение на базе Резервного фонда, который создавался конкретно под эти задачи. Более того, именно так и планировалось в первоначальном варианте законопроекта. Замена Резервного фонда на ФНБ обусловлена практическими соображениями – под более широкий перечень целей ФНБ уже сформирован соответствующий пакет регулирующих документов; если бы деньги были консолидированы в Резервном фонде, законодательную базу пришлось бы целиком переписывать. 

Подписанный президентом закон повлияет на реализацию бюджетной политики, поскольку привлечение средств из резерва для погашения дефицита федерального бюджета теперь ограничено уровнем в 1 процент ВВП. При этом параметры федерального бюджета на 2018 год были утверждены за месяц до подписания закона, и для этого переходного периода дефицит бюджета оценивается в 1.563 трлн. рублей, что составляет 1.6 процента ВВП. Однако на 2019 и 2020 годы размер дефицита бюджета уже ограничен 0.8 процента ВВП. Еще одно важно ограничения, накладываемое на расходование средств объединенного фонда, связано с финансированием инфраструктурных проектов. 

Согласно новому закону, финансирование инфраструктурных проектов, запущенных до 1 января 2018 года, будет продолжено. Однако новые проекты смогут получить государственную финансовую поддержку только после того, как накопленный объем средств ФНБ превысит 7 процентов ВВП. Для справки: по состоянию на 1 июня, на счетах ФНБ находилось 4 трлн. 192 млрд. рублей, что составляет 4.7 процента ВВП нынешнего года. 

Сегодняшнего объема средств ФНБ достаточно для того, что исполнить федеральный бюджет 2018 года, не прибегая к сокращению расходов – в первую очередь социальных, чтобы было бы весьма нежелательно накануне предстоящих президентских выборов. А над тем, как работать в условиях сузившихся бюджетных возможностей и как пополнять государственные резервы, будут думать члены уже нового кабинета министров. 




Олег Якушев

эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
Accelerated with Web Optimizer