ЕЩЁ НОВОСТИ
Загрузка...
ГлавнаяЭкономика › Инновационная лапша и несбыточные мечты

Инновационная лапша и несбыточные мечты

31.05.2018, 21:18

Правительство Российской Федерации своей директивой потребовало от ПАО «Аэрофлот» провести сопоставление уровня технологической эффективности с зарубежными компаниями-аналогами, и это намного более любопытная новость, чем кажется на первый взгляд. 


Прежде всего давайте учитывать, что термин «инновации» в России-2018 является обязательным атрибутом хорошего тона, применение которого к месту и не очень - обязательно. Именно инновационная тематика по плану руководства нашей страны должна стать первостепенным вектором развития государства, и обеспечить экономический рост вкупе с ростом качества жизни населения. У современных технологий есть все, чтобы этот план выполнить - но есть ли у нас способные эти самые технологии внедрять? 

На ум, к сожалению, приходят многочисленные провалы, вроде «ё-мобиля» или планшета-учебника для школьников от Чубайса. Впрочем, это провалы открытые - не самое страшное явление. Гораздо страшнее - провалы, закамуфлированные под успех. 

Дабы обьяснить, немного отвлекусь - на днях мне попался на глаза заголовок - «Шереметьево модернизирует навигацию». Не понаслышке зная о проблемах с организацией движения транспорта на перроне аэропорта, я решил, что администрация внедряет современные (как раз таки инновационные) способы организации движения транспорта с учетом фактического состояния загруженности, специфики задач, погодных условий, особенностей конкретных видов техники… В мечтах мне виделось, как на панели управления спецтехники появляются экраны-навигаторы, которые голосом Джарвиса из «Железного человека» (простите моим фантазиям некоторую избыточность) говорят водителю - «Вы назначены на обслуживание рейса, фактическое помещение судна на стоянку произойдет через 12 минут, наиболее удобный маршрут выведен на экран, будьте внимательны, через 800 метров необходимо уступить дорогу заруливающему самолету, состояние покрытия - сухое, риск образования наледи минимален»…  

Новость еще загружалась, а мои мысли были уже где-то далеко. Я представлял себе инновационную систему навигационной борьбы с вечными пробками в аэропорту, которая сама будет анализировать потоки, перенаправлять их через альтернативные въезды, собирать аналитические данные о максимальной нагрузке на дороги с учетом расписания полетов и предполагаемого входящего трафика… Я бы мечтал и дальше, но суровая реальность меня быстро остудила.  

Как оказалось, «Модернизация навигации» - это повесить таблички в аэропорту. Старое доброе «туда не ходи, сюда ходи». Такие дела. 

Нет, дело конечно полезное, но каков инфоповод! Завтра в «Шереметьево» уборщица поставит табличку «Мокрый пол», а мы будем читать в новостях «Инновационное невербальное устройство для повышения уровня безопасности путём оптимизации скоростного режима пассажиропотока внутри терминала»? 

Или эти тоже готовятся отвечать Правительству относительно внедрения инноваций? Даю бесплатный совет - повесьте над табличками маленькие солнечные батареи с аккумулятором (это недорого, китайцы за счет субсидий государства держат прекрасные цены), а в отчете напишите - «реализовано применение ультраинновационных источников энергии для питания аэропорта». Пригласите блогеров там, журналистов - не мне вас учить.  

Итак, нам нужно понять, какие цели преследовало Правительство, заставив крупнейшую авиакомпанию провести сравнительный анализ технологической эффективности с иностранными компаниями. Тут могут быть кардинально разные варианты. 

Возможно, руководству страны начинает надоедать безудержное бахвальство компании, которая могла бы меньше рассказывать про успехи и вместо этого заняться эффективностью работы. Чего стоит одна история с грузовым агентом «Москва Карго», который приносит «Аэрофлоту» огромные убытки (например, за шесть дней в феврале 2018 года авиакомпания потеряла 78 миллионов рублей) вместо прибыли от эффективного использования грузовых мощностей воздушных судов - да что говорить, если монополист с государственной поддержкой, получающий «роялти» (журналисты называют сумму в 600 миллионов долларов ежегодно) и возмещения за ввод в эксплуатацию отечественных ВС (по договору за МС-21, например, эта сумма может составить до 45 миллионов долларов) постоянно жалуется на проблемы? Отними все дотации, и на выходе получишь банкрота почище «Трансаэро» - такая вот эффективность. 

Так вот, если гипотетически представить, что нашим руководителям эта ситуация смертельно надоела, то затребовать пояснения по технологичности производства в сравнении с иностранцами (у которых «Аэрофлот», как говорят по новостям, постоянно выигрываем во всяких непонятных конкурсах) кажется вполне логичным шагом. Если грамотно составить запрос и попросить пояснить некоторые ключевые точки… 

Второй вариант - компанию усиленно готовят к приватизации и нужна информация для принятия стратегических решений - как, за сколько, на каких условиях. Под соусом модного тренда инноваций вполне можно получить много полезной информации. 

Вариант третий - готовится совместная крупная PR-акция. Правительству нужно выступить и показать народу, что Чубайсовские планшеты - это ерунда, в производственной сфере у нас все прекрасно. Аэрофлот же в очередной раз подтвердит звание флагмана, и возможно подпадет под какую-нибудь правительственную программу из трендового «инновационного» пула. Судя по неудачным финансовым показателям первого квартала 2018 года (а чистый убыток авиакомпании вырос - на минуточку - в 2,2 раза!), получить дополнительные льготы было бы очень к месту. 

По какому бы сценарию - одному из трех моих или вообще стороннему - не развивались события, железно гарантировать можно одно - новостные ленты заполнят сообщения об инновационных, современных средствах, которые авиаперевозчик применяет в своей работе. Нам расскажут про синергию, получаемую из отношений с базовым аэропортом, условная «Москва 24» покажет репортаж из какой-нибудь диспетчерской, встрепенутся прикормленные касалетками блогеры, пул которых давно уже примелькался на ниве сотрудничества с авиакомпанией… Аэропорт много расскажет про новый тоннель - гиперинновационную дыру в земле (а вот про третью полосу пока помолчит), авиакомпания внесет изменения в стратегию инновационного развития в советском стиле «быстрее, выше, сильнее»… Мы услышим много интересного, но как всегда - без подробностей. 

Потому что за подробностями обычно стоят прибитые к столбам таблички. 

Источники: 
Accelerated with Web Optimizer