ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяОбщество › Фиктивное расследование гибели «Суперджета»

Фиктивное расследование гибели «Суперджета»

20.11.2019, 16:49

Расследование катастрофы, произошедшей в Шереметьево в мае 2019 года лично мне все больше напоминает какое-то отвратительное театральное представление между группой ненавидящих друг друга, но вынужденных сотрудничать актеров. Посудите сами - в якобы «независимую» комиссию входят:


* представители «Аэрофлота», то есть юридического лица, подозреваемого в недостатках как обучения, так и ввода в эксплуатацию воздушного судна нового типа; 

* представители «Гражданских самолетов Сухого», то есть конструктора, подозреваемого в недостаточной проработке конструкции воздушного судна; 

* представители Росавиации, то есть заинтересованного государственного органа, подозреваемого в нарушениях при выдаче сертификатов и недостаточном контроле за вводом в эксплуатацию воздушного судна. 

В принципе, уже на этом можно заканчивать писать. Вам не кажется, что указанный факт делает любой результат работы такой комиссии юридически незаконным?! Как если бы судья самолично рассматривал дело о получении взятки им же самим. Я не говорю, конечно, что все эти компании железно виноваты - но я уверенно заявляю, что они не имеют никакого права учавствовать в работе комиссии по расследованию кроме как в рамках дачи показаний и предоставления документов. 

Только вот это еще не все. По всей видимости, определяющим документом для работы «комиссии» (так как деятельность ее, по моему мнению, незаконна, я буду употреблять кавычки) является не приказ о создании и не документация организации международной авиации, а басня «Лебедь, рак и щука». Слишком разные интересы схлестнулись в этой компании «независимых» представителей. 

В результате расследование катастрофы превращается в фарс, цель которого - сохранив лицо, обвинить соседа в гибели сорока одного человека. И этот фарс регулярно прорывается в СМИ, показывая, что «независимые» крайне рассчитывают на народную поддержку. 

К примеру, крайне топорно действует «Аэрофлот», боты которого сразу после трагедии писали мерзкие по сути сообщения формата «какой ужас, как мы скорбим, но не забывайте, что авиакомпания «Аэрофлот» - лидер авиационного рынка России и лучшая авиакомпания Солнечной Системы!». Про циничное сообщение о том, что эвакуация части выживших уложилась в норматив я даже и говорить не хочу... Сами понимаете, откуда исходит волна сообщений в стиле «Самолет дрянь, никто не виноват». 

С другой стороны у нас ГСС, «Гражданские самолеты Сухого», которым больше хочется слышать рассказы о плохом пилоте, которого надо бы посадить, да и дело с концом, расходимся по домам. «Человеческий фактор» выгоден и Росавиации, а для «Аэрофлота» - только при условии отражения в финальном отчете приписки о соблюдении авиакомпаний всех формальных требований по обучению и допуску пилота. Говоря простыми словами - пусть там будет написано, что пилот «сам дурак». Тогда почему бы и не подписать? 

Особняком стоят действия спасательных служб Шереметьево - что-то я не заметил рвения выяснить, почему перед посадкой неисправного борта, до краев заполненного топливом, покрывали полосой пену, что могло не дать искрам поджечь топливо и спасти сорок одну жизнь. Ладно полоса - ну хотя бы машины можно было выстроить вдоль полосы, чтобы быстрее добраться до горящих людей? Помню, в дни трагедии некоторые СМИ активно продвигали абсолютно некомпетентное мнение о том, что нельзя ставить машины вдоль зоны посадки, чтобы избежать аварии. А то вдруг самолет врежется в пожарную машину! О да - давайте тогда вообще вызывать пожарных непосредственно из Химок - а то вдруг самолет на ангар с пожтехникой при посадке упадет! И ведь транслировали это с серьезными лицами... Зато помалкивали, что первая машина, приехавшая к месту трагедии, заливала пожар водой, несмотря на горение топлива, при котором применяется специальная пена. Эти вопросы задавали обычные люди - увидевшие фотографии разбегающихся от горящего самолета людей. Фотографии, на которых есть самолет, спасшиеся пассажиры, и... Все. Никаких спасательных подразделений. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих? 

Как вы понимаете, мотивации разбираться в настоящей причине катастрофы у «комиссии» маловато, так что давайте попробуем сами. 

