ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Россия выбирает новый путь развития

Россия выбирает новый путь развития

01.11.2012, 16:54

Поиск свободы

История любой страны полна революционного драматизма, причины которых совершенно очевидны, это недовольство существующими режимами и несправедливое распределение национального продукта. Наша страна не исключение, патриархальный уклад, бунты, восстания и революции лишь способствовали объединению и сплачиванию всех населяющих народов, как единой общности. История становления государства в нашей стране, как отмечают социологи, испокон веков отличалась яркими и выразительными вспышками так называемым «брожением умов», постоянным и болезненным процессом Богоискательства, стремлением к справедливости и свободе личности.

Поиск духовного начала в свободной славянской душе, а также в любом другом человеке независимо от происхождения и национальной принадлежности, приводило народ к отрицанию государственной всё подавляющей властной «машине», к внутреннему противоречивому чувству сопричастности ко всему происходящему на Земле. В результате любой конфликт преподносился как борьба за свободу и демократию, но никто толком так и не знал – чем это может закончиться, в результате всякое господство одних над другими не давало результатов. И все-таки, что-то толкало народы и страны к поиску новых – свободных экономических отношений и взаимного влияния, даже через военные столкновения.

Конечно, в любой войне или революционном конфликте народы несли колоссальные разрушения и непоправимые потери, но с другой стороны, как говорят историки – это был всеобщий скачок в развитии природы сообщества, новых форм взаимного сотрудничества, радикальное, глубокое и качественное его объединение. И как итог этого процесса практически все страны мира сегодня вошли между собой в гигантские межконтинентальные, международные объединения, транснациональные ассоциации: торговые, промышленные, технологические, т.е. глобальная интеграция мирового сообщества на лицо. Россия тоже вступила во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Развитие и противоречия мирового сообщества

Жан Жак Руссо: «Если бы не существовало таких точек, в которых сходились бы интересы всех, не могло бы быть и речи о каком бы то ни было обществе». Наш Мир, хотим мы этого или нет, вступил в эпоху всеобщей взаимной зависимости, и этот процесс глобализации стал настолько необратимым, что затронул все сферы человеческой деятельности: мировую экономику, глобальную финансовую систему, социально-экономические взаимоотношения в стране, городе, бизнесе и даже в семье. Сегодня просто невозможно представить мир без интернета, телефонных и телевизионных связей со всеми континентами и во всех частях Света. Международные рейсы, межконтинентальные железнодорожные и автомобильные дороги, без которых цивилизация просто перестанет существовать. Мы пользуемся товарами в быту и продуктами питания со всего мирового сообщества. Цивилизация стала замкнутым кругом, единое пространство которого нам еще предстоит осмыслить.

Но одновременно с этим, как утверждают социологи, именно сейчас мировое сообщество находится в такой стадии своего развития, что идея слома косной и неповоротной государственно-политической машины вновь может возобладать. А причины этого состояния, как утверждают экономисты самая прозаичная: безудержная конкуренция, борьба за рынки сбыта и энергоресурсы. В результате: товарное перепроизводство и колоссальное перенакопление капиталов, фондовые рынки вступили в полосу нестабильности. В глобальном хозяйстве сложилась ситуация, когда возможности рынков исчерпаны, производство наращивать проблематично, получать прибыль становится все сложней, и на фоне всё возрастающих противоречий и противостояний друг к другу: падения производства, социальная напряженность, безработица. Ко всему можно добавить проблемы с мировой экологией и глобальным потеплением…

…Пол Гилдинг ученый - экономист в своей книге "Великий перелом" говорит о происходящем процессе так: «Я рассматриваю Мир как интегральную систему, – в результате которой я вижу не акции протеста, не долговой кризис, не неравенство, не сумасшедший климат в отдельности, а всю нашу систему, переживающую болезненный процесс перелома… Механизм нашего экономического роста, неэффективная демократия, нагрузка на Земной шар – эта система пожирает себя заживо».

Оценивая с позиций такого рода место и роль нашей страны в современной мировой экономике и политике, можно сказать, что Россия в очередной раз переживает один из сложнейших этапов своего развития. Распад СССР, великого евразийского государства, вылился для Российской Федерации в огромные потери и существенно ухудшил возможности ее взаимодействия с мировым хозяйством. В значительной степени оказались разорванными кооперационные производственные и научно-технические связи, формировавшиеся в течение десятилетий в рамках единого народнохозяйственного комплекса. Некоторые зарубежные политологи уже вывели Россию из разряда ведущих стран мира и ставят под сомнение ее дальнейшее существование как единого федеративного государства. Что же происходит с нами, в этом не простом, взаимозависимом мировом сообществе?

Кризис развития или внутренний конфликт

Именно в этот период стремительных изменений в мировой экономике и политике, когда на новой финансовой и информационной базе в этих сферах начался фактически новый "большой передел", который спровоцировал глубокий системный кризис, просматривается ярко выраженная тенденция отсутствия гармонии во взаимоотношениях ведущих промышленно развитых стран и развивающихся государств. Международная конкуренция и существующие различия национальных экономических и политических интересов основных центров (США, Япония, ЕС, Китай, Индия) объективно являются геополитическими и геоэкономическими оппонентами не только по отношению к России, но и - что весьма существенно - по отношению друг к другу. Этот процесс не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд, ему присуща глубокая внутренняя противоречивость внутри любой страны, в том числе и России: очевидным фактом которого является обострённые конфронтации между властью и оппозицией, бизнесменами и рабочим населением.






