ЕЩЁ НОВОСТИ
Загрузка...
ГлавнаяЭкономика › Старый друг лучше новых двух

Старый друг лучше новых двух

17.05.2017, 11:19

Мне всегда нравилось заниматься аналитикой. Нет, ну правда - это прекрасное и очень интересное действо, развивающее нейронные связи и позволяющее заглянуть в будущее с определенной долей вероятности. Собирая данные , обобщая и структурируя их, аналитик словно художник мысленно пишет картину будущего в своей голове, дополняя ее деталями, исходящими из полученной информации и ее обработки. Это очень интересно! 


Но иногда, по некоторым вопросам, становится скучно - слишком уж очевидно будущее, негде развернуться фантазии. 

С нескрываемой зевотой была встречена информация о назначении некоего Сергея Николаевича Ярышева новым генеральным директором компании «АэроМаш-АБ». Буквально первый же запрос из архива о предыдущих местах работы уже расставил все по своим местам. Мысленная картина вырисовалась мгновенно, и содержала в себе все необходимые подробности. Скучно! 

Итак, пройдем холодной логикой по имеющимся данным, и попробуем раскрыть почему все так очевидно. Немного истории вопроса для начала. 

Впервые внимание аналитиков фигура Сергей Николаевича привлекла к себе в уже далеком (как же летит время!) 2012 году, когда он вместе с двумя другими личностями был назначен на должность заместителя генерального директора аэропорта Шереметьево. Разумеется, пройти мимо таких назначений было невозможно, и в архив полетели запросы - что это за человек такой - господин Ярышев? Ответ не заставил долго ждать - до того, как попасть на крайне ответственную должность в один из главнейших российских аэропортов, Сергей Ярышев занимал ряд высших должностей в Новороссийском морском торговом порту - сначала отвечал за безопасность, затем стал генеральным директором. 

Стандартная процедура наложения на временной отрезок работы топ-менеджера событий, связанных с изменением долей собственности компании, показала, что за время работы Сергея Ярышева фактический контроль над активом был получен олигархами Александром Пономаренко и Александром Скоробогатько (на тот момент - депутатом государственной думы), после чего была произведена процедура продажи порта и перевода вырученных средств в оффшор. После ее успешного завершения господин Ярышев свой пост покинул. 

Разумеется, такая операция мгновенно придает всем ее участникам статус афиллированных лиц. Ребенку понятно, что никакими случайностями тут и не пахнет. Скучно. 

Вполне логично, что даже поверхностный анализ назначения Ярышева в Шереметьево предупреждает о скором появлении в аэропорту вышеуказанных олигархов. Так и получилось - через некоторое время Пономаренко и Скоробогатько вместе со своим партнером - Аркадием Ротенбергом - вводят свой оффшор в структуру собственников аэропорта. 





Сама процедура прохода кипрской компании в собственники оформляется, как вы понимаете, не без помощи топ-менеджеров, заранее внедренных еще в 2012 году. Схема была выбрана достаточно специфическая - через введение в общую структуру аэропорта принадлежащих бизнесменам активов, их переоценки и соответственно - пересчету долей «на выходе». 

Но поскольку активы, имеющиеся у олигархов, были настолько незначительны по сравнению с общей ценностью аэропорта, пришлось схему дополнять. Дополнить ее решили путем обещанных значительных инвестиций в строительство пассажирского терминала и туннеля, а также частично повысив стоимость одного из активов - ООО «Москва Карго» - путем обещания в 2014-2015 году возвести новый современный грузовой терминал. Вышеуказанные дополнения отлично сработали, и в итоге контрольный пакет акций аэропорта оказался в руках олигархов, притом что обещанная инфраструктура так и не введена, а следовательно - не может быть оценена. Так, многострадальный грузовой терминал обещают только к концу 2017 года, но у участников рынка после стольких переносов есть два сомнения - первое в правдивости этих обещаний, а второе - в целесообразности его передачи компании, принадлежащей олигархам и неоднократно создававшей значительные проблемы для аэропорта вследствие неспособности обеспечить хотя-бы удовлетворительный, приемлемый уровень работы. 

Надо отметить что в процессе перевода крупнейшего отечественного аэропорта под юрисдикцию государства Кипр, Сергей Николаевич Ярышев был вынужден сменить свою официальную должность. Покинув пост заместителя генерального директора аэропорта Шереметьево (после завершения активной фазы перестройки менеджмента «Шереметьево» в интересах олигархов с задачей формального управления портом вполне справлялись оставшиеся два топ-менеджера, не говоря уже об усилении проолигархического лобби в правлении аэропорта, и личном вхождении Александра Пономаренко в статус Председателя совета директоров), надежный помощник дружественного олигархо-капиталистического строя (а по совместительству, кстати - депутат Заксобрания Краснодарского края) был направлен на ответственный фронт - руководить двумя совместными юридическими лицами, учрежденными аэропортом и олигархами. То самое дополнение к плану - данные юридические лица нужны были для оформления «обещанных инвестиций». Как вы понимаете, такую работу человеку со стороны не доверишь. Уже после получения контроля над портом Ярышев опять уйдет и с этих должностей - основная работа сделана, теперь можно поставить статистов, а ценный кадр приберечь - ну знаете, мало ли, прокуратура и следственный комитет имеют такое неприятное свойство - возбуждаться. А возбудиться там есть от чего, сами видите. 

