ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяВ мире › Турецкий путч захлебнулся – причины и истоки

Турецкий путч захлебнулся – причины и истоки

16.07.2016, 20:19

Попытка военного переворота в Турции в ночь с 15 на 16 июля провалена и подходит к логическому завершению. Группа военных, которая назвала себя «Советом за мир в стране», заявляла о взятии власти в свои руки. Они утверждали, что собираются восстановить в стране конституционный порядок, который, по их мнению, был подорван. Участники переворота заблокировали два моста через Босфор в Стамбуле и захватили здание Генштаба в Анкаре. Однако 16 июля мятежники начали терпеть поражение и сдаваться властям. 


Первая ошибка мятежников была сделана в самом начале. Любой переворот оказывается успешным, если ключевые фигуры правительства немедленно оказываются за решеткой. Ни президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, ни недавно назначенный премьер-министр Бинали Йылдырым арестованы не были. Напротив, они при помощи СМИ объявили о незаконности переворота, а президент немедленно призвал к акциям гражданского неповиновения. 

Второй ошибки после совершения первой вряд ли можно было избежать. После обращения Эрдогана к народу через Скайп с призывом «защитить демократию» многие мечети Турции превратились в круглосуточные общественные СМИ. Как известно, их минареты оснащены мощными динамиками, через которых обычно транслируется азан. Однако в условиях переворота благочестивые муэззины принялись вещать через них призывы к народу собираться на площадях. 

Тем временем на улицах Стамбула и Анкары развернулись настоящие уличные сражения. Главным образом, в них оказались задействованы солдаты и полицейские, выступившие на стороне власти. Народ уже к двум часам ночи занял основные магистрали обеих столиц и приступил к штурму главного аэропорта Стамбула. Государственный телеканал TRT, чье вещание было прервано военными, также был захвачен народом. 

Не остался в стороне и опальный бывший премьер-министр Ахмет Давутоглу, который также выступил с призывом к народу защитить действующую власть. Таким образом, несостоятельной становится версия о противоречиях внутри правящей элиты как основной причине переворота. Кто же тогда стал инициатором этого спорного решения? 

По сообщениям из Анкары зачинщиками переворота стал не генштаб Турции, а лишь некоторые высокопоставленные офицеры из ВВС и жандармерии. Как известно, именно ВВС в Турции является родом войск, наиболее приближенным к США. В последнее время отношения Анкары и Вашингтона находятся на самой низшей точке с 1974 года из-за поддержки, которую оказывают американцы сирийским курдам. В случае успеха курдских вооруженных формирований против ИГИЛ на карте может появиться независимый Курдистан вдоль всей сирийско-турецкой границы, что негативно скажется на безопасности и целостности Турции. 

В последний месяц Эрдоган совершил целый ряд шагов, которые могут негативно повлиять на турецко-американские отношения. Это и примирение с Россией, и призыв к нормализации отношений с Сирией. Для США потеря одного из главных союзников на Ближнем Востоке является серьезным поражением, поэтому вполне возможно, что переворот мог быть одобрен из Вашингтона, как в свое время переворот 1980 года. 

Однако для американской политики нынешняя попытка госпереворота выглядит уж слишком слабой. Если бы турецкими военными руководили из Вашингтона, Эрдоган и Йылдырым давно бы уже находились под арестом. 

Слишком похоже все это на самодеятельность группы офицеров, которым пообещали всеобщую поддержку, а потом ее не оказали. 

Как обычно, Эрдоган обвиняет в организации переворота «параллельное государство» - движение "Хизмет", во главе которого стоит проживающий в США опальный проповедник Фетхуллах Гюлен. Раньше они были союзниками и вместе боролись против засилья армии в политике. Именно сторонников Гюлена считали главными инициаторами судебного процесса по делу «Эргенекон», в ходе которого в тюрьме оказались сотни отставных офицеров, светских журналистов и ученых. 

Затем их пути разошлись и Эрдоган сделал все для того, чтобы выдворить сторонников "Хизмет" за пределы политической элиты. У них явно есть причины не любить власть, однако еще меньше причин у армии любить движение "Хизмет". Известный турецкий инсайдер Фуат Авни, который очень редко ошибается в прогнозах, назвал происходящее театром, главный режиссер-постановщик которого живет в президентском дворце.

Действительно, если переворот все же провалится и «демократия восторжествует», то Эрдоган станет настоящим народным героем, защитившим выбор народа от узурпаторов. Если до сего дня шансов на победу в референдуме о смене конституции и политической системы Турции с парламентской на президентскую у него было не так уж много, то после неудачного переворота большинство проголосует за что угодно, «лишь бы не было войны». Эту версию я бы не стал исключать. 

Осталось предположить, чем же закончится это политическое противостояние. По нашему мнению, военная хунта имеет слишком мало шансов на то, чтобы закрепиться у власти. До сих пор не было заявлений о поддержке переворота ни со стороны министра обороны, ни со стороны начальника генштаба. Скорее всего, его организаторами стали не слишком высокопоставленные офицеры. 

До сих пор неизвестен уровень их поддержки со стороны армии, однако судя по всему, большинство солдат остаются в казармах и не принимают участие в городских стычках. Для того чтобы сохранить власть, военным необходимо опереться или на высшее военное руководство страны, или на светскую половину населения. Однако пока призывов выйти на улицы к сторонникам смены власти слышно не было. 

Все станет ясно днем 17 июля. Если хунта будет держаться за власть, начнутся уличные бои, расстрелы демонстрантов и штурмы захваченных народом зданий. В ответ на боевые действия в столицах на юго-востоке Турции поднимутся курды, которые не будут поддерживать ни одну из сторон конфликта. Начнется гражданская война. 

Это явно не прибавит зачинщикам переворота поддержки со стороны международного сообщества, и в конце концов, рано или поздно военные будут вынуждены уйти. 

Самым вероятным исходом станет свержение хунты уже 16-17 июля. Улицы Стамбула и Анкары будут заполнены протестующими людьми. Военные окажутся заперты в своих казармах, а Эрдоган въедет в Анкару на белом коне, как Салахаддин в поверженный Иерусалим. Это уже будет не тот Эрдоган, чья партия год назад едва набрала 40% на выборах. 

Все забудут теракты, сложную экономическую ситуацию и провалы во внешней политике. Он получит как победитель из рук народа карт-бланш на любые расправы над зачинщиками переворота. И под топор палача попадет не только горстка полковников, но и видные политические противники Эрдогана, среди которых окажется слишком много сторонников движения "Хизмет".
Accelerated with Web Optimizer