ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Вирус монополизации

Вирус монополизации

09.04.2020, 14:28

Кому война - а кому мать родна. Несмотря на всю истерию - весьма обоснованную, чего уж там - вокруг распространения вируса и падения как мировой, так и отечественной экономики, всегда найдется ряд людей, которые не только не пострадают, но и извлекут выгоду. За которых переживать не имеет смысла. 


Ну так давайте вместе порадуемся за людей, а заодно и поучимся - как сделать так, чтобы в эпоху, когда большинство людей размышляет о возможности практического применения опыта блокадников в современных условиях, твои активы приумножились. 

Еще в начале кризиса газеты писали о том, что единственным лицом, финансово выигравшим от происходящего, стал новообретенный Герой Труда Аркадий Ротенберг. Ну, тут ничего удивительного нет и быть не может - раз уж человек получил из рук самого руководителя страны такую почетную награду, значит трудиться король госзаказов умеет, не так ли? 

А буквально на днях в издании Forbes вышло интервью партнера Ротенберга - миллиардера Александра Пономаренко, совладельца аэропорта Шереметьево. И мне его ответы очень понравились. 

Александр Анатольевич уверенно заявил, что он стремится максимально сохранить коллектив, и сокращения будут только в крайнем случае. Уверенные, твердые слова! Правда, немного не совпадают с фактами - в интернете (ах, проклятый интернет, когда же его уже запретят) еще до интервью уже выкладывали рассказы работников о принудительном переводе в отпуска без сохранения заработной платы (вместе с образцами таких заявлений) в дочерних подразделениях аэропорта... А мне сразу вспомнилась другая история - когда крупнейший партнер «Шереметьево», авиакомпания «Аэрофлот», распустила свое подразделение по обслуживанию воздушных судов и передала этот лакомый кусок аэропорту, вместе со своими сотрудниками, которым предложили написать два заявления - на увольнение и одновременно на прием в другую компанию, без льгот, обеспечения и прочих законодательных мер защиты работников при переводе.  

Вы наверное помните эту историю, это было не так давно, прошлым летом - страшнейшая текучка кадров привела к глобальной нехватке работников и даже показательному вмешательству министра транспорта... Довольно позорно звучит, да? На ровном месте (тогда еще никаких кризисов не было и в помине) «эффективные собственники» создали коллапс с привлечением руководителей масштаба министров. Стыдно? Стыдно, конечно. Но Пономаренко почему-то багажный коллапс не вспоминает, наоборот - он утверждает, что «в курсе рассмотрения любого значимого вопроса в Шереметьево и его дочерних предприятиях», по сути расписываясь в неумении управлять этим специфическим конгломератом активов. 

Впрочем ладно, зачем вспоминать старое, ну подумаешь, на ровном месте создали позорнейший багажный коллапс, с кем не бывает. Но тут уже есть моя личная претензия к изданию Forbes, которое хоть и сформулировало несколько интересных вопросов (например, про явно избыточное строительство корявой инфраструктуры), но не спросило о главном. 

Например - если господин собственник в курсе всех вопросов, как он прокомментирует неадекватный рост числа поврежденных в Шереметьево самолетов? В прошлом году случались поразительно абсурдные случаи, когда за один только день повреждали по три (!) самолета, что лично для меня является невиданным «достижением». Как это можно прокомментировать? 

Это и есть то самое легендарное эффективное управление через «реально работающие» механизмы и «насыщенную повестку» заседаний совета директоров? Я прямо представляю себе такое заседание: 

• Привет, коллеги! Сегодня мы стукнули три самолета! 

• Ого, на прошлой неделе было всего одно повреждение воздушного судна! Кажется это отрицательная динамика! 

• Конечно, коллеги! Может ли это быть связано с тем, что мы так и не начали нормально платить людям, и поэтому у нас на перроне куча необученных людей из других регионов, которые толком не понимают, что они делают на огромном бетонном поле с железными птицами? Или с тем, что они используют полудохлую технику, которую толком не обслуживают? 

• Да нет, конечно! Давайте просто уволим тех, кто повредил эти три самолета, и наймем новых! 

• Отличная идея, коллега! 

Проблема в том, что все, происходящее с Шереметьево за последние пять лет, никак не подтверждает слова господина Пономаренко. Да, аэропорт растет - но причина этому ровно одна, и она никак не связана с «эффективностью» управления портом - просто базовый «Аэрофлот» планомерно превращается в монопольного гиганта, забирая себе все большую долю рынка. А «Аэрофлот» базируется в Шереметьево. Вот и все. 

Да и о чем можно говорить, когда с началом распространения коронавирусной инфекции все стало настолько очевидно? Помните, как «Аэрофлот» просто постановлением руководства страны стал единственным перевозчиком, которого еще пускали в Китай? 

Вот как это можно объяснить заботой о безопасности? Это же открытая монополизация!  

Вот вам и ответ, откуда шел докризисный рост пассажиропотока. Банальнейший административный ресурс и никакой эффективности управления. Вообще, на месте Пономаренко я бы постарался, чтобы в интервью тема эффективного управления не звучала вовсе. Как минимум потому, что пассаж про «я рулил морским портом, а это почти то же самое» - он для любого человека, хотя бы минимально понимающего в авиации, столь же абсурден, как и «я разбираюсь в физике, а это в принципе почти то же самое, что и биология - ну там тоже учебники, это вроде как наука, все дела, ну вы поняли...». 

Сравнивать опыт работы в морском грузовом порту и крупнейшем московском аэропорту можно разве что по слову «порт», которое есть и там и там. По этой логике господину Пономаренко вполне можно доверять управление космическим портом - а что, это тоже транспорт, там тоже есть и пассажиры, и грузы, все дела. Опыт-то есть. 

А что, я даже позволил себе помечтать о таком будущем. Представил себе, как государство оплачивает строительство новой пусковой площадки, а собственник занят возведением терминалов для космонавтов (надеюсь, у них, в отличие от Шереметьевских, потолки обрушиваться не будут), потому что по какому-то там прогнозу, сделанному какими-то непонятными аналитиками, через десять лет рост количества космонавтов приведет к нехватке имеющейся инфраструктуры. 

К слову, приватизацию космодрома можно было бы провести по той же схеме, что и в Шереметьево - Пономаренко обещает возвести парочку терминалов и тоннель между ними, а государство в ответ на это радостно отдает ему 70% акций, на что Александр Анатольевич сетует, что «позиция Росимущества была очень жесткой». А оплаченную государством пусковую площадку возводит партнер Пономаренко - Ротенберг. Ну, все как в Шереметьево.




Дмитрий Кузнецов
Accelerated with Web Optimizer