ЕЩЁ НОВОСТИ

Слишком Дальний Восток

Государство заявило о намерении тратить гигантские деньги на развитие инфраструктуры Дальнего Востока

Текст: Михаил ЧКАНИКОВ, обозреватель «Российской газеты» – специально для «ЭБ»

Что будет с государственными инвестициями в край все еще «нашенский», но совсем безлюдный? Кто будет пользоваться новыми дорогами, воздушными и морскими портами, электростанциями и линиями электропередач? Может быть, соседи – китайские товарищи... 


С 1 января 2008 года вступила в действие новая федеральная целевая программа развития Дальнего Востока и Забайкалья. За шесть лет в развитие инфрастуктуры будет вложено 547 млрд. рублей. Львиную долю – 426 млрд. рублей – даст федеральный бюджет. Еще 50,5 млрд. рублей – региональные бюджеты, 4,7 млрд. – муниципалитеты, остальное – бизнес.
Такое неравенство связано, с одной стороны, с пустотой бюджетов дальневосточных регионов. Власти краев и областей не в состоянии значительно их пополнить: на Дальнем Востоке просто мало налогоплательщиков. С другой стороны, бизнес не слишком охотно вкладывает средства в развитие инфраструктуры, справедливо полагая, что это задача государства. Однако если она будет выполнена, предприниматели захотят инвестировать в создание новых предприятий. Во всяком случае, инвестиционный фонд недавно одобрил проект «Юг Якутии», который оценивается в 411 млрд. рублей. Так вот, три четверти этой суммы – средства бизнеса.

Всего же на принципах частно-государственного партнерства на Дальнем Востоке планируется построить два комбината нефтепереработки и нефтехимии, четыре комбината газопереработки и газохимии, пять комбинатов добычи угля и углехимии, металлургический комбинат на 10 млн. тонн стали в год, два алюминиевых завода. И еще пять предприятий по производству автомобилей, кораблей, самолетов, три гидроэлектростанции, более двух десятков лесоперерабатывающих фабрик и целый ряд других объектов.

 
Новая программа, старая проблема

В прошлые годы недостатка в масштабных планах тоже не было. Но исполнялись они плохо. Исключение – программа, утвержденная ЦК ВКП(б) в 1930 году (выполнена на 130%). А вот уже программа 1967 года была освоена на 80%, 1972 года – на 65%. Программу 1986–2000 годов выполнили всего на 30%. Федеральную целевую программу развития (ФЦП) Дальнего Востока, которая, по идее, должна была действовать до 2010 года, правительство прервало само: и бюджет ее, и замыслы были смехотворно малы. Сейчас чиновники утверждают: новая ФЦП будет непременно выполнена. Мол, отношение к Дальнему Востоку изменилось кардинальным образом после заседания Совета безопасности в декабре 2006 года. Владимир Путин утвердил очень серьезную задачу: увеличить к 2025 году региональный ВВП в 12 раз. Правда, до 2025 года далеко. Но темпы… Первые 35 млрд., положенные по программе на нынешний год, шли из Минфина в Минрегионразвития два месяца. Между тем, важная составная часть программы развития Дальнего Востока и Забайкалья – подготовка Владивостока и острова Русский к приему саммита организации АТЭС в 2012 году. Надо срочно строить гостиницы, конгресс-холл, очистные сооружения (до сих пор канализация Владивостока изрыгается прямиком в бухту Золотой Рог), дороги, три моста через морские проливы (таких в России еще не было). Все очевидней, что за оставшееся время да с нашей разворотливостью так преобразить столицу Приморья невозможно. 

