ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяОбщество › Пир во время приватизации

Пир во время приватизации

17.04.2016, 18:40

Активному народному обсуждению подверглось недавнее торжество – день рождения, которое праздновал сын олигарха Александра Пономаренко. 


Признаться, обсудить было что, журналисты интернет-издания LifeNews действительно постарались, и расписали все мыслимые и немыслимые подробности, которые только удалось найти – и меню, и конкретные гонорары модных звезд, и наиболее заметных из приглашенных лиц. Не поспоришь, мероприятие вышло стильное, хоть многие язвительные языки и утверждали, мол, вкус-то все равно за деньги не купишь, и нынешнее мероприятие – просто присыпанные «зеленью» отголоски посиделок в кабаках из 90-х, в которых в свое время участвовал отец виновника торжества, еще не успевший стать олигархом. 

При этом народ несколько удивляется – а как это получилось, что никому не известный украинец вдруг стал совладельцем российского аэропорта? Ведь статье про празднование черным по белому написано – сын совладельца «Шереметьево». Комментаторы вовсю удивляются, мол, несколько странно отношение украинского миллиардера к построенному трудом советского народа аэропорту. А как же он совладельцем стал? 

Попробую ответить, вступившись за Александра Анатольевича – он стал совладельцем после того, как пообещал выкопать туннель под взлетными полосами и построить пассажирский терминал. Впрочем, такое объяснение вряд ли удовлетворит простых граждан России, которые привыкли покупать колбасу и сыр за наличные деньги, а не за обещания когда-нибудь поменять в этом магазине лампочку. Уж больно тяжелая схема, тут, пожалуй, только отучившись в зарубежных пафосных академиях на выданные нашими зарубежными друзьями гранты получится понять – как такая сделка вообще может работать, у обычного человека тут мозг взорвется. 

Впрочем, что мы все об Александре Анатольевиче - термин «совладелец» подразумевает под собой наличие как минимум еще одного «совладельца». В нашем случае это еще один украинец - депутат (как ни странно, не Рады, а Думы) по имени Александр Скоробогатько. Будучи не очень публичным человеком (хотя, казалось бы, депутату стоит почаще глаголом жечь сердца людей, выступая с трибуны и обличая тех, кто ворует, мошенничает и мешает жить его любимому народу), господин Скоробогатько мало чем известен простому человеку. Говорится, что он кандидат наук, однако «Новая газета» и «Диссернет» признали его диссертацию фантомной – ее не получилось найти ни в библиотеке, ни в других местах. Как же так? Не может же быть бывший выпускник легендарного Славянского государственного педагогического института, этого местечкового Оксфорда и Гарварда в одном лице, да еще и по специальности «преподаватель физической культуры» - не может же он быть «липовым» ученым? Разумеется нет, скорее всего, копия диссертации просто завалилась за тумбочку, вот ее и не нашли. 

Александр Иванович – депутат, о котором можно только мечтать. Посмотрите на всех этих крикливых шутов, которые постоянно лезут в общественную жизнь со своими законопроектами, спасу нет! Александр Иванович же – молчун, помните как у Юлиана Семенова? «Я люблю молчунов. Если друг молчун, так это друг, а если враг, так это враг». Сидит себе тихонько в думе, наверное вспоминает, куда в последний раз убрал диссертацию. Да, может быть от депутата в идеале требуется больше активности, но, знаете, если бы этот бизнесмен еще и политическими инициативами увлекался… Нет уж, пусть лучше все останется так как есть.

Есть еще один «совладелец», Аркадий Ротенберг, но я про него и говорить не хочу – еще уличат в симпатиях к оппозиции, а я не такой, я всех одинаково люблю, только со знаком «минус». Да и доля его значительно меньше, чем доли друзей-украинцев, это больше публичная фигура, призванная служить громоотводом от излишне любопытных чиновников – ну и для выплескивания народного гнева: 

-Кому порт отдали? 
-Да Ротенбергу! 
-А, Ротенбергу, ну ничего удивительного… 

Понимаете? А не будь Аркадия Романовича, диалоги в трамваях поутру звучали бы кардинально по-иному: 

-Кому порт отдали? 
-Да Пономаренко со Скоробогатько… 
-Это еще кто такие? 
-Да два украинских физрука… 

Это же катастрофа была бы! За ее «избежание» и 30 процентов порта отдать можно, тем более что бонусом сразу идет возросшая лояльность чиновников. 

Вот только не надо опять обвинять в игре на народной титанической ненависти к чиновникам. Что я могу поделать, будь моя воля, я бы вообще убрал из своего лексикона слова на букву «ч», но пока не получается. Как не обращать внимание например на то, что нет никакой реакции антимонопольной службы на монополизацию гражданской авиационной отрасли? Эту монополизацию заметила даже консьержка в моем подъезде, бабушка Тамара, а вот специально обученные люди, получающие за это зарплату, ничего не видят и не замечают. Вот и получается, что: 

- Аэропорты объединяют под единого собственника, при этом выгоняя все другие компании, не согласные на статус дочерних в новой империи-монополии. 

Хороший пример подсказала астрономия, рассказав, что в некоторых звездных системах материнская звезда «сдувает» с планеты атмосферу. Жизнь без атмосферы, как известно, существовать не хочет, и планетка остается безжизненным камушком. Прекрасная аллегория с выбранным аэропортами путем – оттуда «сдувают» всех тех, кто не принадлежит друзьям-олигархам. 

