ЕЩЁ НОВОСТИ
См. подшипник 6306 цена - https://sf2v.ru/itemslist/podshipnik_6306_2rs_180306.

Подстава на дороге

И сегодня, после введения ОСАГО, жертвами мошенников ежегодно становятся десятки тысяч водителей

Юрист известной некоммерческой организации, занимающейся правовой защитой автовладельцев, на вопрос о подставщиках снисходительно усмехнулся: проблема эта осталась в прошлом, вопрос запоздал по меньшей мере года на два. Но факты свидетельствуют о другом: дорожные мошенники быстро приспособились к новым условиям и даже расширили масштабы своей деятельности. 

 

Этот вывод подтвердил мне на условиях конфиденциальности (официальная точка зрения руководителей МВД иная) носящий большие погоны сотрудник ДПС. Что ж, возможно, у генералов просто нет времени заглянуть в интернет или познакомиться с материалами СМИ. Приведу лишь несколько из сотен откликов и сообщений за последний год.

 

Банды ставят прекрасно отрепетированные спектакли

«От этой беды не застрахован ни один автовладелец, – бьет в набат Первый телеканал. – Каждый месяц в паутину, которую плетут дорожные мошенники, попадаются тысячи человек. Этот преступный бизнес организован с размахом: на дорогах действуют банды, которые разыгрывают перед своими жертвами прекрасно отрепетированные спектакли. В итоге многим автовладельцам, которые добровольно платят немалые деньги, даже в голову не приходит обращаться за помощью в милицию».

В интернете легко найти длиннющий список машин подставщиков с указанием марок и госномеров (скорее всего, украденных). Перечень постоянно дополняется. В московском списке, который я скачал, около 170 автомобилей: «мерседесы» (72 машины), BMW (41), «ауди» (27), «вольво» (14), а также «сааб», «лексус», «нисан», «мазда», «галант», «ягуар»… Есть фото некоторых машин. В другом списке – фамилии десятков водителей, занимающихся подставами: Цхакая, Банников, Арутюнян, Игнатов, Бебия, Смирнов, Оганов, Демичев, Бигвава, Понятых…

Обсуждение этой острой темы в интернете вызывает нешуточный накал страстей. «Бардак не трудно было бы предотвратить, если б нашим законодателям и милиции это было нужно… Карать всех этих тварей надо!!! Сжигать их тачки, отстреливать в местах их безмятежного отдыха… А еще бывает, что и менты свои приезжают… В бардачке у меня лежит пистолет. Я буду стрелять в таких…»

И это не пустые угрозы. «Один подрезал меня и, когда не получилась подстава, хотел убежать. Но далеко не уехал. В итоге получил кулаком по морде и монтировкой по лобовухе», – рассказывает очевидец. Тут же названы номера авто и приметы организаторов подставы. Кстати, номера белорусские. А на столичной улице Гиляровского возле дома № 65 владелец машины Toyota Corolla после атаки подставщиков бросился на них с бейсбольной битой. В ответ получил два опасных удара ножом. «Скорая» увезла его в больницу, а преступники спокойно скрылись.

Выходит, успокаивающие комментарии насчет того, что проблема утратила свою актуальность после введения ОСАГО как минимум преждевременны? «Конечно, ситуация совсем не такая, как рисуют ее в официальных отчетах, – подтверждает мне источник в ДПС. – Бандитские группировки оставили этот вид жульничества в своем арсенале, поскольку он по-прежнему прибылен. Да, с десяток уголовных дел уже заведено, а участники преступных группировок получили сроки от четырех до восьми лет, но противостоять этим бандитам в полной мере у милиции пока не получается».

 

«Каждая операция МУРа требует длительной и кропотливой подготовки»

Актуальна ли сегодня проблема подстав на наших дорогах? С этим вопросом я обратился в Московский уголовный розыск. Вот что рассказал руководитель пресс-службы знаменитого МУРа майор милиции Алексей Бахромеев.

– Проблема, разумеется, актуальна, причем не менее чем в предыдущие годы, например до введения ОСАГО. Наивно думать, что какими-либо мерами можно сразу покончить с мошенниками, ворами, налетчиками… Все они быстро адаптируются к новым условиям. Но сказать, что милиция бездействует, будет несправедливо. И оперативники МУРа, и сотрудники других подразделений уголовного розыска, в том числе на территориях столичных административных округов, районов, не от случая к случаю, а постоянно занимаются этой чрезвычайно сложной проблемой.

