ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Навальный: о сроке для Путина, платформе путинской "популярности" и Русском марше

Навальный: о сроке для Путина, платформе путинской "популярности" и Русском марше

16.02.2012, 01:22

В интервью русской службе BBC лидер протестного движения в России, борец с коррупцией Алексей Навальный рассказал, на какие примеры, по его мнению, должна ориентироваться в своем развитии Россия, почему он призывает людей ходить на "Русский марш", и какова истинная цена популярности в России премьер-министра Путина.

По словам Навального, хотя на демократические перемены в России потребуется длительное время, "сохранить систему власти" Путин и его сторонники смогут не дольше, чем на полтора года.

О Путине

На сегодняшний день Владимир Путин - самый популярный политик в России. Не стоит ли признать, что его стиль управления страной людям нравится?

 - Владимир Путин, действительно, самый популярный политик в стране. Он был гораздо более популярен. И было бы глупо отрицать, и было бы неправдой, если бы мы сказали, что он не сделал вообще ничего хорошего. Он пришел к власти в 1999 году и до 2003 года он действительно сделал много выдающихся и правильных вещей.

Однако с 2003 по 2007 год мы увидели время стагнации, а с 2007 года по настоящий момент не происходит ничего кроме постоянного разворовывания того огромного количества денег, которые приходят в Россию от продажи нефти и газа. Владимир Путин по-прежнему популярен, но это уже не 70% популярности, а 35%.

Нужно понимать, что сейчас его популярность базируется только на монополии в средствах массовой информации. Телевидение является той вещью, на которую молится Владимир Путин. Они уничтожили всех политиков вокруг, на него и исключительно на него работает грандиозная пиар-машина. Но мы видим, что и эта пиар-машина не справляется. Все-таки он у власти 12 лет и постоянная риторика о том, что "плохо, как было плохо в 90-е годы" – не работает. Потому что сейчас многие могут спросить: "А что ты сделал за 12 лет?". И ему немного есть, чего ответить.




 
О демократии в России

Сколько, на ваш взгляд, времени потребуется, чтобы изменить ситуацию в стране?

 - Превращение России в нормальную демократическую страну, где власть всегда избирается на честных демократических выборах, потребует какого-то процесса и длительного времени. Сейчас мы ведем речь о том, чтобы были объявлены первые на самом деле с начала девяностых годов честные выборы. Владимир Путин, естественно, будет максимально оттягивать эту дату. Однако учитывая его стремительно падающую популярность, я не думаю, что Владимир Путин и его окружение сможет сохранять систему власти в том виде, в котором они ее выстроили, больше чем полтора года.

Вы называете себя демократом?

 - Естественно, я воспринимаю Россию как часть Европы. Естественно, я считаю что европейский путь развития вполне органичен для России. Это наш выбор и это выбор русского народа. И как бы не пытался Путин и его окружение доказать обратное. Естественно, Россия должна стать демократической страной. Проблема в том, что когда мы говорим о наборе демократических ценностей, их все поддерживают абсолютно. Когда же появляется какая-то группа людей, которые называют себя демократы и либералы, все им говорят: "ну понятно, вы все какие-то бывшие сотрудники коммунистической партии из 90-х, которые украли всю собственность, назвавшись для этого демократами". Естественно, мы продвигаем набор абсолютно демократических ценностей. Тем не менее мейнстрим оппозиционного движения не должен носить идеологических лейблов и штампов.

В России нередко можно услышать разговоры об "особом пути" страны, о том, что западная демократия не подходит для российских особенностей. Вы согласны?

 - Мне кажутся такие разговоры даже оскорбительными и унизительными для нашей страны. И меня очень сильно раздражает, когда часть российских политиков пытается доказать, что народ России как-то недостаточно полноценен для демократии. Я абсолютно уверен, что Россия – это часть Европы. И, конечно, было бы глупо утверждать, что Россия устроена точно так же, как Великобритания или Голландия. Конечно нет, Россия гораздо более консервативная страна со своей историей. И очевидно, что у нас всегда будут некоторые особенности. Но точно такие же особенности мы видим в Британии по сравнению с остальной Европой.

 Мы также видим, что Европа неоднородна. И демократии, существующие в Западном мире, тоже достаточно неодинаковы. Но я абсолютно уверен, что базовое направление пути, а именно строительство демократии европейского образца - это единственно верный путь для России. И я уверен, что граждане России полностью разделяют эту позицию.

О политике Навальном

Как вы сами себя определяете? Вы политик? Вы борец с коррупцией?

 - Сейчас люди в основном называют меня политиком, но моей основной зоной интереса и моим основным занятием остается расследование коррупции в компаниях под государственным контролем. Проблема в том, что коррупция и есть основа политической системы, которую создал Владимир Путин. Поэтому человек, который занимается борьбой с коррупцией по определению занимается политикой. Политическое поле и оппозиционное политическое поле было практически уничтожено Кремлем. Часть оппозиционных политиков была подкуплена, часть политиков была запугана и так далее. Поэтому те люди, которые остались, достаточно заметны, в том числе и я.

Вы готовы стать "системным" политиком?

