ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Об обделенном топ-менеджменте монополий замолвите слово

Об обделенном топ-менеджменте монополий замолвите слово

14.08.2016, 16:33

За ширмой новостей Олимпиады, встречи Путина с Эрдоганом и прочих крупных событий как-то незаметно прошла информация о недовольстве вице-премьера Дворковича отсутствием прогрессии в деле унификации системы вознаграждения и ответственности топ-менеджмента крупных государственных компаний. Как скучно звучит, да? А ведь за этим «наездом» стоит очень серьезная проблема, которая поважнее Олимпиады будет. 


Сразу же оговорюсь – не понимаю, почему вице-премъер возмущается. Лично мне кажется, что «пацанский» кодекс вполне соблюден, и серьезные парни типа «Аэрофлота» и «Ростелекома» могут смело игнорировать требования урезать себе поток бабла. Вон, «Аэрофлот» недавно повысил вознаграждение членам совета директоров аж в три раза, (и это при отказе от дивидендов) и совершенно непонятно, почему серьезные ребята должны в чем-то там себя ограничивать… Нет, давайте еще раз перечитаем внимательнее. Отказываемся от дивидендов, то есть от выплат дохода государству, которое все еще является основным держателем акций. Отказываемся потому что, по всей видимости, не заработали достаточно. Государству не видать наших денег. Более того, активно говорим о том, что государство этих денег еще и должно добавить. Но при этом «своих пацанов» поощряем, причем не просто поощряем, а в три раза сильнее, чем раньше. Нет, это не ошибка – не в три раза меньше, а в три раза больше денег. Это так, к слову о кризисе. Чтоб держались там, здоровье было, настроение хорошее.  

Тем не менее, в привычную систему, установленную негласными договоренностями «серьезных пацанов», опять кто-то лезет. И на этот раз – не какой-нибудь изгой-оппозиционер, посланный «вбрасывать» другими не менее серьезными «пацанами», а человек, стоящий в системе не на последнем месте. И требует он жестких мер. И требование это не столько популистское (выборы-выборы, популизм в тренде, но есть более привычные и подходящие поводы внезапно прозреть, стукнуть кулаком по столу, возопить «Доколе?!» и орать на подчиненных вплоть до закрытия последнего избирательного участка), сколько вполне реальное.  

Что делать? Ну, по-хорошему надо созывать «сходняк», собраться вместе более-менее серьезным «пацанам», порешать вопросы, пообщаться, может даже в сауну сходить. Так мол и так – не попутал ли случайно рамсы столь уважаемый человек? Может ошибка какая вышла, этакая оказия приключилась? Может подзабыл уважаемый человек, что все животные… Простите, бизнесмены – равны, но некоторые ровнее? Может он не заметил, кто тут самый ровный системообразующий гранд? 

 Все бы хорошо, но опять же – Дворкович фамилия серьезная, это вам не какой-нибудь скучный замначальника Министерства межпацанских терок и разборок, тут вроде как не надо бы его кусать, а то без «кусалки» остаться можно. Но вопрос-то надо решать, да?  

Очевидно, надо доказывать состоятельность повышения вознаграждения. Мол, не просто так наши «пацаны» «капусту рубят», все четко, по закону, по бумажке. У того же «Аэрофлота» на этот случай есть чудесный инструментарий под названием «профильные конкурсы». Приведу более-менее свежий пример, чтобы было понятно, о чем это я. 

В 2016 году разверзлись экраны мониторов и телевизоров, и на слушателей и зрителей хлынул поток новостей о том, что «Аэрофлот» заслужил победу в мега-престижном конкурсе, который можно сравнить разве что с «Оскаром», олимпийской медалью или нобелевской премией. «Air Transport News Awards» - вот эти четыре слова гремели по всем изданиям, убедительно доказывая, кто тут папочка. Народ разинул рты, восхитился, заважничал. Слово «Эвордз» вообще как будто создано для того, чтобы внушать непередаваемый уровень крутизны, да и остальные три внушают, буковки-то нерусские, эка невидаль! Не абы что, лучшая авиакомпания в мире! Куда там Люфтганзе, Эмирейтс, Катар Эйрвэйс, Сингапур Эйрлайнс и прочим слабакам. Аэрофлот! 





Правда, некоторые блогеры несколько удивились, как маленькая греческая «лавочка» из восьми сотрудников с сайтом из каменной эры (тот самый «Эвордз», ага) может претендовать на роль авиационного Оскара, и даже начали обвинять авиакомпанию в покупке почетного звания! Какой кошмар. 

Так зачем нужны победы в разных «крутых» конкурсах? Представьте, вот идете вы по коридору, и тут догоняет вас какой-нибудь вице-премьер, и как начнет задавать вопросы – чего ж это ты, мил человек, в стране кризис, люди стараются картошку аккуратнее чистить, чтобы не срезать лишнего, а ты тут миллионами раскидываешься. А ты такой – раз – и тычешь ему распечатку из газеты, и говоришь – ну извини, дорогой товарищ, вот они, результаты работы топ-менеджмента, это ж почти Оскар, почти как нобелевка, и все благодаря моим «пацанам». Надо поощрять эффективные управленческие кадры. 

