ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Шереметьево и крепкая мужская дружба

Шереметьево и крепкая мужская дружба

04.04.2017, 19:35

Я немало удивлен в том, что внутренняя информация из жизни московского авиаузла - и, в частности, аэропорта Шереметьево - проникает и в центральные средства массовой информации. Знаете, странно это. Стране сейчас как никогда нужны позитивные новости, желательно рассказы о достижениях и успехах - пусть даже от них никому не будет ни жарко ни холодно… Тем более что крупные и социально значимые компании, претендующие на бюджетную поддержку, давно поняли - позитивное информационное поле является обязательным условием для работы. Значительно более обязательным, чем выстроенная и качественная работа, довольные клиенты и современные технологии. 


Самым крутым игроком на этом поле является, как по мне, «Аэрофлот». Вкладывая серьезные средства в работу с медиапространством, компания добивается уверенного доминированияв плане размещения положительных новостей. Привлечение блогеров, постоянные победы в конкурсах (притчей во языцех давно уже стал конкурс на выбор лучшей авиакомпании Восточной Европы, хотя как по мне намного прекраснее победы в конкурсах, проводимых российскими филиалами известных иностранных изданий, по итогам которых громогласно объявляется о признании «иностранцами» наших заслуг), жалобы на необходимость поддерживать россиян, тратя государственные деньги не на спонсирование английского футбольного клуба «Манчестер Юнайтед» (одного из самых богатых в мире, к слову), а на упоминаемые в каждом интервью плоские тарифы, для приобретения билетов по которым нужна ловкость, сноровка и навыки стратегического дальнесрочного планирования. 

Тем любопытнее было узнать из номера «Российской газеты» о том, что нынешний аэропорт «Шереметьево» - непаханое поле для работы российских антимонопольных органов. Лично у меня, как у человека, активно интересующегося состоянием дел в северном московском аэропорту, публикация вызвала неуемное желание покопаться в аналитике и попробовать прочесть между строк то, что журналисты по понятным причинам стараются из публикаций исключать. 

Наибольший интерес вызвал не особо приметный абзац, позволю себе его процитировать: 

«Есть и еще один интересный нюанс. Несмотря на, мягко говоря, необязательность, клиенты ПАО "Аэрофлот"не имеют права выбирать обслуживающую компанию и передавать груз другому оператору. Вот такие они, "авиакрепостные Шереметьево". При предыдущем грузооператоре возможность выбора была. А теперь по-другому. Но разве картель и конкуренция не взаимоисключающие понятия?» 

Итак, что за этими словами? Представим, что покупаете вы дорогущий кухонный гарнитур в магазине. Магазин, предположим, единственный в вашем городе продает кухни, и выбора особо нет - в остальных именно кухонные гарнитуры продавать не имеют права, потому что распределением прав на продажу определенных видов мебели занимается Росавиация… Ой, простите - я хотел сказать - местная администрация. 

Так вот, выбрали вы гарнитур, и хотите привезти его в свою квартиру, на что менеджер по продажам с улыбкой предлагает вам услуги компании, с которой магазин сотрудничает. Но вы, как человек знающий, помните многочисленные скандалы с предыдущими доставками кухонь этими людьми, и сообщаете, что за мебелью приедут другие люди. Нормальная ситуация? Вполне… Но в этот момент вас огорошивают новостью - извините, вашу «газель» к вашему же кухонному гарнитуру никто не подпустит. Не хотите - не покупайте вовсе, в вас как в клиенте никто особо не заинтересован - идти вам некуда, как и всем остальным. Абсурд? Без сомнения, и это мягко сказано. Однако именно в таком режиме работает «Аэрофлот» в Шереметьево. 

Я немного посидел с калькулятором, посчитал разные циферки, прикинул масштаб проблем. Получилось грустно, судите сами. Цифры, в принципе, можно перепроверить самостоятельно, но сомневаюсь что кому-нибудь кроме ФАС и прокуратуры будет это интересно. Впрочем, сомневаюсь что это будет интересно и им, но… Впрочем, я отвлекся. 

Так вот. За 2016 год «Аэрофлот» выполнил приблизительно 230 тысяч рейсов в Шереметьево. Погрешность плюс-минус тысяча в рамках общего количества, думаю, непринципиальна. Остальные - в том числе и грузовые - около 50000. Простейшие арифметические вычисления - даже с учетом отсутствия у меня особой любви к математике - показали, что 2016 год «монополизировал» в аэропорту Шереметьево грузообработку около 80% рейсов. Еще в 2015 году такое было немыслимо. 

Понимаете почему это страшно? Грузы - это значимый, но не единственный бизнес, которым занимается аэропорт. Если подобным образом монополия распространится и на все остальное - что ждать пассажирам? А ведь компании, подконтрольные кипрскому оффшору TPS Avia, в который частный собственник перевел свою долю от некогда государственного аэропорта, уже заняли большинство ключевых точек - парковки, реклама, магазины. Соответственно, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы спрогнозировать дальнейшие действия монополистов, оглядываясь на уже имеющиеся примеры. Готовьте кошельки, дамы и господа. 

К слову - вспомнился скандал с мошеннической продажей билетов «Аэрофлота», при которой пассажирам продавали дешевые билеты по тарифам дорогих. В новостях об этом говорили… Странно, что схему заметили - разница между тарифами авиакомпании бывает настолько ничтожна (в плане услуг, а не в плане стоимости само собой), что подобная мошенническая подделка могла долго оставаться незамеченной. 