 - Роль внесистемного оппозиционера, который вечно всем недоволен, вечно со всем несогласен, она просто навязана коррумпированным Кремлем. Мы все должны понимать, что мы можем не любить власть, но мы должны ее уважать. И что если ты не любишь власть, то ты должен пытаться изменить ее и сам стать частью этой власти. Естественно, нужно бороться за лидерские позиции, проникать в эту власть путем легальных процедур: выборов, представительной демократии, участием в судах и так далее.

Сейчас сложилась ситуация, при которой власть полностью узурпирована определенными группами. И огромное количество людей - политиков, активистов, кого угодно - они где-то там вышвырнуты за пределами такого маленького "кремлевского рая". Это совершенно неправильно, это не может быть основой страны. Это рано или поздно изменится. И мы все будем в русле нормальных демократических процедур, мы будем все друг с другом не согласны, мы будем друг с другом бороться, но это будет некая единая площадка с нормальными честными правилами.

Вы были готовы к тому, что вас лично будут атаковать?

 - Я отлично понимал, что наша задача сделать так, чтобы этим людям, жуликам, которые грабят нашу страну, жилось плохо. И естественно, они пытаются усложнить жизнь для меня. Поэтому нарастающее давление со стороны Кремля показывает, что я действую относительно эффективно, и моя деятельность действительно причиняет им ущерб.

О дальнейших действиях протестующих

Исчерпан ли лимит на количество недовольных в Москве? Порядка сотни тысяч человек на улице – это предел?

Если бы полгода назад меня спросили, веришь ли ты в то, что на улицы выйдет сто тысяч человек, я бы сказал: "Верю, и мы работаем на это". Но я был бы весьма скептически настроен на то, что сто тысяч человек выйдут на улицы в ближайшие два месяца. Тем не менее это случилось. Это стало большим сюрпризом в том числе и для российской оппозиции. Я бы сказал, что те протесты, которые сейчас происходят, никто не организовывает. И те люди, в том числе такие как я, которые стоят на сцене во время этих выступлений, не управляют этой волной, они стоят на гребне этой волны во многом случайно.

Мне кажется, Путин выводит на улицы людей за счет своих очевидных и наглых фальсификаций. Поэтому все зависит от него. Выборы 4 марта очевидно будут фальсифицированы. Но если уровень фальсификаций будет таким же раздражающим и очевидным для людей, как это было в декабре, я думаю, что на улицы может выйти гораздо большее количество людей.

Как будут действовать ваши сторонники после выборов, на которых, вероятнее всего, победит Путин?

 - Борьба должна продолжаться. Правительство Путина сейчас является нелегитимным правительством. Партия, которая его поддерживает, получила большинство в Государственной Думе за счет фальсификаций, и это очевидно всем. Путин назначит себя президентом в ходе коррупционной, нелегитимной и поддельной процедуры.

Задача – наращивать уличный протест, задача – вести агитационные кампании таким образом, чтобы вынудить коррумпированную власть Путина объявить честные свободные выборы, в которых он тоже, возможно, сможет принять участие.

Вы действительно агрессивный человек? Потому что власть вы атакуете агрессивно.

 - Злость – правильное слово. Мы все, действительно, в ярости, мы разозлены. Я пытаюсь доказать всем людям, что коррупция это не что-то абстрактное и отвлеченное, а конкретные деньги, которые украли у вас, украли у ваших детей. Я призываю всех моих читателей и граждан воспринимать все то, что происходит в стране лично. И когда мы говорим о том, что очередной чиновник или очередной нефтяной или газовый олигарх купили самую дорогую недвижимость в Лондоне, это означает, что эти деньги фактически были похищены у граждан России.

 Когда мы видим, что вся недвижимость в Великобритании дороже одного миллиона фунтов покупается российскими чиновниками, я объясняю людям, что эти деньги украдены у них. Эта коррупция – это не что-то, что воруют вообще у всех, воруют конкретно у тебя, грабят тебя и твоих детей, воруют твое будущее.

О Русском марше

Вам в упрек нередко ставят ваше участие в "Русском марше" и то, что вы с гордостью называете себя националистом? Что вы на это отвечаете?

 - Здесь снова мы говорим о проблеме идеологических брендов, лейблов и клише. Когда люди говорят "национализм" – это сразу вызывает негативные ассоциации. Правда в том, что когда мы говорим о так называемой националистической повестке дня, мы говорим о реально существующих проблемах.

Россия находится на втором месте по количеству нелегальных иммигрантов, Россия находится на первом месте в мире по потреблению героина, который везут неконтролируемые мигранты, Россия имеет грандиозные проблемы на Северном Кавказе, который по сути перестал быть частью России.




Русские – крупнейший разделенный народ в Европе. Это реально существующие проблемы, которые мы должны обсуждать. И мое участие в мероприятиях, где традиционно участвуют только националисты и не участвуют люди каких-то либеральных или демократических направлений, оно происходит от того, что я говорю, что мы не должны отдавать обсуждение этих важнейших вопросов исключительно маргинальным политикам.

 Либо демократические, либеральные политики будут искать ответы на эти важнейшие вопросы, которые заботят абсолютно всех граждан в нашей стране, либо они их будут табуировать, и ответы на них будут искать маргиналы и люди, склонные к насилию.

Источник: Русская служба ВВС

Accelerated with Web Optimizer