ЕЩЁ НОВОСТИ

Цены и зарплаты: кто кого?

Если мы так богаты, то почему я так беден? К вопросу о ценовой политике в России

Текст: Николай Петраков, академик Российской академии наук

Зарплаты и цены, их взаимосвязь – один из ключевых показателей экономического здоровья. Если судить по официальным данным, на нас уже пролился золотой дождь: в стране потребительский бум, доходы растут семимильными шагами. Однако подавляющее большинство россиян считают эту статистику лукавством. Почему?

В процессе экономических реформ так называемая «ценовая политика» российской власти и в первую очередь руководителей экономического блока в правительстве РФ проделала определенную эволюцию. Для обывателя, для экономически не вполне образованной общественности этот процесс по понятным политическим соображениям скрывался. Однако для аналитиков он выглядит впечатляюще.

Вспомним: первый и главный тезис наших реформаторов в недавние 1990-е – максимальная либерализация цен и сдерживание денежной массы как рычаг борьбы с инфляцией. Либералы, помнится, горевали, что им не удалось полностью освободить цены естественных монополий в нефтяной и газовой отраслях и в электроэнергетике. А денежную массу они сжимали массовыми многомесячными невыплатами заработной платы, замораживанием ее в бюджетных отраслях до нищенского уровня. Логика была проста: будет мало денег, прекратится рост цен. Но это именно та простота, что хуже воровства. А точнее, его, воровства, синоним.

Модифицированный к сегодняшнему дню принцип ценообразования звучит несколько иначе: вперед к мировым ценам (особенно в энергетике) при сдерживании денежной массы. Поступление денежной массы в экономику страны ограничивается созданием искусственных стабилизационных фондов, крайне медленным реформированием заработной платы, пенсионного и социального обеспечения. Энергетические монополии, транспортные и телефонные компании, службы жилищно-коммунального хозяйства ежегодно могут поднимать цены и тарифы на 12–15%. При этом они не должны отчитываться о прибылях и издержках производства. Но самое главное, стремясь к мировому уровню цен, эти структуры не обращают никакого внимания на покупательную способность населения и предприятий малого и среднего бизнеса. Таким образом, рушится основная идея борьбы с инфляцией: низкий платежеспособный спрос должен блокировать рост цен! Краеугольный камень монетаристской теории стабилизации экономики стал работать не просто вхолостую, но активно против развития российского народного хозяйства.

Цены, по мнению нынешних реформаторов, должны ориентироваться не на внутренний денежный спрос страны, а на мировой платежеспособный спрос (особенно на энергетические ресурсы). В этом им видится процесс интеграции экономики России в мировую экономику. Однако такого рода «интеграция» совершенно игнорирует выравнивание межстрановых уровней оплаты труда по международным стандартам. Работодатель в России (как государственный, так и частный) в силу ряда причин является монополистом на рынке труда. К этим причинам можно отнести: отсутствие свободы конкурсного конкурентного отбора специалистов, ограниченность предложения рабочих мест из-за общей стагнации экономики, слабость профсоюзного движения, невозможность свободной миграции трудовых ресурсов, сложность повышения квалификации и получения новых профессий у большинства работников, отсутствие у государства серьезного интереса к социальной защите работоспособного населения, учащихся и пенсионеров и т.д.

В связи с этим политика мелкого пошагового увеличения оплаты труда в основном в бюджетной сфере в экономическом плане абсолютно бесперспективна. Растянутые во времени добавки к зарплате, пенсиям и пособиям будут съедены инфляцией. Необходима единая государственная реформа системы оплаты труда.

Эта реформа должна базироваться на трех компонентах:
- корректировка оплаты труда (по отраслям и профессиям) в соответствии с соотношением производительности труда в странах Европейского союза и России;
- установление минимальной оплаты труда на уровне прожиточного минимума;
- создание государственной системы профессиональной подготовки работников, дополненной правом пользования долгосрочными кредитами на получение новых профессий и на повышение квалификации.

При проведении такой реформы реализация политики приближения внутренних отпускных цен к мировым видится вполне реалистичной. Эта реформа снимет массу экономических проблем, которые встают перед Россией в преддверии ее вступления в ВТО.

