ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Феномен финансовых пирамид в России

Феномен финансовых пирамид в России

29.01.2012, 21:35

В России финансовые пирамиды уже не первый год возникают и исчезают, оставляя после себя разрушенные надежды на скорое обогащение, ухудшение здоровья, а то и смерти своих жертв. Вред наносимый ними как конкретным гражданам, так и экономической безопасности государству в целом бесспорен. Почему же их популярность в течении почти двадцатилетнего существования в нашей стране, несмотря на последствия и уже заведомо известный результат, падает совсем незначительно. Постараемся проанализировать ситуацию, начиная с воспоминания о том, как все начиналось.

По просьбе ИАП "Экономическая Безопасность" данную проблему проанализирует Татьяна Ценова, к.ю.н.. эксперт отдела ЭКЦ ГУ МВД по Краснодарскому краю, майор полиции, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин ЮИМ.

 В период проведения социально-экономических реформ широкое распространение получил такой вид мошенничества, как создание финансовой пирамиды. Суть мошеннических операций заключается в том, что лицо (либо группа лиц) создает коммерческую организацию не в целях получения прибыли, а для привлечения вкладов граждан. Эта организация функционирует на принципе приоритета первого вкладчика. На первом этапе производится массовый прием вкладов граждан. При этом организация гарантирует вкладчикам выплату высоких процентов. Собрав определенную сумму денежных средств, руководители организации производят частичные процентные выплаты по вкладам. Подобные действия оказывают огромный психологический эффект на массы населения. Количество вкладчиков возрастает с геометрической прогрессией.

 В ряде случаев следуют вторичные выплаты. Как правило, руководители компании в этот период различными способами присваивают полученные средства. Деятельность компании построена на том, что выплата вкладов и процентов по ним производятся не за счет полученных доходов, а за счет поступления средств от новых вкладчиков. В конечном итоге произвести обещанные выплаты последним вкладчикам не представляется возможным.

 Б.В. Волженкин пишет, что в период с 1991 по 1995 г.г. лишь на рынке частных инвестиций от финансовых пирамид пострадали 735 тысяч граждан, потеряв 1,9 триллионов рублей. За указанный период времени было выявлено 170 мошеннических фирм, имеющих 334 филиала в российских регионах.

 В соответствии с информацией, предоставленной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, негосударственные финансовые структуры обманули примерно 40 млн. человек, нанеся им ущерб, составивший порядка 50 триллионов неденоминированных рублей. Данные Федерального общественно-государственного фонда защиты прав вкладчиков и акционеров выглядят более впечатляющими: в середине 90-х годов ушедшего столетия было создано 1800 финансовых пирамид, выманивших у населения свыше 13 трлн. рублей. Вкладчикам возвращено около 260 млн. рублей.

Так, ряд финансовых пирамид обманул следующее количество человек: «Русский дом Селенга» - 2,4 млн. вкладчиков на сумму 2,8 млрд. руб., выплачено фондом 45 млн. руб., компенсация от реализации имущества компании составит не более 1 % от вложенных средств.

«Русской недвижимостью» обмануты 1,5 млн. человек на 1 млрд. руб., фонд передал вкладчикам 35 млн. руб., после продажи имущества компании ожидается компенсация не более 17 % от вложенных средств, «Хопер-Инвест» - 4 млн. вкладчиков на 500 млн. руб., фондом было выплачено 20 млн. руб., от продажи имущества компании пока никаких поступлений нет;
«Тибет» обманул 288 тыс. человек, гражданский иск предъявлен на сумму 225 млн. рублей, реализовано имущества на сумму 15 тыс. долл. Имеется договоренность с правительством гор. Москва о возврате 400 тыс. долл., которые учредитель В. Дрямов в свое время перечислил на счет столичной мэрии, «МММ» - более 10 млн. вкладчиков, выплаты через фонд не производились, «Властелина» обманула на сумму 4 млрд. руб. 26 тыс. вкладчиков, фонд перечислил вкладчикам 6, 5 млн. руб, и отдал на реализацию имущество компании: 6 квартир в Москве, 2 коттеджных поселка, коттедж в Подмосковье, земельный участок в 100 га., выплаты будут производиться не более 1 тыс. руб. за акцию только вкладчикам льготных категорий при наличии приходно-кассового ордера.

 Классическим примером функционирования финансовой пирамиды стали мошеннические операции, осуществленные руководителями компании «Хопер-Инвест». В 1992 г. в гор. Волгограде Л.И. Константинова совместно с другими лицами создала товарищество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Хопер-Инвест».