- Конкуренцию из среды авиакомпаний убирают, оставляя только пассажирский «Аэрофлот» и грузовой «Эйрбридж». Выход для остальных – разорение, как с «Трансаэро», или переход в статус «дочки» «Аэрофлота». 

Потихоньку и незаметно переплетаются узы странной, неестественной дружбы между монополистами. Вот, например, в торжественной обстановке анонсируется подписание соглашения между авиакомпанией «Эйрбридж» и одной из компаний украинских олигархов – грузовым оператором «Москва Карго», который уже не раз «радовал» журналистов возможностью написать необычную новость про бардак в сфере грузовых авиаперевозок. Крупнейшая российская грузовая авиакомпания и косячный грузовой оператор планируют развивать какой-то хаб, благодаря которому, как надеются подписывающие, удастся прекратить древнее шумерское (ну или какое там еще) проклятие растущих не из того места конечностей, витающее над «Москвой Карго».

Причем на подписании присутствует аж сам генеральный директор всего аэропорта Василенко – тот самый, который до этого регулярно отклонял другие похожие стратегические предложения, идущие от компаний, у которых, к сожалению, нет украинских олигархов в учредителях. Но тут-то совсем другое дело, люди все свои, подумаешь, устроили несколько проблем такого масштаба, что даже наша культурная и корректная пресса не смогла не заметить… 

Знаете, множеству остальных фирм (а их действительно много – ну, пока еще) может быть довольно обидно. На подписании их соглашений не присутствовал Василенко, им не приглашали журналистов и не проводили показательную экскурсию по тщательно выбранной «потемкинской деревне». Говоря словами нашего президента – «двойные стандарты». К чему они приведут? 

Давайте я сделаю отступление и немного углублюсь в скучную экономику, и расскажу, из чего формируется цена услуги. Две большие группы – это себестоимость (сколько стоит услуга на самом деле) и выгода. Если на дворе 90-е годы и ты – физрук, продающий парфюм, то тут все просто – себестоимость складывается из закупочной цены парфюма. Логистика там нехитрая, так что остальные расходы незначительны, а вот в аэропорту… 

Себестоимость работы авиационного предприятия включает в себя кучу параметров – это персонал (не только зарплаты, но и обучение, здравоохранение, повышение квалификации, мотивирующие выплаты), техника (покупка, техническое обслуживание, модернизация), инфраструктура (возведение, техническое содержание и коммунальные платежи, модернизация), безопасность (служба охраны, дорогостоящие технические средства, системы контроля), модернизация производства (новые стандарты работы, новые технические средства), контроль за качеством (проведение проверок и аудитов, работа с пожеланиями, требованиями и замечаниями клиентов), налоговая нагрузка (без комментариев), юридические риски (на самом деле отнимают значительную долю времени и средств, учитывая количество противоречащих друг другу законов)… Наверняка что-то забыл, но для примера хватит и этого. 






А теперь представим, что вы – олигархи из некоего территориально близкого к России государства, купили некое предприятие, занимающееся некоторыми работами в некоем аэропорту (все совпадения, разумеется, случайны). Персонал? На дворе кризис, пусть работают за гроши, без оглядки на глупые требования трудового кодекса. Не нравится? Ну так идите искать новую работу, удачи. Техника? Ну, можно купить хорошую, иностранную, вот только обслуживать то ее будут люди из предыдущего пункта, и как они будут это делать – неизвестно. Инфраструктура? Как показывает практика, существующая не справляется, поэтому приходится спасаться обещаниями построить все новое. 

Вот только кто и как будет строить – большой вопрос. В сети есть фотографии, где одна из строящихся стен склада в «Шереметьево» завалилась на бок – вот вам и ответ. Безопасность? Не смешите, не в том аэропорту, где можно спокойно угнать микроавтобус (также, к слову, принадлежащий одной из компаний олигархов), покататься по полосам и спокойно уехать. Модернизация производства? Зачем? Как работали в середине 60-х, так и будем, разве что в офисах теперь не печатные машинки, а компьютеры. Контроль за качеством? Да зачем он нужен, если у потребителя услуг все равно нет никакого выбора… Налоги? На то и даны умным людям оффшоры, чтобы Родину лишними средствами не обременять (главная компания олигархов, TPS Avia – зарегистрированный на Кипре оффшор). Законодательство? Для кого-то другого – да, но не в этом случае.

Кроме того не забывайте – глава «Шереметьево» не от хорошей жизни ездит на подписания таких договоров. Точно также, с натянутой улыбкой, он вынужден отдавать приказы выделять людей и технику самого аэропорта в помощь не справляющимся олигархам (о чем вполне открыто и даже не особо стесняясь говорил пресс-секретарь «Шереметьево», хоть и в более восторженных тонах). Вот это, я понимаю, аутсорсинг! Где еще найдешь такие условия для бизнеса? Людей и технику выдадут, на недочеты глаза закроют, а за пару красивых обещаний – вообще все отдадут. Знай себе, успевай выводить на Кипр заработанное тяжким трудом. 

Но при всем этом стоимость услуг компании-монополиста все равно выше конкурентов. Ну а вы чего хотели – просто так дни рождения за десятки миллионов не устраиваются, надо чем-то жертвовать. Тем более что впереди у мальчика наверняка будет свадьба – пожелаем ему хорошего торжества. Не знаю как вы, а лично мне очень интересно, удастся ли украинцам по уровню мероприятия превзойти Гуцериевых. 

Николай Сыроедов

Accelerated with Web Optimizer