ЕЩЁ НОВОСТИ
Главная › Эпоха кризисного дерибана

Эпоха кризисного дерибана

14.08.2009, 11:08

Экономический кризис в Украине повлиял и на рынок hostiletakeover, или недружественных поглощений.

Оказалось, что тратить деньги на захват чужого бизнеса в настоящий момент нет смысла, ведь желающих купить имущество за рыночную цену маловато. Те бизнесмены, которые любили захватывать чужое, в настоящий момент пытаются спасти хотя бы то, что у них есть.

Впрочем, это затишье перед бурей, ведь на смену старым рейдерам приходят новые, которые не успели на распределение "советского пирога" и теперь попробуют отобрать лакомые куски у "старых волков".

Экономический кризис и недружественные поглощения

Атмосфера паники, которая присущая экономическому кризису, продемонстрировала эффективность инструментов атаки, которые до сих пор считались непригодными. Прежде всего, речь идет об информационной войне.

Особенно чувствительные к ней банки и производители товаров ширпотреба, которые сильно зависят от мнения общественности. Достаточно вспомнить информационные атаки на Проминвестбанк, банк "Надра", страховую компанию "Оранта".

Механизмы реализации были разными. Относительно "Проминвеста" применили протесты миноритариив, рассылки смс, флеш-мобы рядом с банкоматами и отделениями, распространение в печати информации о проблемах банка. Истерию поддержали чиновники.

Банк "Надра" начали дискредитировать на специализированных форумах, потом были организованы протесты вкладчиков.

"Оранту" атаковали через вирус, который сотрудники получили электронной почтой. После этого всем контрагентам поступило письмо с информацией о финансовых проблемах страховой компании.

Иногда рейдеры создают сайт-зеркало, идентичный сайту банка, где размещают негативную информацию и делают электронные рассылки.

Фактически, сам банковский кризис в Украине начался с информационной атаки на Проминвестбанк. Умело распространены заказные статьи в печати привели к панике среди вкладчиков, очередей около банка, и, в конце концов, введение временной администрации и моратория на досрочное изъятие вкладов.

Слабость такой большой и вроде бы крепкой компании поставила под сомнение безопасность других финансовых учреждений. Стоит отметить, что ПИБ хотя и не был колосом на глиняных ногах, но славился своей непрозрачной структурой.

Владелец не мог разобраться с многочисленными мелкими акционерами, не пускал их на собрания акционеров и вынуждал покупать ценные бумаги по низким ценам. Этим и воспользовались рейдеры.

Еще год назад приобрести или захватить сильную компанию было сложно. Они имели и надежную защиту среди чиновников, и деньги, чтобы нанимать юристов и охранные фирмы. Акции скупить было трудно из-за их высокой цены, а сама компания часто уже вела переговоры о продаже части бизнеса влиятельным иностранцам.

Но прошел год, и этот рай превратился в мираж. Нет ни иностранных инвесторов, ни кредитов, ни денег на оплату услуг юристов и взятки чиновникам. Однако растут долги перед банками, естественными монополистами, государством и контрагентами. В таких трудных условиях компания - пища для желающих завладеть чужим.

В настоящий момент очень благоприятная ситуация для нападения. Из-за отсутствия властной вертикали можно умело маневрировать между ветвями власти, подкупая чиновников и судей - благо, взятки стали меньше, чем в прошлом году.

Власти в настоящий момент не до рейдеров, потому что она сама находится в состоянии перманентной политической войны. Столкновение между Тимошенко и Хорошковским за запасы газа, которая вылилась в силовой захват "Нефтегаза", стала сигналом для нападающих во всех уголках Украины.

Однако, хоть условия для рейдерства благоприятны, но и силы у самих нападающих уже не те. Заказчики атак находятся в трудном положении: денег на недружественные поглощения у них маловато. Захватывать предприятие ради контроля над ним нет смысла, ведь туда нужно вкладывать средства.

