ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Прогноз «погоды» над аэропортами

Прогноз «погоды» над аэропортами

02.05.2016, 18:18

23 апреля 2016 года обозреватель Юлия Латынина на радиоволнах станции «Эхо Москвы» произнесла, в числе прочего, и следующие слова: «Я знаю, что даже в правительстве удивляются, что там происходит с аэропортом «Домодедово» и кто заказчик, потому что сначала думали на Ротенбергов. Я уже готова перед Ротенбергами извиняться, потому что «Платон», конечно, «ихний», но, вот, как-то вот говорят, что никто от Ротенбергов не приходил по поводу «Домодедово»» 

http://echo.msk.ru/programs/code/1752700-echo/ 

Признаюсь, был немало удивлен этим извинением, которое признанный либеральный эксперт принесла семье олигархов – не знаю, конечно, кто там на кого «сначала думал», но когда есть документы, оформленные надлежащим образом и составленные в письменном виде, особо и думать то не надо. 

Конечно, наши либералы больше привыкли доверять своим источникам – ни капли не сомневаюсь, что им на электронные почты сбрасывают интересную информацию, заранее переведенную на русский язык. Мне на почту, кроме назойливой рекламы, практически ничего не сбрасывают, поэтому приходится обходиться своими силами, и больше доверять документам, а не «сначала думать» на кого-либо. 

В 2012 году проект технического задания по теме "Разработка модели развития Московского авиационного узла и создание единой компании по консолидации государственных активов Московского авиационного узла", согласованный Министерством Транспорта, передали в Правительство. Что же интересного можно почерпнуть в этом документе? 

«разработано финансово-экономическое обоснование консолидации государственной инфраструктуры Московского авиационного узла на базе единой компании» (здесь и далее – выделение жирным шрифтом – автор статьи) 

«предложена оптимальная организационно-правовая форма единой компании» 

«рассмотрены варианты внесения пакетов акций операторов аэропортов федеральной собственности в уставный капитал создаваемой компании» 

«Разработаны необходимые для создания единой компании и передачи ей объектов государственной инфраструктуры Московского авиационного узла и акций операторов аэропортов, проекты нормативных и распорядительных актов, включая акты Президента, и Правительства Российской Федерации, и пояснительные записки (материалы, являющиеся обоснованием необходимости принятия таких актов) к ним» 

Очень трудно остановиться, но я остановлюсь – иначе данный материал из простой журналистики превращается в аналитику, а в настоящий момент такой цели передо мной не стоит. Почему же остановка именно здесь? 

Итак, техническое задание, подготовленное в 2012 году, очень точно предваряет некоторые события, произошедшие в 2015 и позднее. В частности, я говорю об одном из аэропортов – «Шереметьево» - в отношении которого были изданы документы и Президента, и Премьера о передаче контроля единой компании – кипрской «TPS», принадлежащей в том числе и А. Ротенбергу. Так, Указ Президента, вышедший в августе 2015 года, предусматривает передачу федерального имущества в уставный капитал создаваемой компании (как и предполагалось еще в 2012), в результате чего у государства остается всего лишь около 30% акций. 

Итак, документ от 2012 года, в котором черным по белому расписана процедура консолидации аэропортов, выполняется своим чередом. При этом сейчас уже вполне известен основной выгодоприобретатель – компания того самого Аркадия Ротенберга, зафиксированная в документах Президента и Правительства. Внуково также консолидируется – пока обособленно, но, напомню, в документе говорится об одной управляющей компании, и нет особых сомнений в том, что эта компания будет иметь в своих бенефициарах оффшор «TPS». А один из совладельцев «TPS», миллиардер А. Пономаренко, еще на стадии подготовки модели консолидации аэропортов «прощупывал почву» в «Домодедово», выражая желание купить аэропорт, но не согласившись с предложенной ценой. Соответственно вывод – учитывая, что выполняемая на данный момент согласованная программа предусматривает следующим этапом объединение всех трех аэропортов, нет особых сомнений в том, что именно компания А. Ротенберга, которой указами руководства Российской Федерации пока передано только «Шереметьево», будет итоговым владельцем всего. 

И за что же тут извиняться? Все документы вполне открыто опубликованы, ведь у нас демократия и свобода слова. Опять же, если в 2012 году, хоть и зная примерную форму будущих слияний и поглощений, но еще рано было говорить о конкретных фамилиях, то сейчас эти фамилии совершенно не скрываются. В общем не понимаю, почему Юлия извинилась, пусть это останется на ее совести. 