Один пример. Некая тайваньская компания, которая построила более 80 мостов по всему миру, предлагает приемлемые условия и обещает уложиться в отведенные сроки. Но предложение увязло в многочисленных согласованиях. А тут появляется отечественная фирма, претендующая на гигантский подряд. Правда, у патриотичного варианта есть пара недостатков: высокая цена и полное отсутствие у строителей опыта создания подобных объектов. Возникает коллизия. Виктор Зубков, едва заняв пост премьер-министра, самым энергичным образом попытался ускорить подготовку к саммиту АТЭС. Провел совещание во Владивостоке, на котором стало ясно: воз, а точнее, мост и ныне там…

Инерционность нашей бюрократической машины выливается в неспособность оперативно управлять большим проектом. И это главный фактор риска при реализации ФЦП. А провал подготовки к международному мероприятию – не такая уж большая беда. Зато можно сэкономить и истратить бюджетные деньги с куда большим смыслом. 

Деньги навстречу солнцу

Дальний Восток – не только самая богатая, но и самая безлюдная, запущенная часть России. В недрах нефть и газ, здесь сосредоточены все российские запасы олова и алмазов, половина золота, треть вольфрама, четверть серебра и меди, шестая часть угля. Здесь полно леса и 85% российской рыбы. У этих богатств общая судьба: они используются частично, не используются вовсе или хищнически разграбляются. Дальний Восток и Забайкалье – это 41% территории Российской Федерации. Но валовой региональный продукт в расчете на единицу площади здесь в 17 раз ниже, чем в остальной России, и в 47 раз – чем в соседнем Китае.

С 1990 года на территории Дальневосточного федерального округа производство стали сократилась в 2 раза, цемента – в 3 раза, сельхозпродуктов – в 4 раза, пиломатериалов – в 5 раз, кирпича – в 6 раз.
Численность работающих в 70 крупнейших компаниях Дальнего Востока за 18 лет уменьшилась в 4 раза, половина этих предприятий прекратила существование.

Прожиточный минимум в Дальневосточном федеральном округе почти в 2 раза выше, чем в среднем по стране. А средняя зарплата – больше всего на четверть. Люди уезжают, только в 2007 году убыль населения составила 25 749 человек – несмотря на то, что рождаемость выросла по сравнению с предыдущими годами. Уже сейчас плотность населения на нашей стороне границы в 16 раз ниже, чем на китайской. Причем среди наших дальневосточников, уверяют эксперты, каждый десятый – китаец…

Соседи приезжают в Россию на временную работу. Торгуют на рынках, выращивают овощи, трудятся на стройках. Некоторые остаются. Открывают легальные и нелегальные предприятия. И уже начинают скупать всевозможное имущество – жилье, производственные мощности, акции российских компаний. Один высокопоставленный чиновник прямо мне сказал: «Если процесс не остановить, то очень скоро китайцам будет принадлежать очень много всего на российском Дальнем Востоке». Как тут не вспомнить слова Мао Цзедуна: «Китай там, где китаец». 

Это второй фактор риска, угрожающий освоению Дальнего Востока: огромные бюджетные средства могут послужить на благо другому народу, если россияне не увидят для себя перспективы и продолжат исход «на Большую землю». 

При «проклятом царизме» переселенцев бесплатно везли морем из Одессы в Приморье, давали по прибытии корову и денег на строительство дома. При «проклятом сталинизме» сажали в дальневосточные лагеря. Не мытьем, так катаньем государство осваивало территорию страны. Теперь, если даже утвержденная программа развития будет реализована полностью, на Дальнем Востоке и в Забайкалье появится чуть менее 70 тыс. дополнительных рабочих мест. На 6,5 млн. проживающих там это капля в море. 

Сверхиздержки в погоне за сверхдоходами
По прогнозам, в ближайшие 15 лет только в Китае потребность в нефти вырастет более чем на 300 млн. тонн, в Северной Америке – на 150 млн. тонн. В газе – на 90 и 70 млрд. кубометров соответственно. Углеводородное сырье в ближайшие годы останется основной статьей российского экспорта с Дальнего Востока. Разработка месторождений уже частично началась, «трубу» тянут к берегу Тихого океана.
Но это далеко не все. Рыбные богатства России, учитывая демографические процессы в соседних странах региона, тоже имеют важнейшее геостратегическое значение. Сейчас незаконный экспорт дальневосточных морепродуктов составляет не меньше половины легального вылова. И государство кровно заинтересовано в том, чтобы взять под контроль этот мощный продовольственный ресурс.

