ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Любопытные моменты в отечественной логистике – взгляд изнутри

Любопытные моменты в отечественной логистике – взгляд изнутри

28.03.2016, 11:08

Здравствуйте, уважаемый читатель! Мне хотелось бы немного посвятить Вас в обратную сторону процедуры доставки товаров от изготовителя до Вашего дома, а еще – рассказать, почему иногда с этим возникают недюжинные проблемы. 


Компания, в которой я работаю, неразрывно связана с логистикой. Вообще, наш трудовой коллектив – настоящие фанаты логистической науки – науки, исследующей искусство снижать издержки на столь трудном пути от производителя к потребителю. Работа логистов незаметна только на первый взгляд, ведь и сроки доставки, и цена готовой продукции во многом зависят от того, насколько грамотно организованы процессы доставки и хранения товара на всех этапах. 

Специфика конкретно моей деятельности – оценка рисков, способных негативно повлиять на процесс доставки товара. Анализ благонадежности контрагентов, подведение итогов совместной деятельности, оценка готовности коллег «идти навстречу» и внедрять необходимые нам производственные услуги – из всего этого и многого другого вырастает внутренний рейтинг компаний, с которыми мы работаем. Это позволяет трезво оценивать, на кого можно положиться, а на кого – нет. 

Опять же, в силу специфики российского рынка приходится оценивать не только объективные показатели, но и теневую сторону, говоря проще – кто с кем дружит и наоборот. Анализ скрытых от посторонних глаз тенденций в сфере производства, хранения, доставки и реализации товара позволяет более трезво оценивать перспективы работы. 

К чему я все это пишу – да к тому, что наработанный опыт и проведенные анализы взаимодействия позволяют с большой долей вероятности предполагать, что последует за тем или иным событием в нашей сфере. 

 Вот смотрите, простой пример. 

Авиакомпания «Аэрофлот» объявила тендер на обработку почты в базовом аэропорту «Шереметьево». Номер закупки – 31603402488, по этому номеру вы легко можете отыскать все документы в государственной базе закупок, где я обычно и достаю материалы для анализа. 

 Вроде – тендер и тендер, что в нем такого, их сотни, но… На то и анализируется, обобщается предыдущий опыт, чтобы делать выводы. 

Авиакомпания уже проводила похожий тендер в прошлом году – его номер 31501968423, документы можно посмотреть все на том же сайте госзакупок. Только тогда главным лотом являлась обработка не почты, а грузов все в том же базовом аэропорту «Шереметьево». 

Победу в тендере одержала компания «Москва Карго». Многих участников в момент объявления победителя выручил опыт – предыдущее название грузового оператора было «Аэропорт Москва», и он запомнился участникам рынка неоднократными проблемами в обработке грузов и почты, нарушавшими работу логистической цепи, повышавшими издержки как финансового, так и временного характера. Большинство участников рынка не поверили, что смена названия повлечет за собой какие-либо значительные улучшения в работе. 

Однако, даже предсказанные в рамках анализа проблемы превзошли все ожидания. Более-менее крупные игроки, имевшие возможность совершить маневр уклонения – например, SPSR и Pony Express – смогли перевести грузопотоки на другие каналы, минимизировав неизбежно возникшие издержки. Остальным пришлось срочно выделять людской ресурс для того, чтобы прямо на складах грузового оператора оперативно организовывать поиск и выдачу утерянных товаров. Воспоминания, поверьте, не из приятных. 

И вот – новый тендер. Само собой, нет никаких предпосылок к тому, чтобы на этот раз его процедура прошла по-иному. Впрочем, необходимо предусматривать разные варианты, не так ли? Если представить, что в тендере победит другая компания – не «Москва Карго» - то с точки зрения логистики становятся непонятно, как оптимизировать возникшие дополнительные затраты. Вот смотрите, если говорить наглядно, то и почтовые отправления, и грузы прилетают на одном самолете. Поскольку самолет – не фура, просто так разгрузить его силами одних только бравых грузчиков невозможно, требуется специальная техника, которая подъезжает к люкам, и начинает процедуру разгрузки (с загрузкой то же самое, непринципиально). Соответственно, если грузы обрабатывает одна компания, а почту – другая, возникает совершенно излишний и очень дорогостоящий элемент дублирования техники, персонала, выполняемых процедур (а их там очень много, ведь даже подогнать технику к самолету – это уже целый отдельный балет, в котором участвует множество специалистов, с грузовым автотранспортом вопросов значительно меньше). Соответственно вопрос – смысл такого конкурса? Возможно, есть другое объяснение? 