В чем же состоит эта «чрезвычайная сложность»? По мнению майора Бахромеева, рассматриваемые преступления имеют особую специфику. Для того чтобы собрать убедительную доказательную базу, нужны огромные усилия и много времени. Ведь опытные мошенники всегда стремятся инсценировать ситуацию, при которой формально виновными оказываются не они, а их жертвы. Профессиональные подставщики, как правило, действуют настолько умело, что предъявить им обвинение в криминальных намерениях практически невозможно.

В качестве примера майор приводит рядовую ситуацию, запротоколированную инспектором ГИБДД. Вот как она развивалась, по мнению жертвы мошенников: «мерседес» стремительно перестраивается из третьего ряда во второй, причем на минимальном расстоянии от идущего во втором ряду и чуть сзади «форда», и сразу же резко, вмертвую, тормозит. На реакцию водителя «форда» уйдет как минимум полсекунды. Столкновение неизбежно. Происходит удар «форда» в задний бампер «мерседеса». Типичная подстава! А по мнению сотрудника ГИБДД, водитель «форда» стопроцентно виноват. «Надо было держать дистанцию, наблюдать за теми, кто рядом маневрирует и перестраивается, заранее притормаживать…». А водитель «мерседеса», даже если бы оперативники ухитрились снять на видео его действия, объяснил бы экстренное торможение тем, что на находящуюся впереди пешеходную «зебру» вступила старушка и он, как законопослушный участник движения, отреагировал на опасность. И ведь, действительно, и «зебра» есть, и старушку, если понадобится, предоставят. Словом, если у правоохранителей всего один такой факт, то нет никаких шансов выиграть дело в суде…

– Каждая операция требует длительной, тщательной, кропотливой подготовки, – продолжает майор Бахромеев. – Начнем с того, как оперативники выходят на злоумышленников. Этому предшествует глубокая аналитическая работа. Не буду раскрывать все детали. Но вот под подозрение попала группировка, состоящая из двух или трех машин. Теперь начинается новый этап – многодневная работа по сбору доказательств…

Майор опять не рассказывает подробности. Но, как я понял, речь идет прежде всего о скрытом наблюдении.

Если подставщики обнаружат слежку, то операция будет провалена. В этих криминальных группах не просто отличные водители, а настоящие асы. Они в состоянии быстро раскрыть не очень аккуратную «наружку». Поэтому от оперативников здесь требуется высший пилотаж. Таким искусством в полной мере обладают сотрудники МУРа. Кстати, в ходе операции им приходится выдерживать очень большие нагрузки. Трудятся порой без отдыха день и ночь. Сначала обычный рабочий график, потом ночная смена бандитов…

При этом надо не упустить момент и точно зафиксировать все этапы подставы. В том числе заснять, как бросают в автомобиль жертвы пластиковую бутылку с водой или пакет с грузиками для балансировки колес. Необходимо запечатлеть и то, как один из мошенников незаметно наносит абразивным материалом (или пилочкой, наждачной бумагой) царапину на кузове атакованной машины. За многие годы сотрудники МУРа сняли немало подобных «сериалов». На основе собранных материалов суды выносили мошенникам приговоры.

 

Эти клевали по зернышку, но часто

Последнюю по времени операцию МУР провел совсем недавно. Знакомлюсь с материалами. В задержанной банде было три иномарки – серебристый внедорожник «мерседес», черные «ауди» и BMW. Они уже несколько лет занимались в Москве подставами на Ленинградском, Волоколамском, Дмитровском шоссе и прилегающих улицах. Сотни автомобилистов стали их жертвами. Преступники действовали тонко, продуманно, осторожно, избегая грубых приемов. Выбрав объект для атаки, терпеливо следовали за этой машиной, преимущественно в мертвой зоне, которую не видно в боковое зеркало. Не сгоняли будущую жертву с полосы, не мигали неистово фарами, потому что этот прием уже многим известен и сразу настораживает.

Дождавшись, когда впереди идущий автомобиль начинает перестраиваться, мошенники бросали в правую заднюю часть кузова пакетик с грузиками для балансировки колес. Эти маленькие кусочки металла, во-первых, хорошо имитируют удар: в машине жертвы раздается сильный грохот. Во-вторых, водитель слышит, как что-то рассыпается по асфальту – то ли фрагменты бампера, то ли разбитая фара. В-третьих, разбросанные на дороге грузики не вызывают подозрения, потому что вполне могли слететь с колесного диска.

