ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Различия в стратегиях кибервойны Пентагона и СВР России

Различия в стратегиях кибервойны Пентагона и СВР России

31.08.2012, 12:28

В то время, как Служба внешней разведки России решила взять на вооружение интернет-технологии предназначенные только для информационной войны и отслеживания настроений в блогосфере, командование ВВС США приступило к подготовке комплексной программы под названием CWOC – Cyberspace Warfare Operations Capabilities («Возможности ведения военных операций в киберпространстве»).

В рамках этого проекта Пентагон намерен закупить целый ряд вредоносных программ и готов – на первом этапе – потратить на них около $10 млн.

Отметим, что до недавнего времени Вашингтон категорически отрицал наличие планов разработки наступательного кибероружия. В обнародованной прошлым летом «Киберстратегии Пентагона» сказано, что действия американских военных в этой сфере будут носить сугубо оборонительный характер, напоминает «Коммерсант». Однако уже в декабре Конгресс дал киберкомандованию США добро и деньги на развитие наступательного кибероружия. а на днях стало известно об официальной покупке американскими ВВС различных вредоносных программ, предназначенных для борьбы с инфраструктурой вероятного противника.

В тендере Пентагона сказано, что американские ВВС хотят быть в состоянии «уничтожать, ослаблять, нарушать, вводить в заблуждение, искажать и захватывать» компьютерные сети и центры управления противника. В документе, в частности, говорится о «выводе из строя, в том числе при помощи DDoS-атак, заражении и взломе операционных систем, серверов и иных сетевых устройств противника», а также об «установлении временного контроля над киберпространством». Допускают США возможность применения кибероружия и в ходе обычных боевых действий, а также при подготовке к ним: в документе говорится о программах, которые позволили бы нанести противнику превентивный ущерб с целью ограничения его возможностей по ведению боя традиционными средствами.

Данные программы должны поступить на вооружение ВВС США уже через год и быть не слишком сложными в применении. Вторым проектом стал заказ DARPA – управления перспективных научно-исследовательских разработок Пентагона. DARPA за 110 миллионов долларов формулирует Plan X – сводку кибервозможностей потенциальных противников и создание карты Digital battlefield map. На ней в онлайн-режиме должны отображаться объекты военной инфраструктуры противника и степень их защищенности от возможных кибератак со стороны США.

Речь может идти о центрах оперативного управления, военных базах и складах, объектах транспортной инфраструктуры и системах электроснабжения. На карте предполагается разместить и военные объекты США с индикаторами степени их уязвимости для кибератак. 27 сентября в DARPA пройдет первое закрытое совещание по реализации Plan X, после чего будет обнародована более подробная тендерная документация.

Впрочем, о будущих разработках DAPRA и приобретениях для ВВС стало известно официально, тогда как частные расследования и косвенные данные позволяют предположить о том, что кибервойна ведется США уже давно.

Характерным примером может быть распространение в сетях Ирана вредоносной программы Stuxnet, которая замедлила работу ядерной программы этой страны и позволила тем, кто Stuxnet внедрил, быть в курсе всех манипуляции в промышленности и военном деле Ирана. Уникальность программы заключалась в том, что впервые в истории кибератак, червь физически разрушал инфраструктуру. Американский журналист Дэвид Сангер в книге «Противостоять и скрывать: тайные войны Обамы и удивительное использование американской силы» заявил, что Stuxnet был частью антииранской операции «Олимпийские игры» американского правительства.

По данным журналиста, подверглись иранские ядерные объекты, иранские ученые стали жертвами кибершпионажа, а в компьютерные системы стран Ближнего Востока внедрялись вирусы Stuxnet.

Россия не имеет официальных средств и подразделений для ведения кибервойны, хотя некоторые шаги в этой сфере предпринимаются. Правда, весьма специфические и тенденциозные.

В конце августа стало известно о заказе Службы внешней разхведки на разработку и внедрение трех программ управления медиасообществом. Системы «Диспут», «Монитор-3» и «Шторм-12» предназначены для исследования, анализа и, наконец, информационного вброса. В документах тендера говорилось, что целью виртуальных разведчиков станет «массовое распространение информационных сообщений в заданных социальных сетях, используя имеющиеся учетные записи пользователей, с целью формирования общественного мнения», «сбор статистики и анализ эффективности распространения информационной волны», «анализ пригодности наиболее популярных сервисов социальных сетей для инициирования информационных волн различной тематической, социальной и прочей направленности».

Сбор информации, в первую очередь – той, что находится в открытом доступе или публикуется в частном порядке в соцсетях, – дело для разведчиков первостепенной важности.

Но контраст с американской стратегией все же очевиден – пока Пентагон и различные разведведомства США учатся использовать новые технологии для контроля и разрушения инфраструктуры противника, российские спецслужбы озабочены лишь «созданием позитивного образа» страны и возможностями информационных вбросов для зарубежной аудитории.

Accelerated with Web Optimizer