Думаете не сработает? Сработает, еще как. За последние годы нам любое признание из-за бугра – как медом на сердце капнуть, так сладко, что даже не верится. А за эти вещи надо платить. 

И вот в эту привычную и милую сердцу красоту, не посоветовавшись с «пацанами», пытается влезть какой-то политик, на полном серьезе требующий пересмотреть порядок дележа «капусты». Мрак. 

Впрочем, как я уже говорил, уровень «спрашивающего» (а вице-премьер Дворкович далеко не последний человек на политическом Олимпе) говорит сам за себя. Видимо и вправду нехватка денег продолжает все явственнее проявляться, и приходится пересматривать установленные правила игры. Причем делать это указаниями с самого верха. А если все так, то отчетами о победах в маленьких греческих конкурсах уже своего не добиться, нужен инструмент помощнее – саботаж.  

Слово «саботаж» звучит страшно, да и последствия вызывает не очень радужные, но это единственный способ топ-менеджмента монополистической компании повлиять на политические решения. Вспомните, как писали в новостях о применении этого инструмента компанией РЖД (после отмены пригородных электичек) – «опасность бунтов», «высокий риск проведения протестных мероприятий», «люди собираются организовать перекрытие дорог». Тут главное – вовремя выскочить на сцену в рваном стареньком сюртуке, и просипеть «Месье… Же не манж па сис жур… Подайте что-нибудь государственному монополисту…». 

Однако чтобы уж не бросать приведенный выше пример, вспомним – помогло это господину Якунину? Не похоже, с поста главы государственной железнодорожной монополии его подвинули, инструментарий забрали, пожурили, и не дали нормального нового кресла. И это очень тревожный сигнал… так что сейчас руководство получивших на орехи компаний стоит перед выбором дальнейшей стратегии развития. Вот как я вижу эти варианты: 

- Подчиниться. Самый противный вариант, придется отказаться от покупки какой-нибудь еще одной квартиры в стане потенциального противника – Евросоюзе – и опуститься в негласном табеле о рангах. Более того, основной кошмар этого варианта – свои же топ-«пацаны» могут подумать, что их главный топ-«пахан» не очень справляется с ролью «решалы» в верхах, и их интересам может быть нанесен ущерб. А из этого следует однозначный вывод – Акелла промахнулся, можно под него копать. Поскольку в тесном «пацанском» кругу все всё друг о друге знают, то руководствуясь стратегией «капля камень точит» можно потихоньку начинать мешать жить своему руководителю. Информацию там разную потихонечку вбрасывать, искать новых покровителей, глядишь – «пахана» посерьезнее пришлют, который сможет отстоять решение в следующем году еще раз в пять повысить вознаграждение.  

- Продолжить стратегию воплей и запугивания – то есть делать все то же самое, отовсюду трубить о своих успехах и требовать денег на покорение новых «высот». Как я уже сказал, в случае реального дефицита денег это не поможет 

- Тихонько слиться. Хватануть все непосильно заработанное и укатить на волю, в пампасы. Шикарный вариант, но есть одно страшное «но» - поддерживающий поток бабла прекратится, а зарабатывать вне России не получается – за бугром свои «пацаны» и совершенно иная специфика «терок», просто так не адаптируешься. Можно конечно выбить себе булочку с маслом крича о «преступлениях режима» в некогда родной России, но там тоже уже занято и поделено между другими ребятами, не факт что влезешь. Вот и приходится, нервничая, думать – вот… еще чуть-чуть… еще годик потяну, хоть немного бы доложить в оффшорную кубышку …  

- Зажмуриться и попытаться применить «саботаж», желательно максимально хитро, делая большие влажные глаза и молвя «не виноватая я, просто деньги очень нужны». Все бы хорошо, но очень страшно, большой риск получить отпечаток подошвы на седалище 

- Поговорить с другими топ-«паханами» и жахнуть всем сразу, «всех не перестреляете!». Совсем уж рискованный вариант, пан или пропал, сейчас пока еще рано такое устраивать. Вот когда будут последнюю виллу в Испании/Италии/Швейцарии (и т.д.) отнимать, тогда уже можно. А сейчас рановато. 

Видите, какой сложный выбор? Вот за что там платят такие деньги, это же вопросы жизни и смерти (ведь жизнь на одну зарплату для этих людей – хуже смерти, так что вполне уместное выражение), это вам не на заводе болванки точить, тут целое поле битвы! Разумеется, парни тратят столько нервов, что имеют право недельку в году поплавать на своих яхтах, лично я не могу их осуждать. 

 Учитывая вышесказанное, лично мне безумно интересны дальнейшие ходы. Последите тоже ради интереса, очень уж любопытная ситуация. Может я чего не знаю, и ситуация потихоньку заглохнет – это значит, что у «пацанов» нашлись нормальные варианты порешать вопрос без применения вышеуказанных способов. А может и нет, тогда мы увидим либо новости об отставке очередного топа, либо вал хвалебных газетных публикаций о том как опасна и трудна работа управленцев государственных монополий и сколько добра для России-матушки сделано, и сколько еще было бы сделано если бы не недруги проклятые… Ну или самое неприятное – новости в стиле «караул, керосин закончился, пользуйтесь велосипедами». Значит, время настало. 

Антон Грищенко

Accelerated with Web Optimizer