Нам же интереснее другое – каков дальнейший прогноз в отношении Московского авиаузла? Следующим наиболее логичным шагом, как мне кажется, является создание отдельной компании, в собственность которой будет передано как ОАО «Международный аэропорт Внуково», так и АО «Аэропорт Шереметьево» - то есть юридические лица, уже консолидировавшие в себе активы двух соответствующих аэропортов. Соответственно, собственниками этого нового юридического лица – в рабочем порядке я назову его АО «МАУ» - становится Российская Федерация (в рамках остатка своих долей в двух аэропортах), компания «TPS» и, по всей вероятности, четыре акционера «Внуково» - ООО «Внуково-Альянс», ООО «Сильвани», АО «Компания Юнокс» и ЗАО «Внуковская инвестиционная компания». 

Теперь следите за руками. Трюк, отработанный на «Шереметьево» - занижение доли при проведении консолидации активов. Так, целый аэропорт потянул на 30%, а незначительные активы «TPS» вроде парковки, компании, продающей рекламные площади и грузового склада – на 70. Думаю, наиболее удобный исход – таким же образом оценить имущество аэропорта «Внуково» значительно ниже, отдав, соответственно, большую часть пакета владельцам «Шереметьево» - не зря же оно, начиная именно с 2012 года, внезапно ежегодно называется лучшим аэропортом Европы… 

Причем судя по тому, что в отношении нынешних «консолидаторов» Внуково не возбуждено уголовное дело о каком-нибудь произошедшем лет пять назад инциденте, и они не сидят под домашним арестом или в СИЗО, я заключаю, что их подобная «сделка» устраивает. Значит вполне логично предположить, что какая-то компенсация все-таки будет предоставлена, либо в виде разрешения владеть незначительной оставшейся долей акций итогового консолидированного предприятия, либо – в виде выкупа структурами «TPS» их акций по более-менее адекватной цене. 

Однако остается Домодедово, и тут уже нужно смотреть на реакцию его владельца – Дмитрия Каменщика. Судя по отказу, который получил олигарх Пономаренко и по уголовному делу, первоначальные требования рейдеров были Каменщиком отвергнуты. Сейчас его необходимо какое-то время прессовать, после чего повторить предложение, разумеется, уже с меньшей «премией». Если все пройдет удачно (для TPS), то в АО «МАУ» вольются активы оффшоров, держащих Домодедово. При этом, разумеется (кто бы сомневался) активы одного Домодедово против объединенных Внуково и Шереметьево будут оцениваться мизерно, вследствие чего те лица, которые на тот момент будут держать Домодедовский пакет (а это либо сломленный в итоге Каменщик, либо специально поставленное лояльное лицо типа Сергея Ярышева, который выполнял похожую функцию в правлении Шереметьево непосредственно перед входом туда TPS) , получат незначительный пакет. Дальше этот пакет – выкупом Каменщику по заранее согласованной в СИЗО цене или путем формальной подписи «временной администрации» - переходит в TPS, и в итоге у АО «МАУ» остается два собственника – это Российская Федерация и оффшор TPS, принадлежащий Ротенбергу, Пономаренко и еще одному олигарху – депутату Скоробогатько. 

И что же теперь? А вот теперь уже можно открыто объявлять классическую приватизацию незначительного пакета акций, оставшихся в государственной собственности – это первый путь. Или наоборот – оставить государственное участие, чтобы через этот канал законно вливать бюджетные средства в частную компанию. Второй путь видится мне более перспективным, потому что наши олигархи, которые даже свои яхты от налогов прячут в оффшоры, не будут вкладывать свои столь тщательно оберегаемые средства в обновление и содержание дорогой в обслуживании инфраструктуры аэропорта. А тут можно будет вложить миллиардик, и надеяться, что хоть половина из него реально пойдет на обновление взлетно-посадочных полос и прочего сложного оборудования. 

Если же дорогие господа не прислушаются к моей рекомендации и решат забрать весь пакет, то тоже не беда – всегда можно объявить, что аэропорты – стратегические объекты, от которых зависит безопасность граждан, обладают ярко выраженным социальным значением и не могут быть брошены на произвол, вследствие чего на их обслуживание государством будут выделены субсидии. Хотя, повторюсь, это значительно более громоздкая и неудобная схема. 

Владимир Ковров

Accelerated with Web Optimizer