Впрочем, если бы только кошельки. Газетная публикация подтвердила худшие опасения - «Аэрофлот» действительно катает самолеты по перрону «Шереметьево» без машин сопровождения. В приватном разговоре специалисты, хорошо знакомые с аэропортовой деятельностью, при упоминании о таком решении стыдливо отводят глаза - это если не могут выражать свои эмоции и чувства более ярко и рельефно. Это вообще проблема нашего времени - люди, ответственные за безопасность работ, вынуждены сквозь пальцы смотреть на «оптимизации», вводимые очередными «эффективными менеджерами». Работу, знаете ли, терять никому не хочется… 

Давайте сделаем шаг в сторону и подумаем, как в идеале должна быть организована возможность работы в аэропорту. Представим, что вы решаете инвестировать свои средства в аэропортовый бизнес. Арендовав необходимую для работы территорию (офис, землю, склад - что угодно), вы создаете необходимые условия для работы, потом получаете необходимые лицензии, подтверждая свою готовность к оказанию качественных и - главное - безопасных услуг. Ну а дальше уже идет борьба за клиента, заставляющая вас все силы направлять на создание максимально комфортных условий для клиента. При такой схеме застой в производстве невозможен, любое слабое звено в цепи вашего бизнеса рано или поздно обязательно разорвется, пустив на ветер все старания. Остается одно - продолжать идти вперед, не останавливаясь ни на минуту. 

А теперь будем честны и представим, что нужно делать сейчас для развития подобного бизнеса. Ответ - дружить. Да-да, дружить с нужными людьми, причем дружить очень крепко, с обоюдной выгодой. Тогда вас подпустят к активу, позволят в него вложиться - с учетом комиссии, разумеется - и дадут с него зарабатывать. Вот только никакой мотивации развивать производство у вас не будет, ведь за спиной - шлагбаум, пульт управления которым находится в руках ваших «друзей», которым вы еще и приплачиваете. Вопрос - есть ли хоть малейший смысл заморачиваться с качеством предоставляемых услуг? Ответ очевиден. 

Такую систему, как мне кажется, правильнее всего называть дружеским государственно-частным капитализмом. Почему дружеским я объяснил выше, а вот государственно-частный статус - тема для отдельного, очень грустного разговора, причем тут нам опять же поможет Шереметьево. Аэропорт, в который государство продолжает вкладывать серьезные средства. Создается парадоксальная ситуация, когда деньги налогоплательщиков работают на… Кипрский оффшор. Совсем недавно было много шума, когда выяснилась необходимость предоставления еще 20 миллиардов рублей для продолжения строительства третьей взлетно-посадочной полосы. И чиновники отчитались - дело сделано, деньги отобраны от других проектов Росавиации - видимо, от тех, где нет такой искренней дружбы - и вскоре будут вложены в третью полосу уже фактически частного аэропорта. Одновременно осторожно высказываются мысли о необходимости сдачи полос в концессию этим самым частным собственникам. Рановато, как по мне - надо сначала достроить (налоги особо не жалко), а потом уже начинать разговоры, а то разные въедливые люди вроде меня начинают задавать неудобные вопросы. 

Впрочем, кому какое до этих вопросов есть дело - полосу достроят, миллиарды найдут (надеюсь, строительство организовано достаточно эффективно и деньги потратятся с умом - кстати, новый подрядчик строительства, как говорят знающие люди, связан с семьей Ротенбергов - раньше принадлежал напрямую, сейчас схему значительно усложнили - что забавно, учитывая принадлежность части аэропорта именно представителю этой фамилии. Понимаете к чему я?), а потом отдадут на 99 лет (по моим прикидкам), просто по дружбе. Вот тут уж раздолье для монопольных схем - можно будет совершенно спокойно подпускать к порту только тех, кто доказал факт своей дружбы. Вот авиакомпания «Эйр Бридж», например, вложила серьезные деньги в строительство грузового терминала, сомнения о будущем которого неоднократно высказывались среди профессионалов. Вот только какая разница, если построенный актив будет напрямую влиять на баланс сил при дальнейших расчетах с государством - в том и цель, по всей видимости. 

Так что если так уж хочется поработать в аэропорту - рекомендую сначала слетать на Кипр, познакомиться с владельцами оффшора (да, я знаю что они значительно чаще бывают в Москве, но это звучит менее поэтично). Попробуйте выстроить разговор в духе получения ярлыка на княжение, с подробной презентацией вашей выгодности для частного собственника аэропорта. Предложите вложиться в какой-нибудь проект, и надейтесь на лучшее развитие событий. Если повезет войти в круг друзей - сможете расслабиться, откинуться на спинку кресла и наблюдать, как маховик дружеского государственно-частного капитализма начинает работать на вас. Если не повезет - не расстраивайтесь, попробовать все равно стоило. Но о своем бизнесе в аэропорту - будь вы хоть семи пядей во лбу - можете забыть. Друзей не выбирают по эффективности производства и руководящим навыкам, способности предоставить высокий уровень услуг для клиентов и прочим, важным лишь в конкурентной среде параметрам. 

Дмитрий Кузнецов

Accelerated with Web Optimizer