После этого подставщики сигналили перестроившейся машине, чтобы она остановилась. Один показывал сделанную заранее царапину на своей машине, другой незаметно пилочкой для ногтей оставлял след на автомобиле жертвы. Растерянному, не отошедшему от стресса водителю объясняли, что страховка не действует, так как он покинул место ДТП. Поэтому и вызов сотрудника ГИБДД не имеет смысла: могут просто отобрать права и выписать большой штраф.

Преступники предлагали договориться за умеренную цену – от 15 до 50 тыс. рублей. И здесь тоже был точный психологический расчет. Обычно подставщики требуют на ремонт пару тысяч евро, а то и больше. «Скромное» предложение владельца «ауди», «мерседеса» или BMW подтверждало, что участниками ДТП стали обычные граждане. Отдав 15, 30 или 50 тыс. рублей, водитель вздыхал с облегчением, считая, что еще легко отделался. Разумеется, в милицию не заявлял, потому что у него не было и мысли о подставе. И если бы не операция сотрудников МУРа, «скромные» преступники еще долго бы отбирали деньги у доверчивых автовладельцев.

Совсем иные аппетиты были у членов пензенской преступной группы, задержанной в столице оперативниками МУРа в конце прошлого года. Они «зарабатывали» до миллиона рублей в день. Главный фигурант представлялся весьма влиятельным полковником силовой структуры или прокурором, который ехал на служебной машине, оборудованной специальной техникой. За устранение сделанной заранее царапины лжемеханик, которому по телефону звонил «полковник», требовал 250 тыс. рублей. Потом «добрый полковник» снижал сумму до 150 тыс.

В криминальных сюжетах преступники из Пензы использовали дорогой серый «Lexus GS-300» с московским госномером Е 173 МН 199. Для атак выбирали прежде всего немолодых водителей в очках на внедорожниках, пикапах (на этих машинах зеркала оставляют большую мертвую зону). В банде свою роль выполнял и сообщник, на котором была куртка дорожного рабочего. Он появлялся и говорил, что сюда приближаются несколько больших дорожных машин, которые будут заниматься ремонтом покрытия, и участникам ДТП надо побыстрее съехать на обочину. Заодно «ремонтник» проводил наждачкой по кузову внедорожника.

Как захватывающий боевик смотрятся показанные по телеканалу «Вести» кадры скрытой оперативной видеосъемки, предшествовавшей задержанию. Вот в левом ряду едет высокий белый внедорожник. Справа от него в отдалении, в мертвой зоне, движется «Lexus GS-300». В какой-то момент в заднюю часть правого бока внедорожника летит синяя пластиковая бутылка. Через полминуты «лексус» начинает мигать фарами впереди идущему авто: мол, срочно остановись! Потом мы видим «прокурора», а также жертву – солидного водителя джипа. А вот и «дорожный рабочий». Съемка ведется из машины уголовного розыска. Слышно, как оперативник сообщает руководителю операции: «Наблюдаю, наблюдаю… Вот делает царапину». На экране – «дорожный рабочий» сначала чиркает по корпусу джипа, проходя мимо, потом быстро проводит пальцем по подошве своего ботинка, сдирая приклеенную к пальцу наждачку…

 

«Леха, выручай, нужно 16 тысяч евро!»

В интернете, между прочим, за месяц до описанных событий оживленно обсуждали подставы, в которых тоже участвовал серый «лексус». Тот или другой, но почерк очень похож. Приведем эту историю в том изложении, в каком она представлена на сайте www.out-club.ru.

«Сижу утром в своем кабинете, работаю. Вдруг вбегает мой друг с выпученными глазами.

– Леха, займи денег.

– Сколько?

– 16 тысяч евро.

– Сколько-сколько?! Что случилось?

– Ехал по Маросейке, зацепил «лексус». Крутая тачка, пропуск генпрокуратуры на стекле, антенны спецсвязи и прочее… В общем, влип.

– А ты что, не застрахован?

– Застрахован, только я со страховой компанией своей уже говорил, они сказали, что нужна справка из ГАИ о ДТП.

– А что ГАИ?

– С ними тоже говорил, сказали, что ДТП заснято камерой, видно, что я место ДТП покинул, а это лишение прав на 18 месяцев и никаких справок. Решайте, мол, сами, без оформления, на месте, страховку все равно не получите, да еще и без прав останетесь...

