ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Саммит глав прикаспийских государств не решил существующих проблем

Саммит глав прикаспийских государств не решил существующих проблем

24.11.2010, 16:31

Прошедший 18 ноября в Баку Третий саммит глав прикаспийских государств к заметному прогрессу в вопросе выработки правового статуса Каспия не привел. Тем не менее, встреча выявила определенные политические тенденции. Так, в рамках саммита прошла встреча президентов России и Ирана – Дмитрия Медведева и Махмуда Ахмадинежада.

Вероятно, они обсудили вопросы, связанные с прерванным сотрудничеством между Москвой и Тегераном в области развития ядерной программы Ирана, а также поддержку Россией международных санкций против ИРИ. С учетом данного контекста, говорить о каком-либо эффективном диалоге между двумя бывшими союзниками вряд ли можно. На наш взгляд, в нынешней ситуации Москва пытается убедить Иран в необходимости выполнения условий международного сообщества о прозрачности и подконтрольности своих разработок в области атомной энергии. В условиях, когда даже Россия отвернулась от Ирана, Тегерану не приходится рассчитывать на помощь и других, новых независимых прикаспийских государств – Азербайджана, Казахстана и Туркмении, вынужденных считаться с политикой США.

Поэтому ему не удалось превратить Каспийский саммит в демонстрацию единства прикаспийских государств в вопросе противодействия планам США по реализации американских интересов в регионе. В отличие от предыдущего саммита глав прикаспийских государств, состоявшегося в 2007 году в Тегеране, в итоговом заявлении бакинского саммита поддержка странами региона планов Ирана добиться производства ядерной энергии «в мирных целях» своего отражения не нашла. Таким образом, позиция России на каспийском саммите сорвала антиамериканские планы Ирана. Это является следствием договоренностей между США и РФ по вопросам повестки дня международной жизни.

 Еще одним свидетельством тому является участие Медведева, вслед за каспийским саммитом в Баку, в саммите НАТО в Лиссабоне, хотя еще совсем недавно отношения между Россией и НАТО были накалены до предела из-за августовской войны 2008 года в Грузии. Таким образом, вокруг Ирана все более сужается кольцо международной изоляции, и немаловажную роль в этом играет Россия.

Вместе с тем еще более особое внимание привлекло выступление президента России Дмитрия Медведева: - «Если мы в какой-то момент ослабим взаимодействие, можете не сомневаться, нашими вопросами захотят заниматься другие государства, которые никакого отношения к Каспию не имеют, но которым интересно здесь появиться для решения собственных экономических, а то и политических задач». Хотя Медведев не назвал конкретных стран, но не вызывает сомнений, что он имел в виду США. В Каспийском регионе имеют политические и экономические интересы и считают себя соперником России только США. Более того, Америка придает особое значение вопросам безопасности на Каспии и активно сотрудничает в этой сфере с Азербайджаном и Казахстаном, что вызывает беспокойство у России и Ирана.

Поэтому Москва будет стремиться использовать Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, подписанное в ходе саммита, для противодействия реализации интересам США в регионе. Иными словами она хочет взять на себя лидерство в обеспечении вопросов безопасности на Каспии. По мнению ряда политологов, Россия, с одной стороны, старается нормализовать отношения с США, а, с другой, ведет борьбу против интересов Вашингтона на постсоветском пространстве. «Пять прикаспийских государств, конечно, могут собраться и поделить Каспий между собой на части, однако в условиях глобализации, когда границы все более обретают символическое значение, море не может оставаться в монополии прибрежных стран.

Через Каспий проходят и планируются энергетические и транспортные проекты, имеющие региональное и международное значение», - заявляет политолог политолога Габиль Гусейнли. Россия, на его взгляд, в угоду собственным интересам, стремится помешать реализации этих проектов. В частности, Москва всяческие противодействует строительству Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан, который может стать частью «Южного энергетического коридора» по обеспечению газовыми ресурсами стран ЕС в обход РФ. Она стремится препятствовать и прокладке транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА), также поддерживаемого ЕС. Поэтому, привлекая Иран на свою сторону, РФ хочет воспрепятствовать продвижению интересов США в Каспийском регионе.

Следует подчеркнуть, что Россия имеет на Каспии самый большой военно-морской флот, который контролирует обширную территорию от Астрахани до Махачкалы. И Кремль выступает против демилитаризации Каспия. В Баку не скрывают, что такая политика противоречит интересам Азербайджана, который разрабатывает свои морские нефтегазовые месторождения при помощи западных компаний. Поэтому Баку никогда не поддержит варианты решения проблемы правового статуса Каспия, предлагаемые Россией и Ираном. В этом вопросе Азербайджан активно ищет поддержку Запада.

Accelerated with Web Optimizer