Как только они докажут свое право собственности, к ним сразу пожалуют налоговики, пожарные, коммунальщики и будут требовать платежи. В то же время, захваченная собственность не принесет нужные доходы, чтобы окупить содержание, расходы на рейд, да еще и приносить определенный доход.

Теория и практика

Суть рейдерских атак остается старой: компания покупает небольшой пакет акций, что позволяет ей блокировать легальные собрания акционеров, и пытается провести "альтернативные" собрания. Реестр, в котором содержится информация о всех владельцах предприятия, вдруг "теряется" или исправляется в интересах рейдеров.

В этом виноваты сами владельцы предприятий. Большинство реестров до сих пор находятся в документарной форме, поэтому их легко потерять или переделать.

Искусственно изменив владельцев, "собрания" устраняют настоящее руководство. Карманный суд признает легитимность новых руководителей. Дальше рейдеры идут на штурм, нанимая для этого ребят из охранительных фирм, спортсменов или просто бандитов.

В конце 2008 года стало известно о задержании банды Капитонова, или "Капитошки", который на заказ известных бизнесменов занимался физическим захватом предприятий. Он имел для этого все технические средства - огнестрельное и холодное оружие, рации, автомобили, громкоговорители.

Бывает, что во время штурма присутствует милиция, но она по большей части не вмешивается, считая это лишь конфликтом между акционерами.

Главное задание нападающих - захватить кресло директора и печать предприятия. В таком случае новый директор сможет распоряжаться имуществом и банковскими средствами компании, вести переговоры и выступать в суде от имени предприятия.

Еще одна нынешняя тенденция - переход рейдеров от замкнутости к публичности. Если раньше они избегали камер, то в настоящий момент открыто дают комментарии, выдавая себя за оскорбленных совладельцев, в которых нечестно отобрали бизнес.

Главная цель рейдеров - довести ситуацию до абсурда, чтобы стало непонятно, кто прав, а кто виноват. Это мгновенно уменьшает интерес к проблеме со стороны общества и власти, и рейдер остается со своей жертвой один на один.

Как свидетельствует опыт, наиболее доступными для рейдеров являются предприятия с большим количеством акционеров. Примеры Проминвестбанка и предприятий периода "дикого капитализма" свидетельствуют об успешности такой схемы.

Но теперь те, кто успешно захватывали предприятия у трудовых коллективов в "мутных девяностых", сами становятся мишенью для рейдеров. Кризис обнаружил слабость владельцев, которые стремительно накапливали долги и конфликтовали с партнерами. Находя "ахиллесовую пяту", рейдеры начинают атаку.

Принятые в последние годы законодательные изменения осложнили реализацию таких схем. Это касается запрещения на рассмотрение дел, которые находятся не по месту нахождения предприятия, невозможность блокировать проведение собраний, закон об акционерных обществах, запрещение частным фирмам сопровождать государственных исполнителей.

Поэтому, часто нападающим придется уделять внимание не столько судебным и силовым методам, сколько информационным, чтобы дезориентировать общественность и выставить себя в роли жертвы и искателей правды.

Общественность не симпатизирует рейдерам, но и не очень проникается такими делами, считая это обычным корпоративным конфликтом.

На защиту предприятия иногда выступает население, да и то лишь тогда, когда рейдер хочет уничтожить предприятие и лишить работы тысячи людей. Давление на власть со стороны прессы может заставить чиновников сдерживать нападающих. Поэтому, рейдеры уделяют большое внимание не только судебной, но и медиа-войне.

Кредитная наживка

В 2009 году расцветает кредитное рейдерство. Многие должники не могут вовремя расплатиться по своим ссудам, и у финансистов возникает искушение отобрать их залоговое имущество. Для этого они объединяются с конкурентами и пытаются совместно довести должника до грани разорения.

