ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Латиноамериканская поездка Путина - цели и результаты

Латиноамериканская поездка Путина - цели и результаты

15.07.2014, 14:55

Латиноамериканское турне президента России Владимира Путина завершилось. Посетил он Кубу, потом на несколько часов залетел в Никарагуа, затем продолжил маршрут в Аргентину и закончил поездку в Бразилии, где побывал на финальном матче сборных Аргентины и Германии и принял эстафету Кубка мира - следующий мундиаль 2018 года, как известно, пройдет в России. 


Российская пресса публикует обширные списки заключенных в Латинской Америке торговых и экономических договоров. Но из этого сухого перечня непонятно, какую истинную цель преследовал российский президент, что заставило его совершить прогулку за три моря, в регион, который издавна называют «задним двором» Америки, и на время отвлечься от главной задачи - решить, что делать с Украиной. 

Куба особой экономической, политической и военно-стратегической ценности для Москвы не представляет. Товарооборот между двумя странами в 2013 году составил всего 185 миллионов долларов, а в январе-апреле нынешнего года не превысил 26 миллионов, что вдвое меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Россия и Куба подписали во время визита Путина в Гавану около 20 соглашений. Пожалуй, главное из них - о проведении работ по до разведке нефти на месторождении Бока–де-Харуко. Срок действия договора рассчитан на 25 лет, в этом году запустят в добавление к уже имеющимся, шесть новых скважин. 

По данным компании Cuba petroleo запасы нефти на кубинском шельфе составляют 20 миллиардов баррелей. Конкурировать с российскими нефтяниками будут компании из Испании, Норвегии, Венесуэлы, Китая, Канады и других стран. Российская сторона, тем не менее, счастлива: на остров после 20 лет паралича российско-кубинских связей в области разведки и добычи нефти возвращается «Зарубежнефть». 




В прошлом советские нефтяники также приблизительно в течение двух десятилетий искали нефть на кубинском шельфе. Нашли и передали данные кубинской стороне. Происходило это в конце восьмидесятых – начале 90-х годов. 

Но после передачи карт месторождений кубинским властям вся информация о запасах нефти на шельфе была ими засекречена, а российской «Зарубежнефти» осталось лишь ждать, каково будет дальнейшее решение правительства Фиделя Кастро. Но его не последовало. По некоторым данным, кубинцы передали все данные о наличие нефти на своем шельфе мексиканцам. 

Объяснялось это рядом причин. Русские, мол, сделали свое дело и пусть теперь отдыхают. Россия всегда была для Фиделя огромной коровой, которую можно было доить, не считаясь ни с чем, ни в сфере экономики, ни в сфере морали. К тому же команданте был очень зол на советского руководителя Михаила Горбачева, затеявшего перестройку. 

Визит первого и последнего президента СССР в Гавану в 1989 году вышел скомканным, и сам Горбачев жаловался на то, что его там не поняли и приняли «без особой душевной теплоты». 




С тех пор в Москве время от времени вспоминали об астрономическом долге Гаваны, но повлиять на кубинские власти российские политики не могли. 

В начале «нулевых» главе группе «Интеррос» Владимиру Потанину пришла в голову оригинальная идея. Он решил поехать на Кубу, лично поговорить с Фиделем Кастро и получить в обмен на прощение части долгов пакет акций крупнейших никелевых заводов Кубы на востоке острова. Кастро Потанина не принял, а его идею кубинцы высмеяли. Фидель никогда никому не платил по долгам. 

Потанин уехал с Кубы ни с чем. Его, вероятно, просто плохо проинформировали - большая часть никелевой промышленности Кубы фактически уже находилась под контролем Канады. 

Сейчас Путин еще до своего визита своим указом списал Кубе 90 процентов ее внешнего долга, который накапливался десятилетиями, начиная с периода «нерушимой дружбы» между Москвой и Гаваной. «Прощенная» часть составила ни много не мало 35 миллиардов долларов, а оставшиеся 3.5 миллиарда кубинцы пообещали инвестировать в совместные с Россией проекты, в частности, в освоение первой на острове «свободной экономической зоны» в Мариэле, к западу от Гаваны. 

Интерес Москвы к этой «особой экономической зоне» понятен, однако до сих пор ни одна из других стран не выявила желания инвестировать в этот проект. Сначала проявившие заинтересованность в участии в проекте бразильцы быстро угасли - их экономика находится не в лучшей форме, после десятилетия «тучных лет» страну ждет в этом году скромный экономический рост в районе 1 процента. 

Но и у Москвы нет достаточных ресурсов, чтобы вкладывать в экономику Кубы. И у Кубы нет денег, чтобы платить по счетам. В политическом плане значимость Кубы для Москвы также не слишком велика. Гавана заняла крайне осторожную позицию по отношению к российско-украинскому конфликту и практически никак не комментировала присоединение Крыма к России. 

Частично это связано с ослаблением заряда волюнтаризма, который был характерен для внешней политики Кубы во времена Фиделя и переходом к более прагматичной политике его брата Рауля. То же самое относится и к военной сфере. 

Куба может получать ограниченную помощь в ремонте старых советских самолетов МиГ, имеющихся на ее вооружении, может получать отнюдь не новые транспортные самолеты, но на приобретение современного оружия у нее нет денег. 

Может быть, Москва тщательно скрывает планы размещения на Кубе новой военной базы? 