– Слушай, это смахивает на подставу…

Надо отметить, что друг мой – мужик взрослый, уравновешенный, цену деньгам знает, по пустякам не нервничает. Начальник. Машина новая – «фрилендер».

– Алексей, – говорит он мне, – не надо меня лечить. Есть деньги – давай.

Достаю ему из сейфа сколько есть, за остальными топаем в банк. Вместе с нами идет парень, сидевший в «лексусе». Представляется помощником потерпевшего прокурора. С прокурором разговаривает по мобильнику с подчеркнутым пиитетом: «Все в порядке, Тимур Рашидович… Не волнуйтесь, Тимур Рашидович… Нет, Тимур Рашидович, не надо никакого спецназа, мы уже обо всем договорились…»

В общем, концовка у этой истории счастливая: у парней, обидевших прокурорский «лексус», хватило ума вызвать милицию, а Тимур Рашидович, поорав для вида в трубку с требованиями о немедленном вызове «группы быстрого реагирования», скрылся в неизвестном направлении.

 

Теперь в ходу и упрощенные схемы

На сегодня подробно описано около 20 способов, которые используют подставщики. Многие из них – умелые актеры и психологи, убедительно играющие свои роли, на ходу подстраиваясь к новым обстоятельствам. На удочку попадаются и наивные новички, и умудренные житейским опытом солидные люди. Однажды развели директора автосервиса. Говорят, у него зимой снега не выпросишь, пять рублей не одолжит. А тут повелся… Правда, предложил отремонтировать машину в своем центре, но ему объяснили, что автомобиль служебный, принадлежит спецслужбам, оборудован секретной аппаратурой, и потому ремонт может производиться только в спецгараже. И директор отдал 2 тыс. евро, чтобы не иметь проблем со «спецслужбами».

Правда, в последнее время мошенники все чаще используют упрощенные схемы. Не подставляют свою машину под удар выбранной жертвы, а бросают из мертвой зоны сырую картошку или, как уже говорилось, пластиковую бутылку, металлические грузики. Рассуждают, видимо, так: зачем каждый раз лишние хлопоты по ремонту своей машины, вынужденные простои?

– У нас любят упрощать, – замечает майор Бахромеев. – Подставы, между прочим, пришли в Россию из США. Но там все делают по-настоящему. И деньги получают от страховой компании, если удастся ее обмануть. Наши же умельцы хотят «разводить», экономя на последующем ремонте…

А многие поступают сейчас еще проще. Даже и не бросают бутылку. Надо выбрать жертву, заставить водителя остановиться и объявить, что он ранее задел соседний автомобиль, вот и пришлось догонять его… Дальше известная схема: незаметно делают царапину; показывают, понятно, повреждение на своей «тачке» и требуют денег на ремонт. Раз место ДТП осталось где-то позади, значит, ОСАГО не действует, гаишников вызывать бесполезно.

Впрочем, не всегда спектакли разыгрываются мирно. Если водитель отказывается платить и настаивает на вызове гаишников, то в этом случае преступники могут перейти к силовым приемам.

– Это сегодня не типично, многие из тех, кто использовал в качестве последнего аргумента бейсбольные биты, уже сидят, – говорит мой собеседник.

Однако факты свидетельствуют о том, что не все так безоблачно. В прошлом году в Туле взяли с поличным банду, которая занималась подставами на трассе Москва – Крым. Если водители отказывались платить, их брали в заложники, избивали, жестоко пытали до тех пор, пока родственники не принесут требуемые суммы. Бандиты занимались также грабежами, разбоями.

А вот совсем свежий факт. В июне сотрудники правоохранительных органов Санкт-Петербурга задержали крупную криминальную группировку, которая насчитывала 10 человек. Все – гости с Украины. Они терроризировали водителей подставами и вымогательствами. У бандитов нашли ружья «Сайга» и «Берета». Пока установлено 39 эпизодов криминального характера.