Банки и рейдеры обмениваются долгами, как будто ценными активами, пытаясь накопить достаточную сумму "дебиторки" для разорения предприятия. В таких случаях банк-рейдер не идет на уступки, не информирует о задолженности, штрафует и увеличивает пеню даже за небольшие задержки с выплатами.

Часто этим грешат банки со значительной долей корпоративных кредитов. Большие долги привлекают и рейдеров, которые могут купить их за полцены, и банкиров, которые хотят быстро получить залоговое имущество, чтобы расплатиться уже по своим ссудам.

Угрожают предприятиям не только долги по банковскими кредитами, но и по корпоративным облигациям. Поскольку такие эмиссии не обеспечены залогом, то держатели облигаций будут требовать уплаты долга, а в случае несогласия эмитента, будут обращаться в суд относительно принудительного взыскания долга вплоть до ликвидации фирмы.

Уже в настоящий момент покупатели облигаций, напуганные рисками дефолта, продают эти активы с дисконтом 20-30%. Эти бумаги скупают рейдеры, чтобы ударить по должникам. Так они легче смогут довести предприятие до банкротства через суд.

Например, торговый центр "Караван" не смог вовремя погасить свои облигации и предложил кредиторам выкупить их за полцены. Это им не понравилось. Чувствуя угрозу перехода фирмы к рейдерам, "Караван" переоформил активы на другую компанию. Но вряд ли это спасет его от банков-кредиторов.

"Недавно я встречался с представителями российской компании, которая предоставляет в Украине услуги кредитования под залог активов. Их условия кажутся приемлемыми, но если присмотреться пристальнее, то становится очевидным: заключив с ними соглашение, предприятие полностью теряет активы в залоге", - рассказал "Экономической правде" член правления Международной ассоциации экономической безопасности, управляющий партнер агентства конфликтного PR - /PRiZ/ Захар Чистяков.

Над Проминвестбанком работали три группы рейдеров. Первая занималась мелкими акционерами, вторая - Госкомиссией по ценным бумагам, третья - НБУ. Первая - подавала иски и митинговала, вторая - запутывала отношения между акционерами, третья - побуждала Нацбанк отстранить владельца банка от руководства.

Соответственно, потребность в силовом захвате учреждения исчезла. Достаточно было выстроить вкладчиков перед банком, как НБУ ввел временную администрацию. Владельцам пришлось продать банк за треть стоимости российскому ВТБ-банку, который, в сущности, был заказчиком этих атак.

Процедура рейдерских кредитов напоминает лов рыбы на живца. Если клиент клюнул - взял ссуду, его подсекают, то есть делают все, чтобы он вовремя не оплатил долг. А дальше уже недалеко к процедуре отчуждения.

Яркий пример - небольшие рынки в Одессе и Фастове, которые взяли ссуды, и в настоящий момент их хотят захватить банки-кредиторы.

Все против всех

Большому бизнесу в настоящий момент не до захватов чужой собственности. Большинство олигархов от постоянных атак перешли к глухой обороне.

Да, владелец Ferrexpo Константин Жеваго защищает жемчужину своего бизнеса - Полтавский ГЗК от группы "Приват", которая пытается захватить этот ценный актив через приобретение акций Ferrexpo на Лондонской фондовой бирже. Это заставило депутата Жеваго возглавить компанию и выкупать акции из свободного обращения.

Ринат Ахметов, довольный победой в войне "Приватом" за "Днепрэнерго", теперь структурирует СКМ. Сергей Тарута имел проблемы с выплатой по кредитам, но его бизнес был спасен контрактом на реконструкцию Львовского аэропорта.

Дмитрий Фирташ, невзирая на обиды, нанесенные ему бютовцями, так и не осмелился на решительный удар в ответ. Теперь он соревнуется за контроль над облгазами, но как-то нерешительно. Его попытки вернуть себе отобранный газ оказались тщетными.

"Маску-шоу" в "Нефтегазе" ни к чему не привели. Не вышло и приобрести банк "Надра". А война за телеканал "Интер" с БЮТ была крайне вялой. Теперь олигарх занимается офисной недвижимостью - завершает строительство второй очереди бизнс-центра "Парус" и, похоже, не планирует атак.