Доходы от продажи леса тоже могли бы быть больше. Сейчас 95% российского экспорта древесины в Китай – сырье, в том числе 70% – кругляк. При этом в товарной структуре экспорта Китая в другие страны – Японию, США – почти 90% составляет продукция глубокой переработки древесины (бумага, картон, строительные конструкции, мебель). По крайней мере, часть прибавочной стоимости вполне могла бы оставаться на территории нашей страны…

Перечень возможностей можно продолжать долго. Соотношение экономической мощи основных центров мирового хозяйства, по мнению экспертов, довольно быстро меняется в пользу Азиатско-Тихоокеанского региона. В недалеком будущем центр производства и международной торговли будет здесь. Этим объясняется стремление российской власти развить дальневосточные территории страны.
Но есть и еще один очевидный мотив вложений в Дальний Восток. Сверхдоходы от продажи нефти и газа уже не просто бессмысленно, но и опасно накапливать в Стабилизационном фонде. Необходимо срочно инвестировать их так, чтобы они не сгорели в огне неизбежных финансовых кризисов. Проблема только в том, что благие намерения государства тут же провоцирует рост безудержный рост цен и «поджирает» выделенные бюджетные средства. Примеров тому тьма. Уже ясно, что Олимпиада 2014 года обойдется России намного дороже, чем планировалось. Сразу после решения МОК земля в Сочи подорожала катастрофически, как и цены на стройматериалы. Или: как только вступила в действие госпрограмма развития сельского хозяйства стоимостью в триллион рублей (там заложено и субсидирование закупки минеральных удобрений), селитра на внутреннем рынке за год выросла в цене с 4,5 до 12–14 рублей за килограмм.

Производители кивают на мировые цены. Однако, как заметил Виктор Зубков, газ-то наши химики получают по $55 за миллиард кубов, а не по $200–300, как их коллеги за рубежом. Могли бы свою продукцию продавать отечественным потребителям дешевле. Но не будут. Нет конкуренции, нет правил, чужаков не пускают – и значит, произвол чиновников и цен неминуем. Можно не сомневаться, значительная доля бюджетных средств перетечет в карманы ограниченной группы частных лиц.

Это – третий фактор риска, который угрожает реализации программы развития Дальнего Востока и Забайкалья.

Вместо послесловия
Еще в феврале на большой кремлевской пресс-конференции президент Владимир Путин заверил, что государство пойдет на нерыночные преференции для Дальнего Востока России, чтобы создать там комфортные условия и остановить отток населения. «Граждане, проживающие на Дальнем Востоке, должны быть экономически поставлены в такое же, а может быть и лучшее положение, чем проживающие на, скажем, европейской части Российской Федерации», – заявил президент. Кажется, теперь это обещание главы государства начинает выполняться. На заседании президиума госкомиссии по вопросам развития Дальнего Востока и Забайкалья, которое состоялось 19 марта, министр транспорта Игорь Левитин предложил вариант, при котором федеральный бюджет будет субсидировать дальние авиационные и железнодорожные перевозки жителей этих регионов. Минтранс по поручению избранного президента Дмитрия Медведева разработал схемы компенсаций, а кому их предоставлять, будет решать руководитель региона.

Это, конечно, пока еще не «лучшее положение» для жителей Дальнего Востока. Ведь даже решение не принято – есть лишь план. Но он, по крайней мере, направлен на укрепление единства страны. И, кстати, единства семьи – в последние годы многие родственники в России не виделись из-за дороговизны билетов на самолет и на поезд. Однако решение транспортной проблемы станет лишь первым шагом к тому, чтобы создать на Дальнем Востоке условия не только для производства, но и для нормальной жизни. Остальные шаги будут, вероятно, обозначены в Стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья, проект которой должен поступить в правительство к 1 июля 2008 года.



Accelerated with Web Optimizer