ЕЩЁ НОВОСТИ
Главная › Жадность владельцев отпугнула «стратегов»

Жадность владельцев отпугнула «стратегов»

25.12.2009, 13:00

Ожидания зарубежных сетей безболезненно скупить украинских игроков не оправдались. Во многом из-за того, что собственники все никак не могут сложить цену своим активам

«ИНОСТРАННЫЕ сети, имевшие намерение выйти на украинский рынок, хотели сформировать новый портфель из участков и объектов недвижимости, которые четко соответствуют их требованиям. Но на практике это оказался гораздо более трудо- и капиталоемкий процесс, чем предполагалось вначале», — поясняет руководитель отдела инвестиций DTZ в Украине Наталья Стельмах. Один из факторов, который не позволил крупным национальным сетям привлечь стратегических инвесторов, в том числе зарубежных, — жадность владельцев. По словам аналитика департамента инвестиционно-банковских услуг Astrum Investment Management Натальи Пискуновой, завышенные ценовые ожидания собственников на фоне высокой долговой нагрузки отпугнули потенциальных инвесторов, и это в значительной степени помешало активизироваться покупателям.


Цену бизнеса «по годовому обороту», как этого хотелось бы сетям, в 2009 году уже никто не слагал. «Стоимость компаний на основе мультипликаторов EV/Sales и EV/EBITDA упала в два раза», — уточняет Наталья Пискунова. Как утверждает гендиректор GT Partners Ukraine Игорь Гугля, способ определения стоимости сети по показателю EBITDA зависит от того, кто является потенциальным покупателем. Например, если таковым является другой ретейлер-конкурент, то в среднем предлагают до 4х EBITDA 2009 года. Если стратегический зарубежный инвестор или финансово-промышленная группа — то 8–10х EBITDA 2009 года. Для инвестиционного фонда расчет производится исходя из 5–7х EBITDA 2009 года. В то же время, по мнению директора инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Андрея Пивоварского, сложность оценки бизнеса — немаловажный фактор, затягивающий проведение переговоров. Унифицированного подхода не существует. «Если сегодня применить к сетям стандартные фундаментальные методы оценки (мультипликаторы, EBITDA), у большинства ретейлеров стоимость после выплаты всех долгов всем кредиторам окажется отрицательной. Чтобы продать такую сеть, ее владельцы должны будут еще доплачивать покупателю», — поясняет эксперт.


Экспертам приходится изобретать какие-то нестандартные методы оценки, которые дадут возможность продавцу и покупателю договориться об условиях продажи. «В первую очередь инвестор берет на себя обязательства по реструктуризации задолженности и вливанию ликвидности в рабочий капитал для возобновления приемлемых условий по рассрочке платежей с контрагентами. Существующие акционеры получают или небольшую денежную компенсацию и/или остаются в миноритарной доле», — поясняет руководитель инвестиционно-банковского отдела ИК «Тройка Диалог Украина» Игорь Петрашко.


РЕГИОНАЛЫ ОТДАЮТСЯ ЗА ДОЛГИ


По наблюдениям Натальи Пискуновой, характерной тенденцией в M&A было увеличение неденежных трансакций: из-за невозможности самостоятельно реструктуризировать долги и обслуживать кредиторскую задолженность собственники были вынуждены договариваться с покупателями бизнеса, которые брали не себя выплату кредиторской нагрузки. Нередко «спасители» получали компанию в 100%-ную собственность. Правда, по убеждению Натальи Стельмах, кризис даже сыграл на руку некоторым успешным сетям, усилив их позиции из-за большого числа замороженных проектов экспансии конкурентов. «Сделки проходили в продовольственном ретейле, в сегменте «бытовая техника и электроника» все заканчивалось в основном делом о банкротстве сети», — отмечает начальник отдела корпоративных рейтингов агентства «Кредит-Рейтинг» Андрей Кулик.


