ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Пути к изменению договора ЕС и препятствия

Пути к изменению договора ЕС и препятствия

08.12.2011, 23:22

7 декабря Президент Франции Николя Саркози и Канцлер Германии Ангела Меркель направили послание в адрес председателя Европейского совета Хермана Ван Ромпея, в котором выдвинули предложение о внесении поправок в действующий договор ЕС с целью укрепления финансовой дисциплины. Это также будет главным предметом обсуждения на открывшимся в четверг саммите ЕС.

Данный саммит ЕС рассматривается как ключевое совещание, касающееся судьбы еврозоны. Министр финансов Франции Франсуа Баруан даже заявил: "Франция и Германия ни в коем случае не покинут стол переговоров до достижения действенного соглашения." Однако с учетом многих разногласий по вопросу внесения поправок в договор ЕС добиться единства мнений по этой проблеме - нелегкое дело.

 Разногласия на пути внесения поправок в договор

 В тот день, когда Германия и Франция выдвинули предложение о всестороннем пересмотре договора ЕС, Херман Ван Ромпей предложил добиться финансовой интеграции путем исправления дополнительного протокола и внесения поправок к договору ЕС. Такой вариант позволил бы быстрее внести поправки в договор в обход Европейского парламента, Европейского центрального банка и парламентов стран ЕС. Однако это предложение было отклонено германской стороной.

Представитель Германии сказал, что его стране не нужен "косметический ремонт" договора, она стремится к достижению всеобъемлющего соглашения по установлению валютного союза. Германия и Франция неизменно считают, что европейский долговой кризис обнажил недостатки строительства валютного союза в Европе, поэтому обе страны надеются на завершение всех работ по внесению поправок во все положения нового договора ЕС к марту 2012 года.

Германия и Франция также заявили, что если не смогут добиться консенсуса в рамках ЕС, то будут осуществлять эту цель в рамках еврозоны, а другие страны-члены ЕС смогут на добровольной основе присоединиться к процессу, если будут к нему готовы. Однако к настоящему времени из 10 стран-членов ЕС, не вступивших в еврозону, только Польша выразила явную поддержку предложению Германии и Франции.

 Финансовый контроль оказался под давлением

Германо-французское предложение подчеркивает важность формирования режима всесторонней амортизации и предусматривает необходимость законодательно закрепить положение о том, что финансовый дефицит в странах еврозоны не должен превышать 3 процента от ВВП. В случае превышения 3-процентного барьера ЕС имеет право штрафовать соответствующую страну за исключением той ситуации, когда большинство стран еврозоны проголосуют против этого. Согласно германо-французскому предложению программа финансового контроля будет сначала осуществлена в еврозоне, а потом распространена на другие страны союза.

Но, к сожалению, в таком случае возникнет проблема, которая заключается в том, что ужесточение финансового контроля в еврозоне может нанести вред другим странам ЕС, поскольку инвесторы будут расценивать ситуацию в неприсоединившихся к программе странах как более рискованную. Кроме того, данное предложение также не очень устраивает Великобританию: страна опасается возможности своей маргинализации в ЕС. В этой связи премьер-министр Дэвид Кэмерон даже заявил, что если поправки к Лиссабонскому договору затронут интересы Великобритании, то страна не подпишется под новым документом.

По-прежнему существуют разногласия в отношении механизма оказания помощи

 Германия и Франция предложили досрочно ввести в действие постоянный механизм оказания помощи в еврозоне, Европейский стабилизационный механизм (ЕСМ), - уже в следующем году. При этом, согласно их предложению и в целях более эффективного функционирования механизма, для принятия важных решений не нужно добиваться единогласия, а достаточно только согласия большинства. Между тем, по-прежнему существуют немало возражений по вопросу функционирования данного механизма оказания помощи.

 Во-первых, недавно распространились слухи о том, что в ЕС рассматривают возможность объединить Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС) и ЕСМ в один механизм, чтобы совокупный объем его достиг 750 млрд евро (примерно 1,0048 трлн долларов). Но Германия возразила против этого, заявив, что если ЕСМ заменит ЕФФС, то совокупный объем механизма оказания помощи не должен превышать 500 млрд евро (примерно 669,8 млрд долларов).

Во-вторых, Харман Ван Ромпей предложил придать ЕСМ банковский характер, чтобы данный механизм мог получать от Европейского центрального банка неисчерпаемую поддержку. Но это предложение также встретило протест со стороны германских представителей.

 В-третьих, по предложению Германии и Франции, для принятия важных решений в рамках ЕСМ требуется только согласие большинства и не следует принуждать банки принимать участие в этом механизме, но против этих двух пунктов резко возразила министр финансов Финляндии Ютта Урпилайнен.

Accelerated with Web Optimizer