Теоретически возможен и другой вариант. Сохранить в России низкую зарплату, низкие цены на ресурсы и организовать экспортный демпинг российских товаров на мировых рынках. Это своего рода китайский, южноазиатский путь. Но способна ли к этому пути Россия – большой вопрос! Да и как на такую политику отреагирует мировая экономическая элита… Поэтому наиболее рациональным, на мой взгляд, является курс, в основе которого лежит принцип: мировые цены – мировая заработная плата с учетом производительности труда.

Выше был изложена кардинальная проблема в области модернизации политики цен. Но что делать сегодня? Решение правительства по замораживанию цен на социально значимые товары до мая выглядят крайне наивно. Во-первых, очень странно смотрится список социально значимых товаров. Молоко (1,5% жирности) и подсолнечное масло, конечно, товары социально значимые, а тарифы на газ и электричество, получается, совершенно не значимые? Список этот можно продолжать до бесконечности. Не говоря уже о том, что инфляция бьет не только по низкодоходным группам, но и по людям со средним достатком. А именно на них и отыгрываются торговцы, взвинчивая цены на товары, не входящие в правительственный список.

На самом деле не нужно контроля над ценами на время выборной кампании. Необходим постоянный контроль над прибылью. Наши антимонопольные государственные организации по сути не понимают своих функций в борьбе с монополизмом. Они с упорством, достойным лучшего применения, занимаются выяснением вопросов о том, был ли сговор между различными товаропроизводителями по поводу повышения цен. Расследования эти, как правило, ни к чему не приводят. Юридических доказательств сговора практически найти невозможно. А ведь у этой медали есть другая сторона: нормальная прибыль и сверхприбыль.

Если государство считает, что нормальная прибыль составляет, например, 20% к издержкам, то все, что выше этого, должно считаться сверхприбылью и облагаться максимальным налогом (за исключением той прибыли, которая инвестируется на расширение производства). К сожалению, эта нормальная экономическая логика полностью отсутствует в хозяйственной политике нашего государства. Сверхдоходные отечественные корпорации (как правило, сырьевые, специализирующиеся на выкачивании недр) тратят сотни миллионов долларов на содержание футбольных клубов, спонсируют массу (по своему вкусу) увеселительных проектов, но при этом ежегодно повышают тарифы на свои услуги населению. Кто же в таком случае финансирует эти забавы: богатые корпорации и монополии или нищее российское население?

Таким образом, очевидно: в новой ценовой политике понятие монополизма должно быть модифицировано. Государство обязано бороться за честную конкуренцию, против сверхприбыли и инфляции не только и не столько переводя доходы в заокеанские кубышки. Нужны новые – современные и прозрачные – правила игры.


ГОВОРЯЩИЕ ЦИФРЫ


За последние восемь лет:
– мировые цены на нефть выросли в 10–12 раз: с 8–10 до 95–99 долларов за баррель;
– средняя зарплата по России – в 2,5 раза;
– средняя пенсия – в 2,5 раза;
– расходы на госуправление, правоохранительную деятельность и безопасность – почти в 10 раз: с 4 млрд. долларов в 2000 году до 39 млрд. в 2008 году.

Сухой остаток
По прогнозам Минэкономразвития, реальные доходы россиян (с учетом инфляции и повышения обязательных платежей) будут прирастать на 7,9–10% в год. Однако с учетом того, что реальные показатели инфляции в стране всегда значительно превышают прогнозируемые, рост зарплат обещает снизиться до3% или даже до 0.
В мировых же лидерах абсолютного роста зарплат на 2008 год значатся страны, чье население хлебнуло лиха: Индии (9,6 %), Индонезии и Аргентины (по 6%).

Есть края, где платят
Минимальный и максимальный уровень зарплат в российских регионах отличается в 7 раз (для сравнения: в США эта разница достигает лишь 2 раз). Лидеры по зарплатам в РФ: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская область, Ямало-Ненецкий АО, Чукотка, Якутия. Во втором эшелоне лидеров: Татарстан, Белгородская область, Мурманская область. Самые бедные – Калмыкия, Дагестан, Марий Эл.


