ЕЩЁ НОВОСТИ

Двигатель внутреннего съедания

Биотопливо: решение проблемы энергетической безопасности или ветреная мода? И надо ли России всерьез браться за его разработку?
Скептики утверждают, что уж России-то с ее запасами нефти и газа не стоит бежать впереди паровоза и делать ставку на езду на постном масле. Сторонники биотоплива возражают: недра рано или поздно иссякнут, нужно загодя застолбить место на рынке альтернативных источников энергии.

Всей американской кукурузы не хватит, чтобы выполнить план президента США по переводу транспорта с бензина на растительный спирт. Джордж Буш заявил, что к 2017 году использование биотоплива в США должно увеличиться до 35 млрд. галлонов (1 галлон – 4,4 литра). Это позволило бы сократить использование бензина в Штатах на 20%. Между прочим, план перехода крупнейшей экономики мира на возобновляемые источники энергии уже усугубили дефицит зерна на планете. Его запасы сейчас – наименьшие за последнюю четверть века, мировые цены подскочили вдвое только за прошлый год. И то ли еще будет…

Пахнет жареным
Бурное развитие биоэнергетики началось в США в 2005–2006 годах. Президент Буш в своих ежегодных обращениях к Конгрессу повторяет как заклинание: Америка не может так остро зависеть от поставок нефти из стран с нестабильными режимами, надо решительно расширить использование альтернативных источников энергии. В результате в 2006 году производство биоэтанола в Штатах выросло на 25%. А в ЕС начали активно выводить на рынок биодизельное топливо – слегка переработанное рапсовое масло. Сейчас доля биотоплива на европейском рынке приближается к 5–6%, к 2020 году она вырастет как минимум до 10%. Именно с этим связывают бурный рост мирового спроса на растительные масла.

Спирт и рапсовое масло – гораздо более привлекательные виды альтернативной энергии, чем прочие. Для того чтобы перевести мировой транспорт на водородное топливо или электроэнергию, необходимо заменить не только все авто, но и всю заправочную инфраструктуру. Постепенное же увеличение доли спирта в бензине или рапсового масла в солярке, напротив, позволяет не менять конструкцию автомобиля, пользоваться созданными ранее хранилищами и заправками. К тому же расширение производства кукурузного спирта и рапсового масла допускает к участию в прибылях топливного рынка вечно отстающих по доходам аграриев. Запреты ВТО не распространяются на такой вид поддержки сельского хозяйства, а денег в эту отрасль он может принести больше, чем любой бюджет. 

Поначалу говорили еще и о необыкновенной экологичности биотоплива – что, увы, последними исследованиями опровергнуто. Часть видов горючего растительного происхождения загрязняет воздух не меньше бензина, солярки и мазута. Зато езда на растительном масле здорово отдает… жареными пирожками. Один весьма эксцентричный российский бизнесмен как-то организовал демонстрационный проезд тепловоза на чистейшем рапсовом масле – и по ходу движения распространялся чудный аромат пирожков с капустой.

Как будем разбавлять?
Собственно, использование биотоплива – не новость. Наши предки начинали с дров, а заготовка кизяков вообще кажется верхом экологического совершенства. Между прочим, и сейчас кое-где твердое биотопливо используется очень широко (скажем, в Швеции до 80% всей тепловой энергии получают при его сжигании). А вспомните, что в Красной Армии в годы Великой Отечественной грузовики работали на дровах и что сам Генри Форд проектировал свои первые модели с расчетом на спиртовое горючее. 
В Бразилии стали разбавлять бензин спиртом еще во время кризиса 1970-х, сейчас довели долю биотоплива в горючем до 20%. Здесь много дешевого сырья – сахарного тростника. В менее «сахарных» странах считалось, что пока нефть стоит меньше 50 долларов за баррель, бензин и солярка будут выгоднее спирта и рапсового масла. Поэтому биотопливный бум начался вместе с подорожанием нефти.