Весной позволили въезд на территорию Украины российскому гражданину, бывшему запорожцу Константину Григоришину, что предвещало новую волну рейдерских атак. Имея своих людей в Минпромполитики, олигарх мог возобновить борьбу за харьковский "Турбоатом".

Но он не пошел на конфронтацию и занялся освоением своего нового актива - "Укрречфлота", приобретенного благодаря помощи Коммунистической партии Украины.

Единственным серьезным рейдером в стране остается группа "Приват", которая не только укрепила свои позиции на рынке во время кризиса, но и пытается воспользоваться ею для захвата новых активов. Сложно найти ценный бизнес, который бы не попробовала отобрать эта группа. В сфере интересов Днепропетровска энергетика и нефтепродукты, ферросплавы и металлургия, медиа и аграрный бизнес.

В 2009 году Коломойский проиграл в войне за "Днепрэнерго" Ахметову, но победил в других конфликтах. Группа захватила господствующие позиции на рынке нефтепродуктов, укрепила позиции в банковском секторе и медиа-бизнесе. Новыми жертвами группы считают Трансбанк и телеканал "Тонис", подконтрольные бизнесмену Костерину.

Активизировалась также группа народного депутата Андрея Портнова. Пытаясь прибрать к рукам лесные и охотничьи угодья, она уже успела арендовать большие участки леса, которые потом сможет приватизировать.

Портнов имеет связки не только в судах, но и в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Председателем этого учреждения является Сергей Петрашко, который работал с Портновим в фирме "Корпоративные технологии". Поэтому, группа имеет неплохие возможности для осуществления системного рейдерского и антирейдерского бизнесов.

Активности российских рейдеров и их заказчиков стоит ожидать не раньше 2010 года, когда станет известным имя нового украинского президента. Пока-что россияне здесь присутствуют как разведчики, диверсанты и "легкая кавалерия", которая наскоками пытается проверить прочность отечественных предприятий.

"Борьба олигархов за власть будет напоминать бой бульдогов. Никто из них не готов на жестокую взаимную борьбу. В настоящий момент они пытаются удержать то, что имеют", - считает голова Антирейдерского союза предпринимателей Андрей Семидидько.

Другое дело - молодое поколение бизнеса, которое не боится зариться даже на собственность олигархов. По словам эксперта, "эта зубастая поросль" не получила ничего от приватизации, зато имеет опыт работы в силовых органах. "Такие не церемонился, они используют любые методы для достижения цели", - говорит он.

Именно эти "молодые волки" повернули традицию 1990 лет, когда имущественные комплексы передавались как вещественное доказательство на сохранение во время ведения следствия за уголовными делами. Теперь они тренируются на малом и среднем бизнесах, но не исключительно, что вскоре начнут зариться и на большой бизнес.

Мишени для нападения

Немало когда-то громких корпоративных конфликтов постепенно стихает. Стороны сели за стол переговоров и ищут компромисс. Громких рейдерских атак было лишь две - нападение на "Квазар" и Федерацию профсоюзов. В первом случае нападающих интересовала земля, во втором - имущество и участие ФПУ в распределении бюджетных средств.

Однако, рейдерские атаки не исчезли, они мельчают. Нападающих интересует уже не контроль над компаниями, а получение денег от имущества или реализации продукции.

Небезразличны рейдеры и к сельскохозяйственным землям. Им не нужно покупать землю у крестьян, достаточно захватить агрофирму. Колхозники, как известно, составляют свои паи в общество, в которое входят все ценные активы.

Рейдеры через подкупленных пайщиков подают иск в суд, который принимает сторону истцов. После этого подкупается руководство, и имущественный комплекс вместе с арендованной землей переходит в руки рейдеров.

