ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Не следуй за мной!

Не следуй за мной!

13.03.2017, 11:13

Невозможно не поделиться последней новостью из мира Российской гражданской авиации. Итак, друзья, буквально на днях случилось нечто из ряда вон выходящее по сути, но не нашедшее достойного отражения в средствах массовой информации. Ну, по крайней мере, лично я ничего такого по телевизору не слышал. 


Так вот, в последнее время из-за неурегулированности некоторых финансовых вопросов между авиакомпанией «Аэрофлот» и Международным аэропортом Шереметьево воздушные суда российской компании вынуждены кататься по взлетному полю своего базового аэропорта без машин сопровождения. 

Согласен, звучит это дико и чудовищно - ведь рулящий самолет на перроне переполненного аэропорта, по которому снуют другие самолеты и техника, производятся операции по взлету и посадке воздушных судов, чистке полос, обслуживанию пассажиров - это, как минимум, может быть опасно. Дело в том, что яркую машинку с английской надписью «Follow me» (следуй за мной) придумали в аэропортах не просто так. Очень уж сложное движение, и самолетом рулить по дорожкам тоже не очень просто. И обзор так себе, и управлять тяжело, но самое главное - уж больно большая ответственность, когда за твоей спиной столько пассажиров. А аэропорты - они, знаете ли, разные. Бывают с крестообразными полосами, бывают с параллельными, разные места стоянок под разные воздушные суда, да что распинаться - все разное. И экипажи воздушных судов в силу специфики своей работы постоянно бывают в разных портах. Так что надежды на память и опыт экипажа выглядят как-то не очень оптимистично, а главное – совсем не профессионально. 

В общем, даже расписывать не стоит, почему такое решение может оказаться весьма опасным. В авиации вообще, пожалуй, нет необязательных требований, эта отрасль шла к своим толстенным многотомным справочникам достаточно страшным путем катастроф и человеческих потерь. За каждым требованием – например, повторением экипажем воздушного судна команд диспетчера – стоят самые настоящие человеческие жертвы. И сопровождение самолетов исключением не является. 

Лично мне интересно другое - по каким причинам произошел этот конфликт? 

Дело в том, что руководство Шереметьево и Аэрофлота за последнее время очень сдружилось. Совместная деятельность двух монополистов очень сближает, да и новые собственники аэропорта - олигархи Александр Пономаренко, Аркадий Ротенберг и Александр Скоробогатько дела в современном мире вести умеют, и знают, что такое прибыль. Руководство Аэрофлота в лице Виталия Савельева знает это не хуже, поэтому общие точки соприкосновения, безусловно, есть. И вот, казалось бы, наконец-то настал мир и лад в отношениях авиакомпании и аэропорта, и тут нате вам - такой конфуз. 

В чем дело? Может быть, во взаимных отношениях уже начали появляться первые трещины? Все же тут, без сомнения, есть некая переоценка влияния. Если раньше Аэрофлот мог активнее действовать с позиции силы (что мы неоднократно и видели - вспомните все эти ругательства относительно ухода в другой аэропорт, снятия генерального директора и прочее), то теперь у Шереметьево появились влиятельные владельцы, которые в определенной мере могут оказывать противодействие. Например - принять волевое решение подвергнуть риску пассажиров и убрать машины сопровождения. Ничего личного, просто бизнес. 

Ведь если верить источникам, весь сыр-бор проявился из-за того, что Аэрофлот недоплатил аэропорту за оказание услуг по сопровождению. Другие источники дополняют - авиакомпания ликвидировала свою службу сопровождения (все мы помним, как генеральный директор Аэрофлота гордится сокращением издержек и том, что не принадлежит к касте летчиков, которые ничего не понимают в бизнесе), причем провела этот процесс не очень правильно, из-за чего не только сама авиакомпания, но и некоторые ее партнеры, пользующиеся этими услугами, оказались в столь деликатной ситуации. 

С другой стороны есть у меня мысль, кратко выразить которую можно известной поговоркой «проблемы индейцев шерифа не волнуют». Стоит ли высшему руководству вышеуказанных компаний заморачиваться столь незначительными вопросами, когда пассажир никуда не уйдет? Куда ему деваться? В текущих условиях, в созданной монопольной среде шансов на защиту прав потребителей от проявлений монопольных перегибов экономики становится все меньше. Да, пусть менеджмент среднего уровня поругивается по таким незначительным поводам, как тарифы на сопровождение воздушных судов и порядок оплаты предоставляемых услуг, пусть даже вводит друг против друга какие-либо санкции. Никакое падение качества оказываемых услуг не приведет к оттоку клиентов, просто потому, что клиенту идти больше некуда. 

Тут конечно могут возразить - ну как же, вон, целый туннель роют, все для удобства пассажиров. Разве нет? Ну что тут возразить - туннели действительно роют. Прямо под полосами, на которые садятся многотонные махины. Вот только опыт приучил к тому, что масштабная стройка в России, имеющая тем или иным способом доступ к государственному обеспечению, должна рассматриваться обществом с изрядной долей скептицизма. 

Опять же, возможны возражения – стройка ведется на средства частных инвесторов. Да, без сомнения, вот только платой за эту стройку стал сам аэропорт. Неоднократно говорилось – в том числе и в центральных СМИ – что действия инвестора по строительству инфраструктуры в аэропорту приведут к получению контроля над этим самым аэропортом. Ну вот, так и вышло – ничего еще не достроено, а собственниками «Шереметьево» уже стали те самые инвесторы. В общем, сами для себя строили – и сам проект был нужен скорее как предлог для передачи государственной собственности в частные руки. 

Так все же, есть ли назревающий конфликт или это просто незначительное, текущее проявление будничной суеты монолитного картеля? Ответа у меня нет, но для нас - потребителей услуг - он и не важен, важнее последствия. А вот они печально смотрятся - если и дальше картель будет столь же легко относиться к вопросам безопасности пассажиров, прикрываясь громкими словами о коммерческой эффективности, то вполне высок риск однажды добавить какое-нибудь новое требование в справочники по безопасности полетов. 


Дмитрий Кузнецов

Accelerated with Web Optimizer