В нашей стране доля биотоплива в общем объеме не превышает 1%. Причем речь идет о твердых его видах. Транспортные средства на спирте и рапсовом масле существуют в единичных экземплярах – в исследовательских центрах. При этом совершенно очевидно, что потенциал для производства топлива растительного происхождения, прежде всего спирта, у нас в стране есть. Это и огромный массив неиспользуемых земель, и куча спиртовых заводов, мощности которых загружены лишь на 40%. В прошлом году одна из российских компаний открыла новый спиртзавод в Казахстане и приступила к строительству еще одного в Омске: там изобилие сравнительно дешевого сырья – зерна. Однако удаленность от экспортных портов и дороговизна железнодорожных перевозок делает сибирскую пшеницу «невыездной». Ситуация изменится, если перевозить придется сконцентрированную энергию – спирт. Но тут есть один нюанс. И эти заводы, и другие, о строительстве которых заявлено, всю свою продукцию планируют отправлять на экспорт. Просто потому, что в России сегодня созданы такие экономические условия, при которых разбавлять бензин спиртом – себе дороже.


Спирт спирту рознь 

Весь этиловый спирт в нашей стране в соответствии с законом облагается акцизом, размеры которого уверенно приближаются к 200 рублям с каждого литра. Производители легальной водки выдерживают этот пресс, хотя и не без потерь. Но конкурировать на рынке с топливом ценой в 250 рублей за литр абсолютно невозможно. 

Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько приводит такие расчеты: «С учетом отсутствия энергетических и ряда других налогов, стоимости реализации побочных продуктов и нынешнего уровня цен на зерно и масличные, чистая себестоимость производства биодизеля и биоэтанола будет на несколько десятков процентов выше розничной цены бензина и дизельного топлива. Если цены на зерно и масличные опустятся до исторически нормального уровня, то разница между себестоимостью и розничной ценой опустится до нескольких процентов». Однако вице-президент Российской Национальной Биотопливной Ассоциации Алексей Аблаев полагает, что производство топливного этанола может быть рентабельно уже после отмены «питьевых» акцизов на топливный спирт.

Сейчас подготовлен законопроект, который выводит топливный этанол из-под действия закона об обороте этилового спирта. Однако судьбу его предсказать трудно. Во-первых, нынешние «короли бензина» едва ли желают делиться доходами с пришельцами. Умные люди говорят, что в России для того, чтобы начать разбавлять бензин спиртом, надо сначала убедить нефтяников купить или построить некоторое количество спиртзаводов, чтобы они ничего не потеряли в итоге.

Во-вторых, топливный этанол вызывает опасения у самых борцов с пьянством. Впрочем, их тревога выглядит надуманной: при цене паленой водки около 30 рублей за литр и абсолютной ее доступности пить денатурированный топливный спирт? В-третьих, по некоторым прогнозам, нефть, достигнув потолка, станет дешеветь, а зерно и масличные – дорожать. И тогда экономические преимущества биотоплива окажутся не так очевидны. В общем, все эти сомнения пока тормозят процесс отмены акциза на топливный этанол. 

Надо подстелить соломки

Серьезные эксперты считают, что, пока не будет создана эффективная технология получения этанола из растительных остатков, травы, веток и отходов деревообрабатывающей промышленности, нам не стоит уповать на биоэтанол. «Без новых прорывных технологий доля биотоплива не превысит 15%, это не повлияет существенно на котировки нефти», – полагает Алексей Аблаев. Кстати, американцы намерены выполнять план Буша именно с вовлечением в биотопливную индустрию новых видов сырья – соломы и прочих растительные остатков.

У нас в Уфе над этой темой долгие годы работал профессор Борис Рудой. Инженер, он создавал моторы, работающие на гидратированном этаноле (то есть не на чистом спирте, а на самогоне). Попутно предложил технологию производства спирта из соломы. И даже подготовил проект перевода одного сельскохозяйственного района Башкортостана на «самогонное» топливо. Но в России его работы мало кого интересовали, и он умер два года назад, так и не дождавшись признания. Хотя японцы и немцы неоднократно гостили у Рудого в лаборатории. Возможно, они уже осмыслили увиденное и готовятся удивить мир. Мы же, как водится, будем осмысливать увиденное у японцев, немцев или бразильцев…
Интересно, что развитие этого сектора энергетики позволяет иначе взглянуть на генно-модифицированные растения. Сейчас отношение к ним в целом тревожно-негативное (как эта «пища из пробирки» скажется на здоровье поколений?), хотя их технологические и экономические преимущества доказаны. Так вот, если ГМ-продукты будут использоваться как сырье для производства топлива, то все могут остаться довольными.