Теперь рейд-пригодными считают предприятия, который имеют быстрое и большое обращение средств - предприятия пищевой промышленности и сервиса. Например, попал "под раздачу" "Киивсоюздрук", владелец 300 киосков. Реестр выкупили обитатели Днепропетровска, которые сразу перевели его в свой город, изменили основателей и перевели в статус заложников 150-200 предприятий.

Похожая ситуация с рыбхозом в Хмельницком, которым заинтересовалась компания "Приват-агро". Предприятие держало реестр у хмельницкого регистратора, подконтрольного группе "Приват". Не предупредив своих клиентов, тот внезапно перевел список акционеров в Днепропетровск.

Бизнесмены поняли опасность и решили изменить регистратора, но теперь нужно забрать назад реестр. Фирма более чем рейд-придатна: она имеет в пользовании 6 тысяч гектаров земли, а ее ежегодный обророт достигает 5-7 миллионов гривен.

"Чтобы получить прибыль, не нужно сеять, пахать землю и собирать урожай. Достаточно стать рейдером", - говорит Семидидько.

Допилить страну

Рейдерская активность в ближайшие месяцы будет зависеть от результатов президентских выборов и хода приватизации. Особенно это касается последних ценных государственных активов - "Укртелекома" и Одесского припортового завода.

Не исключительно, что заинтересованные лица захотят переписать условия конкурса "под себя", или попробуют захватить имущество еще до приватизации.

Еще один привлекательный комплекс - "Укржелдортранс" – пока еще не продается. Но кто знает, может и его тоже захотят "распылить" на части, выведя все ценные активы.

Если глянуть на отрасли, которые еще находятся в государственной собственности, можно убедиться, что и там происходит "тихая" приватизация.

В космической отрасли работает Бютовец Александр Зинченко. Ракетный сектор Украина уже фактически потеряла. Из проекта "Морской старт" ее устранили через искусственное банкротство компании, которая владела 25% проекта.

Армейское имущество, которое включает лесные и земельные угодья, распродается и захватывается частным бизнесом. Он берет его в аренду, а затем присваивает.

Авиационная отрасль тоже под прицелом бизнеса. "Авиант" и завод имени Антонова уже объединили в одну корпорацию. Не исключительно, что она вскоре будет приватизирована, наверное, россиянами.

Угольную отрасль, скорее всего, разделят империя Рината Ахметова и представители БЮТ.

Следовательно, эпоха большой приватизации закончилась и теперь рейдеры готовятся к захвату рынка земли. Тогда они смогут легко продать иностранцам за валюту то, что захватили во время добровольно-принудительной аренды и нападений на прежние колхозы.

Обойти запрещение на продажу наделов нерезидентам будет нетрудно: их интересы могут представлять и граждане Украины.

Кстати, с помощью французских, немецких и американских грантов сегодня уже создаются кадастры, где размещается полная информация о состоянии участков и об их владельцах. Тем временем за право вести государственный кадастр ведут настоящую войну Минюст - креатура президента и Госкомзем - креатура правительства.

В ближайшие месяцы ситуация на "рынке поглощений", скорее всего, будет характеризоваться двумя трендами.

Первый - предвыборный.

Чиновники и представители силовых структур побаиваются, что после выборов потеряют свои места, поэтому пытаются переписать на себя государственное имущество.

В коррупционных схемах начала работать гибкая система скидок, что обусловлено также колебанием доллара. Жертвами рейдеров становится малый и средний бизнес, который захватить намного более легко, чем большие предприятия.

Второй - информационный.

"Партии возьмут на вооружение лозунг "борьбы из рейдерством". Учитывая, что в каждой партии есть свои рейдеры, наблюдать за этим будет интересно. Мы сможем много узнать об украинских рейдерах, поскольку подобные информационные войны основываются на компромате", - говорит Захар Чистяков.

Сергей Чигир

Источник : Экономическая правда, перевод ИА Advisers

Источник: http://advisers.ru

Accelerated with Web Optimizer