Так, результаты предыдущего конкурса оспаривались в суде, о чем писала профильная пресса. В числе претензий, высказанных в отношении проведенного «Аэрофлотом» конкурса, значился сознательный вывод процедуры выбора поставщика из-под российской законодательной юрисдикции – путем признания проведенного конкурса, соответственно, не конкурсом… Жаль, что я не могу совершить подобный маневр в своем бизнесе, направив уведомление Налоговой службе о том, что поступивший мне доход – это не доход, это просто так, и на него требования Налогового законодательства Российской Федерации не распространяются. 

Были высказаны и другие вопросы – так, в нарушение требований соответствующих законодательных норм, не была обеспечена информационная открытость – не указан требуемый объем услуги, начальная цена контракта. 

 Однако как ни странно (на самом деле – просто оборот речи – совершенно ничего странного, если анализировать не только официальную сторону дела) суд первой инстанции встал на сторону «Аэрофлота», официально признав, что такая форма вывода тендера из-под норм гражданского законодательства России допускается. Впрочем, разбирательство продолжается. 

Если бегло пробежаться по документации, выставленной авиакомпанией по уже проведенному грузовому и новому почтовому тендерам, можно сделать вывод, что никакого изменения в процедуре не предвидится. Соответственно, по всей видимости, результат будет тем же? Почтовые отправления, которые в наше время во многом состоят из посылок, заказанных через интернет-магазины, находятся под отдельным регулированием, достаточно серьезным, вплоть до межправительственных соглашений. И если регулирование перевозки грузов производится в большей степени на коммерческой основе, то в работе с почтой всегда есть дополнительный политический момент – например, можно вспомнить документы Таможенного союза, в рамках которых оговаривались особенности обработки почтовых соглашений. Соответственно, и для авиакомпании, перевозящей почту, есть особые условия – назвался груздем (получил лицензию) – полезай в кузов (осуществляй доставку почтовых отправлений). 

 Таким образом, вывод из моего анализа – нужно уже сейчас начинать готовиться к перенаправлению почтовых потоков на иные направления. 

В прошлый раз дело закончилось введением запрета на перевозку грузов «Аэрофлотом», в результате чего даже самым упорным сторонникам новой модели взаимодействия авиакомпании «Аэрофлот» и грузового оператора «Москва Карго» пришлось искать иные варианты доставки товаров. Поверьте, конечному потребителю совершенно все равно, из-за чего годами работавшая система перестала работать. И от отсутствия вины логистической компании претензий к ней со стороны клиентов меньше не станет. 

Стоит добавить еще один момент. Участники рынка наверняка помнят эмбарго на обработку почты, введенное в 2012 году. Тогда причиной проблем с обработкой почтовых отправлений стало узкое «бутылочное горлышко», возникшее из-за недостатка производственных площадей у «Почты России» в аэропорту «Шереметьево». Решить вопрос удалось только после передачи почтовому оператору в аренду соответствующего помещения. Однако аренда – это всегда временное решение, учитывая объемы почтовых отправлений и популяризацию интернет-торговли, аэропорту необходимо централизованно развивать инфраструктуру, в том числе – и в этой сфере. Ранее такие попытки уже предпринимались, велось строительство здания для нужд почты у нынешнего терминала F, однако построенное помещение было отобрано для других нужд. Будут ли учтены интересы почты сейчас, когда производственные помещения крайне нужны для обработки грузопотока? Не уверен. 

Надеюсь, что мой скромный труд был интересен (если уж Вы, уважаемый читатель, достигли этих строк), или хотя бы пролил свет на некоторые особенности работы российской логистики. И хотя послевкусие от прочтенного может остаться довольно грустным, все же смею Вас уверить, что в нашем бизнесе продолжает работать большое количество профессионалов, которые действительно самоотверженно трудятся в любых, самых тяжелых условиях. 

Владислав Трохин

Accelerated with Web Optimizer