Словом, сегодня никто не даст гарантий того, что упрямый водитель не получит от бандитов увечья, прежде чем кто-то из проезжающих мимо вызовет милицию. Вот почему оперативники рекомендуют в случае подозрительных ДТП закрыться в машине и экстренно вызвать гаишников. Поможет ли? Ведь разбить стекла автомобиля битой – секундное дело…

 

Опытный дачник делится опытом

– Меня за последний год дважды атаковали подставщики, – рассказывает сосед по даче, который внешне кажется идеальным объектом для мошенников: пожилой, в золотых очках, белая сорочка, нередко еще и с галстуком. – Первый раз это случилось несколько месяцев назад на проспекте Мира, точнее, на Северянинском мосту. Вечер, час пик, но еще не темно. Обычная пробка. Я ехал медленно в сторону области в правом ряду, не перестраивался. Вдруг слышу грохот сзади. Поглядел в зеркало: за мной едет темный внедорожник, в нем два молодых парня. Сразу понял: они ударили в мой задний бампер. И сразу замигали фарами, руками показывают, мол, надо остановиться. Каждый второй на моем месте так бы, наверное, и сделал. Но мне этот прием мошенников известен. Скажут, мол, догоняли тебя, раньше ты нас задел, один незаметно сделает царапину. А на бампере следов удара будет почти не видно – так ловко они умеют касаться впереди идущей машины, хотя шум возникает сильный.

Нет, говорю себе, только не останавливаться. По мобильнику звоню в Управление собственной безопасности ГУВД Москвы, потом – сыну, чтобы вызвал ГАИ и сам ехал навстречу. Затем включаю аварийную мигалку и тихонько еду в потоке дальше. Ребята в джипе видели, как я говорил по телефону. А когда включил аварийные сигналы, джип вдруг резко ушел влево, жестко вклинившись в поток.

А второй случай недавний, июньский. Опять на проспекте Мира, но в другом месте – на эстакаде в районе ВВЦ. Дело было в субботу днем, машин мало. Обгоняю минивэн с тонированными стеклами. Через минуту слышу сзади треск, потом что-то рассыпается по асфальту. Поворачиваю голову и замечаю еще одну небольшую иномарку, которая перестраивается в мой ряд. Наученный горьким опытом, мчусь без остановки к ближайшему посту ГИБДД. Иномарка догоняет меня справа. Водитель показывает, что нужно припарковаться, и сам уходит к краю дороги. «Паркуйся!» – орет молодой мужик с черными усиками, типичный южный человек. «Нет, едем на пост ГАИ, там разберемся!» На пост я подъезжаю уже в гордом одиночестве. Первым делом смотрю, что там сзади – бампер, кузов… Ни малейшего следа удара. А я-то думал, что от бампера ничего не осталось. Зову лейтенанта с жезлом, рассказываю. Вместе еще раз осматриваем мою машину. «Да, – говорит лейтенант, – следов нет, работали типичные подставщики. Дальше в область можете ехать спокойно, они сейчас ищут новую жертву…» Он не предложил написать заявление, и я отправился на дачу.

Кстати, появились специальные фирмы, которые имеют группы быстрого реагирования, приезжающие на место ДТП для защиты клиентов «от противоправных посягательств». Вот только цены у них такие, что проще заплатить подставщикам.

…Перед отправкой статьи на верстку я получил информацию о новом задержании автомошенников в Москве. Двоих подставщиков взяли в июле в районе станции метро «Тимирязевская». В разыгрываемых спектаклях участвовали корейский автомобиль Kia Ceed и японский микроавтобус Mitsubishi L300. Мошенники после окончания следствия предстанут перед судом. Но можно не сомневаться: на смену одним преступникам придут другие…

 

Из разговора с руководителем пресс-службы Московского уголовного розыска майором милиции Алексеем Бахромеевым:

– Алексей Игоревич, сколько подставщиков действует в Москве?

– Точных цифр, понятно, назвать невозможно, но, по некоторым оценкам, ежедневно выезжают на дороги столицы в каждом административном округе до трех групп автомошенников. В каждой по две-три машины, но есть и одиночки. Кто-то занимается этим каждый день, отправляясь утром на «работу», а кто-то только по выходным. Есть и ночные подставщики. Каждая группировка имеет свои маршруты. Время от времени происходит замещение одних мошенников другими.

– Выходит, всего 50–60 таких криминальных группировок?

– Что-то около этого.

– Как часто удается задерживать злоумышленников?

– Совместная группа, созданная Московским уголовным розыском и ГИБДД, продолжает работать на постоянной основе. Ликвидация серьезных криминальных структур происходит каждые два-три месяца. А еще немало задержаний производят сотрудники уголовного розыска в административных округах.

Автор: Виталий БОРИСОВ
Accelerated with Web Optimizer