В развитии нашего общества экономисты видят якобы некий кризис, как очередной временный его спад, но кризис проявляется у нас не только в финансовой сфере. То, что он подбирается близко к нашему карману, и нас действительно пугает, что завтра нам нечего будет есть, - этого недостаточно. Мы еще не совсем понимаем, что этот кризис – всеобъемлющий. Наступил кризис в семье, кризис в воспитании, климатический кризис, который распространяется и становится все тяжелее и принимает все большие масштабы. Глобальный кризис - не Российское изобретение, это констатация факта для всего мирового сообщества. И все же, анализ состояния современного Российского общества показывает, что уровень доверия, понимания, согласия населения страны с действиями основных социальных институтов, в первую очередь, института власти, недостаточен для преодоления разобщенности, для сплочения народа. Поэтому в Российском обществе большинство граждан усматривает причины социальной разобщенности исключительно в действиях «власть имущих», и соответственно, возлагает все надежды на преодоление кризиса только на политиков.

В такой ситуации общество естественно не чувствует в себе достаточную способность к самоорганизации, поэтому оно консолидируется в протестной форме, на основе неприятия непопулярных шагов государства и популистских лозунгов. И это совершенно справедливое отношение к политической элите, потому что она наиболее эгоистическая часть общества, пользующаяся властью, и так просто не сможет отказаться от удовлетворения своих амбиционных потребностей. Все потому что наполнение властью является самым большим источников наслаждения в иерархии человеческих желаний, поэтому, антагонизм между правящим классом и народом существовал столетиями.

Многие аналитики уверены, что готовность к революционной ситуации пусть еще недостаточная для неизбежности, но уже весьма близка к ней, и это якобы единственный путь - совершить новый скачок в развитии страны. Поводом для взрыва может стать что угодно.

Поиск свободы новым подходом и парадокс современного мира

Психологи, социологи констатируют, что сегодня возможна новая форма проявлении так называемой - прямой демократии, форма интересного времяпрепровождения, которая восполняет дефицит общения, физической активности. Люди знакомятся на протестных акциях, возникает небывалое чувство солидарности, восторга, даже эйфории. Если к этому прибавляется опасность, то это щекочет нервы, а риск особенно привлекателен для молодых людей и выброс адреналина от участия в протестных акциях становится потребностью. Это сопровождается и колоссальной креативной работой — выдумыванием новых форм, методов, лозунгов, плакатов, политических ходов. Сетевая толпа — это уже не та толпа, про которую обычно говорят «стадо». Это умная, творчески заряженная толпа. Что может заменить это чувство и конкурировать по наполненности этим эмоциям? Бороться с подобными явлениями старыми полицейскими методами малоэффективно.

Как не странно это звучит, но причина кризиса одна – мир по своей внутренней природе становится, с каждым днем все более взаимосвязанным, взаимозависимым, и все более противоположным нашим внешним потребительским связям и структурам, что выражается в социальной разобщенности общества, порождая взаимное недоверие, непонимание и нетерпимость. Получается, что кризис, подобно предупредительному знаку на дороге, он указывает на то, что весь комплекс человеческих взаимосвязей, все социальные и экономические системы должны измениться, причем измениться быстро. Отсюда следует, что кризис – это не только наша беда, но и наш шанс.

Единственное решение проблемы развивающегося кризиса, нашего растущего противостояния природе, это в постепенном достижении всем человечеством - единства, всеобщего поручительства, равновесия между собой и с природой, разумное потребления. Но в нашем сознании мы не желаем воспринимать мир, в котором живем вместе, как единую взаимосвязанную и взаимозависимую общность, мы просто не хотим быть зависимыми друг от друга, это ограничивает наши личные желания. Может быть, нам все-таки стоит задуматься, ведь природа человека, нашего желания – это защищать только то, что приносит нам удовлетворение – это богатство, слава, власть. Поэтому обвинять друг друга просто не имеет смысла, потому что каждый по-своему прав и борется только за удовлетворение своих амбиций, которые считает самыми приемлемыми для себя, но такие амбиции далеко не всегда приемлемы и полезны для других. Так кто же займет в этом противостоянии моральную высоту, кто будет честнее и справедливее?

…Платон. «В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя сами».

Самый сакраментальный вопрос – это перекладывать ответственность на кого-то другого и возмущаться чужой (не нашей) несостоятельностью и нерадивостью. Несомненно, люди, занимающие определённые государственные посты и должности, несут своё бремя ответственности. Но эти люди из нашего окружения, они родились в нашем обществе и воспитывались среди нас, в нашей стране. Они наши соотечественники и такие же граждане нашей большой страны. В каждом человеке, будь он правителем или дворником, можно увидеть срез всего нашего общества.

Это у нас, у нашего общества, у нашей страны такой образ мыслей. Великий русский историк В.О. Ключевский писал о загадочной русской душе так: «Мы все вместе ответственны друг за друга, и эта сопричастность-связанность, заставляет воспринимать общие радости и горести как свои, даже когда кажется, что они не имеют к тебе прямого отношения. Так этой нашей общей «повязанностью» проявляют себя русская душа и русская судьба – и та и другая «одна на всех».

Ему вторил великий русский философ, публицист Н. А. Бердяев:«Чем русская душа отличается от других? И отличается ли она? Условия, в которых формировался русский народ, являлись уникальными. Ни один народ в мире не развивался в таких тяжелых условиях и не создал при этом великого государства. Основу этой идеологии составляют три основных качества русского человека: ответственность, терпение и рассудительность. Благодаря этим качествам русским людям всегда был чужд экстремизм и терроризм. Вы можете себе представить ответственного, терпеливого и рассудительного террориста? Я не могу».

Сергей Лазарев

Accelerated with Web Optimizer