Но довольно истории. Перейдем к делам текущим - благо, рассматриваемый нами сегодня персонаж недавно снова показался на поверхности Московского авиаузла - да да, я про уже упомянутую выше должность генерального директора «АэроМаш-АБ». 

Опыт говорит нам, что такого руководителя «бросать» в дело просто так не будут. Сразу отметается вариант «предыдущий менеджмент не справился». Нет нет нет, тут должно быть значительно более серьезное дело, более весомый повод. 

Итак, Сергей Ярышев уже долгое время действует в интересах кипрского оффшора «TPS Avia» и нет никаких причин предполагать, будто ситуация изменилась. 





Следовательно, олигархи-собственники нуждаются в изменении режима работы компании «АэроМаш», отвечающей за авиационную безопасность в аэропорту Шереметьево. Цель? Варианты могут быть разными: 

- Упрощенное отношение к взаимодействию с афиллированными олигархам компаниями, осуществляющими деятельность в аэропорту, в целях ускорения времени работы и меньшего акцентирования внимания на допускаемые нарушения в области авиационной безопасности. 

Говоря простыми словами - меньше обращать внимания на работу других компаний, принадлежащих кипрскому оффшору. Авиационная безопасность содержит в себе множество действительно необходимых, но замедляющих работу требований. Закидывать условные коробки с почтовыми отправлениями без какого-либо досмотра и контроля со стороны инспекторов значительно быстрее, чем соблюдать все формальности. Опять же, применение низкоквалифицированного труда гастарбайтеров подразумевает необходимость упрощения процедур контроля (иначе время, необходимое для совершения производственных операций, значительно увеличивается). 

- Обратный эффект - более строгое отношение к процедурам, связанным с взаимодействием с не афиллированными олигархам компаниями. 

Знаменитая формулировка «друзьям - все, остальным - закон» давно уже преобразовалась в еще более ужасающее «друзьям - все что угодно, остальным - строгость законодательства, возведенная в абсолют». Не исключено, что назначение ставленника олигархов проведено именно с этой целью. 

Само собой, и ту и ту политику можно проводить одновременно, следуя вполне привычной идее двойных стандартов. 

- Использование возможностей компании для изменения схем работы афиллированных олигархам компаний. 

Этот вариант несколько отличается от первого пункта - он не исключает некоторый своеобразный аутсорсинг, возможность переложить часть обязанностей и, соответственно, финансовых затрат на новую компанию. Условно говоря, использование «АэроМаш» для выполнения в афиллированных олигархам структурах работ, более-менее связанных с авиационной безопасностью (а все компании, связанные с работой в международном аэропорту, должны уделять достаточно много ресурсов на ее обеспечение), позволит разгрузить финансовую отчетность и переложить ответственность - например, для грузовых активов оффшора оба этих последствия являются весьма актуальными, учитывая сложное финансовое положение и специфическое отношение к законодательным требованиям и международным нормам в сфере работы в аэропорту. 

Нельзя не отметить еще один вывод. Структура собственников «АэроМаш» подразумевает равенство долей двух основных владельцев - аэропорта Шереметьево и «Аэрофлота». «Аэрофлот», разумеется, не мог не знать, кого именно сажают в кресло генерального директора подведомственной компании, отвечающей - еще раз - за авиационную безопасность. На минуточку - в базовом для авиакомпании аэропорту. То есть именно «АэроМаш» должен быть одним из важнейших звеньев, отвечающих за безопасность самолетов уже самого «Аэрофлота». Но при этом на внеочередном собрании акционеров присутствует только представитель «Шереметьево» (кстати - тот самый менеджер, один из двух, пришедший в аэропорт одновременно с Сергеем Ярышевым - Александр Ильин), в гордом одиночестве сообщающий о наличии необходимого кворума и выносящий решение о назначении. И в результате генеральным директором становится человек, чья высочайшая квалификация хоть и не оспаривается, но явно лежит в кардинально другой плоскости, не связанной с организацией высокоэффективной работы по обеспечению безопасности в аэропорту (как вы понимаете, это утверждение основано на предыдущих результатах работы данного специалиста). 

Как «Аэрофлот» мог допустить такое развитие событий? Тут тоже скучно, всего два варианта - либо у авиакомпании нет возможности повлиять на своего партнера (либо эта возможность подразумевает за собой значительные затраты административных и финансовых ресурсов), либо нет никакого желания заниматься такой «мелочью», когда перед ней стоят значительно более «ответственные» задачи вроде распределения полученных дотаций и «пролетных» денег, организация трат бюджета на рекламные компании, финансирование футбольного клуба «Манчестер Юнайтед» и оптимизация рейсов путем отмен и задержек по «погодным условиям». Оба варианта так себе, не находите? 

Дмитрий Кузнецов

Accelerated with Web Optimizer