 В целях привлечения денежных средств названная группа лиц зафиксировала в учредительных документах возможность увеличения уставного фонда предприятия за счет привлечения новых участников-вкладчиков в качестве временных учредителей. При этом учредительные документы были составлены таким образом, что фактически в соответствии с учредительными документами распределение прибыли предполагалось без участия «временных учредителей». До сведения граждан доводилась ложная информация относительно формирования и распределения прибыли. Значительная часть полученных денежных средств была направлена на обеспечение рекламной кампании по радио, телевидению и печати, где сообщались ложные сведения о прибыльной работе компании и возможности возврата вложенных средств. С целью привлечения дополнительных денежных поступлений Константинова совместно с другими соучастниками возвратила часть вкладов гражданам. Это обстоятельство позволило увеличить количество взносов. Однако полную выплату вкладов и процентов предприятие осуществить не смогло, поскольку работа компании осуществлялась по принципу пирамид. Проценты по вкладам выплачивались за счет средств внесенных последними вкладчиками.

 В период проведения компании по привлечению вкладов руководители названной организации систематически присваивали средства вкладчиков. В целях легализации, рассредоточения и сокрытия похищенных средств Константинова совместно с другими соучастниками создала и зарегистрировала собственные предприятия в различных регионах Российской Федерации. Аналогичные методы работы с доверчивыми гражданами использовали и другие компании, такие как «Властелина», АО «МММ» и так далее.

И на примере АО «МММ» показательно рассмотреть феномен популярности таких пирамид. Большой вклад в его процветание внесла грамотно проводимая рекламная компания. Автором успешного рекламного проекта, по мнению ряда исследователей, считается Б. Килибаев – кинорежиссер, сценарист. Его фильмы «Игла», «Клещ» и другие к тому времени уже достаточно нашумели, были интересны и злободневны. Б. Килибаев вспоминает: «Мавроди мне говорил: Бахыт, через четыре дня мне надо уже запускать что-нибудь в эфир. – «А что?» - «Ну вот так, чтобы все взяли и принесли нам деньги».




 И Б. Килибаеву удалось создать до сих пор, пожалуй, не превзойденные по креативности рекламные сюжеты, отличающиеся простотой и доходчивостью, умением создать ассоциации схожести с такими «своими», из народа героями: Леней Голубковым, Марины Сергеевны, студентов Игоря и Юли, любимой «просто Марией» (мексиканская актриса Виктория Руффо». Эти такие простые образы, примитивные сюжеты всяты были из жизни. Именно это и создавало ощущение, что того, что вот они, такие же обычные люди как и все остальные доверяют «МММ», получают доход, а почему бы и нам не попробовать? В этом примитивизме и простоте был заложен сильный эффект, побуждающий к активным действиям.

 Но это еще не все. Реклама сопровождалась серьезным аналитическим исследованием настроения масс. Специально нанятые социологи были везде: в транспорте, в очередях … . Чутко улавливалось настроения людей. Проводилось глубокое исследование полученной информации. На ее основе вносились особые акценты в рекламные ролики, добавлялись реплики героев, направленные на разрушение сомнения вкладчиков и, чтобы у них вызвать позитив и уверенность в успехе.

 Одним из слагаемых успеха «финансовых пирами» являются и психологические особенности вкладчиков-жертв. Жертв можно условно разделить на две категории. К первой относятся лица, имеющие стереотипное мышление, желающие обогатиться, не затрачивая особого труда. Подобные граждане доверчивы, имеют недостаточно высокий уровень образования, не желают пополнять имеющийся багаж знаний, предпринимать попытки анализа ситуаций, которые могут быть связаны с риском. Такие граждане эмоционально зависимы от окружающих их людей и обстоятельств, внушаемы и не уверены в себе. Все это делает их легкой добычей преступников.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране застал многих людей врасплох. Неумение просчитать последствия той или иной сделки приводит к тому, что люди терпят убытки. Они верят, что им будут выплачены большие проценты, и покупают акции одной либо нескольких похожих компаний. Хотя логичнее приобретать смешанный пакет акций – это значительно снижает степень риска для их владельцев в случае банкротства какой-либо из фирм. Вторая категория пострадавших – лица с завышенной самооценкой, считающие себя большими профессионалами с прекрасно развитыми деловыми качествами, сведущими в различных областях знаний.

 Пройдя краткосрочные курсы бухучета, такие люди полагают, что способны работать с бухгалтерскими документами; ознакомившись с основами правовых знаний, считают, что могут обойтись без помощи дипломированных юристов при заключении договоров, профессионально осуществлять защиту своих интересов в судах различных уровней и т. д. Именно завышенная самооценка становится причиной их материальных потерь. Они не могут допустить мысль, что кто-то сумеет их обмануть. Возраст жертв – от 20 до 70 лет.