В 2001 году Путин и К закрыли центр радиоэлектронной разведки ВС РФ в Лурдесе, за который платили около 200 миллионов долларов ежегодно. 

«На эти деньги мы можем приобрести для армии 20 спутников и 100 радиолокационных станций, - заявил тогда начальник генштаба РФ генерал Анатолий Квашнин. 

Однако, весной этого года министр обороны России Сергей Шойгу выступил с сенсационной новостью. По его словам, в самые ближайшие годы Россия создаст целую сеть новых военных баз, которая опояшет весь мир - от Сингапура до Кубы, Никарагуа и Аргентины...  

Вспоминаются слова известной песни Александра Вертинского: 

В банановом и лунном Сингапуре, в буре, 

Когда под ветром ломится банан, 

Вы грезите всю ночь на желтой шкуре 

Под вопли обезьян. 

Теперь о Никарагуа. Неужели в самом деле российский президент внезапно изменил график своего турне, поставил на уши всю свою охрану, чтобы на несколько часов заехать в Манагуа и там, прямо в аэропорту, обсудить с президентом Даниэлем Ортегой лишь планы размещения российских станций ГЛОНАСС и взаимодействие в сфере фармакологии? 




Вероятно, цель стремительного визита была другой. В 2008 году Никарагуа была одной из четырех стран в мире, которые признали Абхазию и Южную Осетию. Не пытается ли теперь Путин добиться от Ортеги, чтобы тот признал Крым как часть территории России и поддержал бы позицию Москвы по Украине? 

Других-то желающих в мире не оказалось, даже батька Лукашенко не пошел на поводу у Кремля. 

Но взглянем на ситуацию шире. В условиях нарастающей экономической и политической изоляции России в мире из-за конфликта с Украиной Владимир Путин отчаянно ищет союзников, которые хоть как-то могли сгладить международный остракизм в адрес Москвы. 

А где он еще может их найти? Не в черной же Африке. С Китаем какое-то подобие договоренности уже достигнуто, но в азиатском регионе больше никто, за исключением разве что Вьетнама, не готов занимать даже нейтральную позицию по отношению к России в ее конфликте с Украиной. 

Латинская Америка является единственным континентом, где Путина принимают с подобающими главе государства почестями и уважением. К тому же там традиционно негативно относятся к любым силовым действиям США, ко всякого рода санкциям со стороны Америки и разным вариантам экономического эмбарго. Но большего российскому лидеру в Латинской Америке не найти. 

Создать, как пишет российская печать, плацдарм для экономического проникновения России в Латинскую Америку российскому руководству вряд ли удастся. У Москвы просто нет ресурсов, чтобы осуществлять масштабные планы в ядерной отрасли или в сфере высоких технологий, о которых шла речь с президентом Аргентины Кристиной Киршнер и главой Бразилии Дилмой Руссефф. Тем более, что у потенциальных партнеров России также целый сонм проблем. Аргентина погрязла в долговых переговорах между «фондами-стервятниками» - хеджевыми фондами, которые сейчас пытаются вчинить правительству Киршнер многомиллиардный иск. 

У Бразилии - национальная катастрофа, связанная с чудовищным проигрышем ее сборной в матчах сначала Германии в полуфинале, а потом и Голландии в борьбе за бронзу. Это, в свою очередь, повлекло резкое снижение рейтинга Руссефф, которой предстоят выборы в октябре этого года. Кто в этих условиях будет серьезно рассматривать долгосрочные договоры с далекими русскими? 

Накануне поездки Владимира Путина в Аргентину предполагалось, что он заявит о своей поддержке вступления этой латиноамериканской страны в БРИКС. Но Путин выступил с опровержением, заявив, что идея хорошая, но сам БРИКС к этому расширению не готов. 

По конфиденциальным данным из МИД РФ, свою позицию российский президент сменил после переговоров, которые состоялись между российскими и китайскими дипломатами. Китай дал ясно понять, что он против приема нового члена в блок. Россия решила с ним не ссориться. Так что никакого прорыва и в отношениях с Аргентиной не произошло. Косвенная поддержка Киршнер российского «освоения» Крыма, который она сравнивает с Мальвинскими (Фолклендскими островами), что традиционно принадлежали Аргентине, но потом были незаконно оккупированы Великобританией - слишком мелкий козырь в геополитической игре Путина. 

И репортерам кремлевского пула только и осталось, что писать о «лютой» аргентинской зиме и о том, что от обильного ливня протекла крыша президентского дворца - Каса Росады и обслуге приходилось ставить на полу ведра, чтобы избежать потопа. И что в сухом остатке? 

То, что Путин принял Кубок мира и вместе с ним – новое финансовое ярмо по организации ЧМ-2018 в 11 российских городах. То, что в Бразилии смог побеседовать с Ангелой Меркель - это общение с канцлером Германии ему всегда приятно, несмотря на санкции ЕС. 

Что же касается реакции США на поездку российского президента, то Белый дом отнесся к ней весьма индифферентно. «Пощекотать нервы Америке» Путину не удалось. 

Америка встрепенется лишь в том случае, если вместо российских станций ГЛОНАСС к югу от своих границ обнаружит ядерные ракеты. Как это было на Кубе в начале 60-х годов прошлого столетия. 

Но у Путина, безусловно, хватит благоразумия даже не пугать этим американцев. Все помнят, что полвека назад безумство Никиты Хрущева поставило мир на грань ядерного уничтожения...

Евгений Бай

Accelerated with Web Optimizer