ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Выедет ли РАТЭК из долговой ямы?

Выедет ли РАТЭК из долговой ямы?

12.09.2018, 11:50

 данным ЦБ, грузоперевозки входят в топ наиболее проблемных отраслей с точки зрения ухода от налогообложения. Налоговики уже давно твердят о том, что логистика нуждается в самом пристальном внимании контролеров. 


Один из крупнейших грузоперевозчиков – компания РАТЭК со 120 филиалами в России и Казахстане и 20-летним опытом работы на рынке – может бесславно покинуть рынок, оставив за собой шлейф непогашенных долгов. 

Посмотрим на официальную отчетность. Разница между выручкой и себестоимостью услуг два года подряд составляла по 20 млн рублей. Все бы ничего, но выручка РАТЭК в 2016 году составила 3,4 млрд рублей, а в 2017-м – 3,3 млрд., пишет "МК-Хабаровск". Естественно, ни о какой адекватной собираемости налогов в госбюджет в данном контексте речи нет. С учетом «прочих расходов», уменьшающих прибыль, налог на прибыль в 2016-м году у РАТЭК составил всего 77 тысяч рублей, а в 2017-м – ноль, поскольку компания заявила по итогам года чистый убыток почти в 12 млн рублей. Налоговики в нынешнее трудное для страны время такого крупному бизнесу - не прощают. 

Не прощают невыплат зарплат и сотрудники, которые пишут жалобы и обращаются в суды. Роструд в 2017-2018 годах провел в компании 12 внеплановых проверок, а выплатить сотрудникам зарплату в ряде случаев перевозчика вынуждала и прокуратура, пишет "Росбалт". По данным на август перевозчик задолжал зарплату почти 1,5 тысячам своих сотрудников. 

Но на данный момент компания испытывает проблемы с выплатой не только зарплат, но и арендной платы – и ежедневно в крупных городах оказываются закрыты терминалы перевозчика (об этом говорится на сайте компании в разделе «Новости»). 

Сроки поставок срываются. В результате сотрудники, клиенты и контрагенты массово пошли защищать свои права в судах (в том числе в 2017 году РАТЭК стал ответчиком по 53 искам на сумму 22 миллиона рублей, а за часть 2018 года - уже по 90 искам на сумму 89 миллионов рублей), а кредиторы - подавать иски о банкротстве по факту задержек платежей за оказанные услуги (система СПАРК говорит о двух подобных исках). 

Собственники РАТЭК всеми силами пытаются найти деньги, чтобы спасти своё предприятие, и идут за кредитами в банки, говорят источники в банковских кругах. Но банки не горят желанием кредитовать такого клиента – слишком велик риск.  

Тем временем менеджеры РАТЭК, опасаясь блокировки счета за неуплату налогов и зарплат, а также по судебным делам, пытаются увести текущие поступления на другие юрлица – например, на ООО «Камино», с которым якобы заключен агентский договор на оказание услуг. Кстати, ООО «Камино» состоит из одного сотрудника.  

Сегодня уже мало кто верит в возрождение оператора. Клиенты бегут к конкурентам, но не всем удается оперативно вытащить свои грузы с терминалов РАТЭК (которые, напомним, закрыты «по техническим причинам» изо дня в день). 

Уход с рынка одного из крупнейших игроков будет выгоден, в частности, перевозчикам ПЭК, "Деловые линии", КИТ, ТК Энергия. Не исключено бегство за рубеж владельцев РАТЭК (по данным СПАРК, это граждане Дмитрий Малахов и Сергей Цыплаков - кстати, первый также является учредителем 11, а второй – 8-ми организаций, помимо РАТЭК) - им будет сложно объяснить государству экономические результаты своей компании, а также экономическую целесообразность ряда сделок. Напомним, владелец ООО "ЛидерТранс" Михаил Устюжанин, компания которого также показывала неприличные для крупного бизнеса финансовые результаты, по некоторым данным, уже уехал из страны. 

Хуже всего в данной ситуации страдают не грузоотправители, а наемные перевозчики, которые оказывали услуги на субподряде у РАТЭКа. Получить свои деньги им будет проблематично, и не все бизнесы выдержат такой удар. 

В заключение напомним, что по похожей схеме в 2015-м году потерпела крушение компания "Автотрейдинг". Похоже, что очередной громкий "хлопок дверью" - с многомиллионными долгами и тысячами обманутых контрагентов - не за горами…
Accelerated with Web Optimizer