 В числе пострадавших примерно равное количество мужчин и женщин, поскольку в последние годы у представительниц слабого пола существенно возросла деловая активность. В других странах уже давно практикуется «принцип самозащиты» субъектов бизнеса: собираются сведения о деловых партнерах, отбрасывается надежда на случайное везение, а при возникновении подозрений относительно выгодности сделки вложение денежных средств приостанавливается.

 Нежелание наших граждан выяснить причины разразившихся экономических кризисов в развитых странах, игнорирование аналитической литературы, разъясняющей причины краха различных компаний, приводит к тому, что они становятся обманутыми вкладчиками. К cожалению, подобные мошенничества не редкость и в наши дни.

Так, Виктория Юрьева в 2007 году создала коммерческую организацию ООО «Взаимопомощь Кубань», использовав не хитрую схему: фирма занималась приемом вкладов, обещая уже через 4 месяца выплатить вкладчикам до 300% от внесенной суммы. Желающих оказалось (в основном пенсионеры) более 600 человек. За время существования ООО «Взаимопомощь Кубань» (с сентября 2007 года по март 2008 года) было собрано около 40 миллионов рублей. Вкладчики вложенных денег, как и обещанных процентов не получили. В отношении В. Юрьевой было возбуждено уголовное дело. Суд приговорил мошенницу к 6,5 годам лишения свободы.

 Показателен еще один пример. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в лице замглавы А. Кашеварова заявила о том, что организатор «МММ-2011» С. Мавроди предлагает ничто иное как очередную финансовую пирамиду.

 Однако, несмотря на известную репутацию Мавроди, желающих участвовать в новом его детище вполне достаточно. По данным ГУ МВД по Краснодарскому краю, кредитный потребительский кооператив начал свою работу в 2006 г. в городе Екатеринбурге, в его состав вошли 15 учредителей, которые за три года зарегистрировали 20 кооперативов по всей стране. За три года мошенники «заработали» более трех миллиардов рублей от 30 тысяч граждан, проживающих и в Краснодарском крае. Свою деятельность кооператив осуществлял по принципу «финансовой пирамиды» - денежные средства принимались под видом высокого дохода от их использования на международном финансовом рынке 1. Одним из слагаемых успеха «финансовых пирами» является и психологические особенности вкладчиков.

 Жертв можно условно разделить на две категории. К первой относятся лица, имеющие стереотипное мышление, желающие обогатиться, не затрачивая особого труда. Подобные граждане доверчивы, имеют недостаточно высокий уровень образования, не желают пополнять имеющийся багаж знаний, предпринимать попытки анализа ситуаций, которые могут быть связаны с риском. Такие граждане эмоционально зависимы от окружающих их людей и обстоятельств, внушаемы и не уверены в себе. Все это делает их легкой добычей преступников.

Неумение просчитать последствия той или иной сделки приводит к тому, что люди терпят убытки. Они верят, что им будут выплачены большие проценты, и покупают акции одной либо нескольких похожих компаний. Хотя логичнее приобретать смешанный пакет акций – это значительно снижает степень риска для их владельцев в случае банкротства какой-либо из фирм.

 В других странах уже давно практикуется «принцип самозащиты» субъектов бизнеса: собираются сведения о деловых партнерах, отбрасывается надежда на случайное везение, а при возникновении подозрений относительно выгодности сделки вложение денежных средств приостанавливается. Нежелание наших граждан выяснить причины разразившихся экономических кризисов в развитых странах, игнорирование аналитической литературы, разъясняющей причины краха различных компаний, приводит к тому, что они становятся обманутыми вкладчиками.

 Однако, доверчивых граждан все же стало меньше. По данным платежной системы «Яндекс-Деньги», российские граждане стали не так часто, как раньше принимать участие в виртуальных пирамидах. Если пять лет назад компания фиксировала работу 50-60 пирамид в день, то сейчас эта цифра упала до 20.

 Но в целом это проблему не решает. Необходимо сказать, конечно же, и о слабом уголовно-правовом регулировании данной сферы. Ведь действия С. Мавроди и ему подобных квалифицировать очень сложно…

Да и декриминализация состава ст. 182 УК РФ «Заведомо ложная реклама» сказывается не лучшим образом. Пока не изменится подход рассматриваемой проблеме, страдать от финансовых пирамид будут еще многие. Для нас ценно уже то, что мы хотя бы немного научились извлекать уроки из своих ошибок.

Татьяна Ценова, к.ю.н., эксперт отдела ЭКЦ ГУ МВД по Краснодарскому краю, майор полиции, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин ЮИМ

Accelerated with Web Optimizer