Извините, господа профессионалы, инженеры и конструкторы, я буду говорить простым языком, дабы донести принцип до обычного читателя - конечно, несколько пострадает точность, но что поделать... Итак, Сухой Суперджет - самолет, собранный из множества разных комплектующих от сторонних производителей. 

Что нужно сделать для того, чтобы куча разных «деталей» заработала? Правильно - нужен мозг и нервная система, связывающая «детали» воедино. Мозг - это центральные бортовые вычислители, а нервная система - блок концентраторов в системе авионики. 

Итак, блок концентраторов («нервная система») связывает бортовые вычислители («мозг») с одной стороны, и системы самолета (по аналогии с физиологией, в которой я разбираюсь немногим лучше, чем в узорах шотландских килтов - «органы»). Именно блок концентраторов перезагрузился 5 мая. Сбой этот был далеко не первым - в свое время регулярность этого происшествия даже привела к созданию комиссии... Судя по тому, что ничего не исправили (и погибли люди) - та комиссия была так же «эффективна», как и эта. У нас ведь всегда так, да? Куча предпосылок к катастрофе, на которые мы машем рукой. А потом - скорбные лица и мужественные вопли «доколе?!». 

Так вот, перезагрузка блока концентраторов - следствие его низкой надежности. Проблема эта не была безобидной и до гибели людей, так как регулярно приводила, например, к отказу системы реверса двигателей при посадке. Это документальный факт... 

Понимаете? У самолетов массово отказывал реверс на посадке. Реверс! На посадке! Никто не желает прокатиться по МКАДу с тормозной системой, которая периодически тормозит только одной стороной, или одним колесом, или только ручным тормозом? Нет? Опасно? 

Ну а летать на таком не опасно. Как после такого вывода не проникнуться еще большим уважением ко всем этим «комиссиям»! 

В СМИ уже проскакивала информация о том, что пилоты зачастую перезагружали бортовые компьютеры, чтобы добиться от самолета нормальной работы «мозгов». Понимаете, да? Я также борюсь с проблемой, когда мой древний системный блок решает пожить собственной жизнью (что бы мы делали без кнопки «reset»), но на нем всего-то пара древних игрушек, доступ в интернет и пол-терабайта сериалов. Жизнь людей от моего «системника» не зависит! 

Скорее всего, недоработанный «мозг» периодически неправильно считывает данные, передаваемые через недоработанную «нервную систему», вследствие чего может принять исправный «орган» за неисправный и заблокировать его, не имея продвинутых алгоритмов для дополнительной проверки и исправления ситуации. Вот пилоты и судорожно «ресетят» его. Причем массово! 

Все об этом знают, но «комиссия» больше занята разборками между собой, не желая признавать проблему, в которой виноваты все ее участники - недостатки при проектировании, сертификации, вводе в эксплуатацию, анализе имеющихся данных о произошедших отклонениях (Не увиливайте, Росавиация) и подготовке к конкретному полету. 

А еще я ни капли не сомневаюсь, что древние технологии сертификации создавались с расчетом еще на те, старые самолеты, где не было такой роли автоматики. Способны ли сегодня уполномоченные органы производить надлежащую проверку всех этих сложных систем? Не уверен. 

Понимаете, да? Вот какие вопросы нужно проверять при расследовании. Мыслить глобально, думать как защитить граждан, не допустить этого в дальнейшем, менять политику подхода к контролю за надежностью воздушного судна. А не орать «Это все пилот виноват, посадить негодяя!!!». 

Есть ли силы, способные сделать нужные выводы из произошедшей катастрофы? Как сделать технически грамотные выводы? Мне видится только один путь - привлечение профессионалов, непосредственно занятых созданием, внедрением и обслуживанием этих самых блоков-концентраторов. Да, пусть это будут даже иностранные специалисты, пусть это будут конкуренты, разрабатывающие подобные блоки. Да, за деньги - а вы как хотели? Забесплатно будут работать только заинтересованные, ну они вам и напишут, что пилот виноват. Пусть профессионалы дадут заключение, распишут причины, сделают выводы - без участия лиц, в чьих непосредственных интересах, скажем так, не очень глубоко копать.



Дмитрий Кузнецов
Accelerated with Web Optimizer