Езда на растительном масле

Для отечественного сельского хозяйства производство биотоплива может стать новым заказом колоссального масштаба. Развитие этого сектора экономики уже требует достаточно заметных бюджетных средств – не менее 100 млрд. рублей в год. И это только начало. В перспективе для того, чтобы сделать огромные сельские территории привлекательными для жизни, по сути – обитаемыми, потребуются либо гораздо большие средства, либо неординарные государственные решения. 

Мэр Москвы Юрий Лужков, известный своими прагматичными симпатиями к сельскому хозяйству, уже заявлял о намерении добиться в столице появления на заправках смешанного топлива. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев обещает биотопливный сюрприз для рынка года через три. А академик РАСХН Александр Петриков сформулировал глобальную задачу просто и доходчиво: «Наступает время вязать веники». Имея в виду, что ива и ольха, заполонившие сегодня российские поля, тоже могут пойти в дело, если будет развиваться биотопливная индустрия.
Очевидно, в государстве зреют намерения все-таки создать условия для развития биотопливной индустрии. Насколько эти намерения серьезны, скажут законодатели, когда либо отменят, либо сохранят акциз на топливный спирт.

Михаил ЧКАНИКОВ


СЛОВО ЭКСПЕРТАМ

Ольга РАКИТОВА, исполнительный директор Национального биоэнергетического союза, кандидат экономических наук:
– Я уверена, что перспективы использования биотоплива в нашей стране есть. Россия – это не только одна из нефтяных держав, но и богатейшая лесная держава. На нашей территории четвертая часть лесов планеты, объем биомассы самый большой в мире. И при этом мы используем лишь 25% расчетной лесосеки (т.е. того, что не только можно, но и должно вырубаться). Доставка нефти, угля, проводка газа в отдаленные лесные регионы – очень затратное дело. Кроме прочего, древесина считается относительно нейтральным видом топлива, в отличие от мазута, дизельного топлива и угля не загрязнет атмосферу парниковыми газами. В Германии, например, сейчас запустили завод по производству нового вида топлива BTL (топливо из биомассы), для производства которого используют отходы деревообработки. Надо ли напоминать, что у нас эти отходы не используются и давно стали головной болью для экологов. 
Может ли производство биоэтанола быть более выгодным, чем использование традиционных нефтепродуктов? Опыт ряда стран уже дал на вопрос положительный ответ. Для богатой сахарным тростником Бразилии это гораздо выгоднее, чем бензин или дизтопливо. Немецкий BTL также рентабелен, так как его внедрение не требует переоснащения двигателей. Что касается твердого биотоплива, то его использование в Европе выгоднее всех других видов топлива, а в России оно по экономическим показателям уступает только газу.

Алексей ГОРДЕЕВ, министр сельского хозяйства РФ:
– Сегодня для нас перспективно сотрудничество с Евросоюзом в области биоэнергетики. Учитывая рост потребления биоэтанола в Европе, мы готовы предоставить дополнительные ресурсы и реализовывать совместные проекты в данной области, используя для этого общие капиталы. Спрос на европейском рынке энергоресурсов из биомассы ежегодно увеличивается на 20–25%. Мы готовы содействовать Европе поставками биомассы, а в недалеком будущем и биотоплива. Сейчас в России остаются невостребованными около 20 миллионов гектаров продуктивной пашни. Этот ресурс можно было бы использовать для выращивания энергетических сельхозкультур – к примеру, рапса.
Потенциал России в производстве биотоплива громаден, он сопоставим с потенциалом США – около 1 миллиарда метрических тонн биомассы. Сегодня российские специалисты работают над программой развития биоэнергетики в нашей стране.


Accelerated with Web Optimizer