Андрей Пивоварский поясняет, что в наиболее тяжелой ситуации оказались региональные операторы, поскольку их влияние на поставщиков-кредиторов было намного меньше, нежели национальных игроков. Поэтому большинство сделок происходило на региональном уровне.


Самым активным и одновременно самым скандальным покупателем стало ЗАО «Евротэк», управляющее сетью «Фреш Маркет». Его совладельцы Михаил Весельский и Василий Яницкий, получив в конце минувшего года от инвесторов за продажу доли в «Евротэке» $30 млн., в 2009 году сами приступили к скупке проблемных сетей.


Первым приобретением стала черниговская компания «Союз» (эконом-магазины «Квартал», супермаркеты «Союз» и «Союз-экспресс»), принадлежавшая Станиславу Друцкому. Вторым — ООО «Торговая компания «Интермаркет» (сеть «Арсен», «Интермаркет Cash&Carry»), соучредителем которого был депутат Львовского горсовета Роман Шлапак. В обоих случаях объектами сделок выступали операторы с большой долговой нагрузкой. У «Союза» — около 550 млн. грн., у «Интермаркета» — примерно 1,5 млрд. грн. При этом «Евротэк» поглощал их наиболее безопасным способом при покупке активов с долгами — путем переоформления корпоративных прав на данные компании (это позволяло в случае недостижения с кредиторами договоренности и банкротства сети не нести ответственность за долги ни ее настоящему, ни ее прежнему собственнику).


По мнению Игоря Гугли, поглощение региональных сетей «Евротэком», безусловно, серьезно повлияло на рынок. Во-первых, после объединения под своим крылом пяти разных розничных брендов и более 70 торговых точек «Евротэк» вошел в первую десятку украинских ретейлеров. Во-вторых, на этом примере отечественный рынок впервые узнал, что такое реструктуризация долгов, и увидел специфику переговоров с поставщиками.


Торгово-промышленная группа Rainford (гипермаркеты Rainford, дискаунтеры «Корзинка») днепропетровских бизнесменов Бориса Цейтельмана, Михаила Ландмана, Александра Мартынова и Александра Тригуба также на 100% поглотила (или «взяла в управление», по формулировке покупателя) своего регионального конкурента — сеть «Большая ложка» (Днепропетровск), принадлежащую предпринимателю Александру Уриху. По словам Игоря Петрашко, фактически эта сделка являлась обменом долга (приблизительно 200 млн. грн. — Ред.) на акции. В результате приобретения сети супермаркетов Rainford сумел усилить свою мультиформатность и расширить присутствие в юго-восточных регионах Украины.


Продолжила региональную экспансию и донецкая компания «Украинский ритейл» (розничная сеть магазинов у дома «Брусниця»). За 2009 год этой структуре СКМ удалось поглотить сразу двух днепропетровских ретейлеров. Новые магазины были открыты на месте бывшего «Оливье» бизнесмена Виктора Скрипниченко (четыре магазина) и «Варус-экспресс» (11 магазинов). От развития последней отказался совладелец ООО «Омега» предприниматель Руслан Шостак.


Отказываются от розничного бизнеса и совладельцы «Запорожстали» Эдуард Шифрин и Алекс Шнайдер. В начале года они продали сеть магазинов у дома «МД Ритейл» харьковскому дистрибьютору NS Ltd, переформатировавшему их в сеть дискаунтеров «Добрый купец». А совсем недавно стало известно о переговорах, касающихся их основного розничного актива — сети гипермаркетов «Амстор» (управляет Midland Group), в приобретении которой заинтересован «Смарт-холдинг» Вадима Новинского.


Несмотря на очевидные финансовые проблемы, розничная торговля по-прежнему остается привлекательным бизнесом. Поскольку продовольственный ретейл до 2009 года был слабо консолидирован, сейчас есть хорошая возможность для консолидации этого сегмента розничных сетей. Тенденция усилится в будущем году.

Источник: http://advisers.ru

Accelerated with Web Optimizer