Пропасть между кошельками
Согласно официальной статистике, доходы 10% самых богатых россиян превышают доходы тех же 10% самых бедных сограждан в 16 раз (и этот разрыв продолжает увеличиваться). На самом же деле, как считают эксперты, пропасть между богатыми и бедными в России еще глубже: в 30–40 раз. Для сравнения: так называемый коэффициент Джини (показатель неравенства в распределении доходов) в США и Евросоюзе колеблется на уровне 4. Примерно такая же картина, если не брать в расчет «маленькие номенклатурные хитрости», наблюдалась и в СССР. Между прочим, по мнению политологов, повышение этого показателя до 8–10 ведет к дестабилизации в обществе и несет угрозу экономической и политической безопасности в стране…


ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

Совладелец перерабатывающего предприятия (имя автор предпочел не оглашать), Екатеринбург:
– Предложения повысить налоги на сверхприбыль я слышу давно, но ожидать такого шага от родного правительства вряд ли стоит. И вот почему. 

Во-первых, для того чтобы это случилось, необходима прозрачность при утверждении государственных бюджетов – как годовых, так и на перспективу. Сегодня, будьте уверены, ни один депутат, исправно голосующий в Государственной Думе за принятие очередного бюджета, и понятия не имеет, из чего он в реальности складывается и каковы истинные расходы в ряде статей. Потому что в прозрачности главного финансового документа не заинтересованы ни армия чиновников, ни руководство страны, давно привыкшее иметь под рукой нечто вроде «резерва главного командования». Со времен Бориса Ельцина и до сей поры (только сегодня, конечно же, другой порядок цифр) существует практика, когда по «просьбе» из Кремля та или иная корпорация обязаны оплатить важную, по мнению государства, нужду.
Скинуться на какой-нибудь слет «наших» или на поддержку правильной партии на выборах. Или на Олимпиаду в Сочи. Или на дофинансирование отдельных силовых структур… И платят. А куда деваться? Сколько бы ты не стоил на рынке и как бы не был законопослушен, ты кругом зависим. Будешь своевольничать – попадешь под неприятности. А за лояльность можно, напротив, надеяться на преференции. По существу, государство давно облагает корпорации, крупный бизнес дополнительным налогом, но делает это втихую, без отчета и ответственности за результаты. Под разговоры о борьбе с коррупцией собственноручно подливает мутную водичку, в которой ловят рыбку чиновники и сильные мира сего. 

А во-вторых, сокрытие реальных доходов у нас давно стало национальным видом спорта. И дело не только в недобросовестности отдельных предпринимателей. Дело в отсутствии единых для всех правил ведения бизнеса. За одни и те же приемы «оптимизации налоговых платежей» один идет под суд и в лагерь, а другой процветает. Нет правил – нет конкуренции – нет прогресса. Такая вот прямая связь. 



СЛОВО ЭКСПЕРТАМ

Владимир ГИМПЕЛЬСОН, Ростислав КАПЕЛЮШНЫЙ
руководители Центра трудовых исследований Высшей школы экономики, авторы только что вышедшей книги «Заработная плата в России. Эволюция и дифференциация»:
– Российский рынок труда, как это выяснилось за 15 последних лет, своеобразен и даже в чем-то уникален. Так, если в большинстве стран Восточной и Центральной Европы, начавших рыночные преобразования раньше нас, равно как и в США в период великой депрессии, во время реформ бурными темпами росла безработица при замораживании зарплат, то в России резко падали доходы работающих, а вот уровень занятости снижался куда медленнее. Это, кстати, помогло пережить ряд кризисных моментов с меньшими, чем это могло произойти, издержками. 
Наш анализ опровергает и некоторые стереотипы. В частности, надо признать: вопреки общепринятому мнению, в последние два года рост издержек на рабочую силу не опережал роста производительности труда. А без этого трудно рассчитывать на дальнейший рост заработков. Еще одна серьезная особенность: в России пика в зарплате работающий достигает к 30 годам (в США – к 55), что говорит об обесценивании производственного опыта. Думается, все эти «нюансы» должны учитываться на очередном витке экономических реформ.

Accelerated with Web Optimizer