ЕЩЁ НОВОСТИ

Команда «лево руля» не выполняется

Репортаж из Владивостока

 

Дмитрий ЛАТЫПОВ, спецкор, Владивосток

В России уже полгода действуют фактически запретительные пошлины на подержанные иномарки. Правительство в очередной раз опустило барьер на границе, чтобы таким способом поддержать отечественный автопром. Наш корреспондент получил задание пройти по следам судьбоносного решения и проверить, как продается продукция отечественного автопрома в Приморье.

 

Весной тем, кто покупает российские машины, стали выдавать беспроцентный кредит. Чтобы люди не томились в очередях, дилерские автоцентры стали открывать по всей стране. В том числе и на Дальнем Востоке, где последние 15 лет автолюбители покупали исключительно подержанные иномарки из Японии.Сразу скажу: вероятность увидеть во Владивостоке новую «волгу» или «жигули» примерно такая же, как вытащить выигрышный лотерейный билет. Попытка федеральной власти убрать с приморских дорог «импортный хлам» привела к тому, что вместо машин из Японии стали завозить запчасти. Российские автомобили местные жители откровенно и непатриотично проигнорировали.

 

«Тойота»-путешественница

В апреле ОАО «РЖД» по поручению правительства бесплатно доставило в Благовещенск, Хабаровск и Владивосток  первую партию из 160 машин российской сборки. Пробным шаром для местного рынка стали 120 автомобилей производства АвтоВАЗа и 40 Toyota Camry, собранных на заводе в Шушарах. Последние особенно будоражат воображение. Кузова, узлы и запчасти автомашин сделали на японском заводе, потом их морем доставили на Балтику, на заводе под Питером собрали и привезли обратно на Дальний Восток. Такие вот приключения…

Ваш корреспондент безуспешно пытался найти следы первого автомобильного десанта с Большой земли. Во всяком случае, дилеры не смогли объяснить, где сейчас находится продукция отечественного автопрома. Официальный представитель ООО «АвтоВАЗ» Александр Шмыгов в ответ на просьбу сообщить, куплен ли хотя бы один автомобиль, не смог дать внятный ответ, ограничившись рекламой дилерских центров. Заместитель гендиректора ОАО «Даль-Лада» Юрий Ткачук сразу заявил, что представительство с прессой общаться не намерено. Из чего напрашивается вывод, что машины из Тольятти остались на складах не реализованными.

На «Зеленом углу» Владивостока, крупнейшем  автомобильном рынке Дальнего Востока и Сибири, дилерам даже в голову не приходит брать на реализацию «жигули». Продавцы уверены, что ни повышение пошлин, ни кризис не заставят местных жителей отказаться от японских машин. За правым рулем выросло уже целое поколение водителей. Да и люди постарше распробовали, что такое качественный, комфортный и надежный  автомобиль. Они не желают снова возвращаться к хорошо забытому старому, когда возишь в багажнике ящик с ключами и запчастями, потому что в самую неподходящую минуту у машины что-то обязательно ломается.

А динамика в торговле такая. В 2004 году здесь было продано 344 отечественных  автомобиля, в 2005-м – чуть больше 200, 2006-м – около 100. Наконец, в 2007 году было реализовано 75 машин. Согласно последнему опубликованному отчету еще за 2007 год (после никаких отчетов не обнародовалось, стыдно, наверное), чистая прибыль компании  «Даль-Лада» составила порядка 6 тыс. рублей. Как говорится, приехали.

Между тем в войне, объявленной подержанным иномаркам,  появились первые жертвы. Прежде всего от волевых решений федерального правительства пострадал федеральный бюджет. С января по май 2008 года таможня по статье «Пошлины на автомобили» собрала 17,286 млрд. рублей, за пять месяцев 2009 года – 3,155 млрд. рублей.

Считаем дальше. За пять месяцев текущего года импорт через дальневосточные таможни  составил 18 253 транспортных средства. Из них было ввезено 235 автобусов, 1217 грузовиков и 16 801 легковой автомобиль. За пять месяцев прошлого года через таможни региона было ввезено 191 тыс. автотранспортных средств. Получается, что импорт автомобилей всех категорий уменьшился более чем в 10 раз. Наиболее значительно снизился ввоз легковых автомашин – на 91%.

По всем портам статистика удручает. Через таможню Владивостока, крупнейшую в Приморском крае, за пять месяцев ввезено 10 810 автотранспортных средств. Годом раньше было 127 776 машин. Через Находкинскую таможню импортировали 2524 автомобиля (было 22 939). За этот же период 2009 года сотрудники Хасанской таможни оформили 2786 автотранспортных средств (было 30 451).

В итоге дальневосточные таможенники за пять месяцев пополнили государственный бюджет на 40,6 млрд. рублей, что составило 85% контрольного задания ДВТУ. Ведь повышение таможенных пошлин привело к краху созданной дальневосточниками  целой  индустрии автобизнеса. Разрушена созданная инфраструктура, резко подскочила численность армии безработных.

 

Работы стало вдвое меньше

Прошлым летом суда курсировали между Приморьем и Японией как челноки. Привозили подержанные автомобили, и этот промысел кормил целый регион. Сегодня десятки морских  транспортов в портах поставлены на прикол, а тысячи моряков, докеров  вынуждены  искать работу.

–  Перевозка автомобилей на железнодорожных платформах практически полностью свернута, – говорит руководитель механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ складского комплекса ДВЖД Иван Пивов. – У нас прекратили свою деятельность целые терминалы на железнодорожных станциях Океанская, Первая речка и др. Сотни человек остались без работы.

Да что там грузчики – дороги кормили всю округу. Село Черниговка находится в полутора сотне верст севернее Владивостока. Через этот населенный пункт проходит федеральная трасса М60. Вдоль дороги сплошной лентой кафе, автомастерские, АЗС, продуктовые лавки и магазинчики запчастей. Во всех этих точках перегонщики иномарок оставляли не маленькие по сельским меркам суммы. 

– Работы  стало вдвое меньше, и ровно наполовину снизились доходы, – прокомментировал ситуацию Сергей Мазин, хозяин одной из шиномонтажных мастерских. – Скорее всего, придется сворачивать этот бизнес.

И это на трассе Владивосток – Хабаровск, с ее относительно интенсивным движением. Что же говорить о дороге Хабаровск – Чита, где, кроме перегонщиков, почти никто не ездит. Тамошние поселки практически полностью зависят от дорожного трафика, который после января резко упал, а в перспективе может вообще сойти на нет. Во Владивостоке начали закрываться автомастерские, специализирующиеся на кузовном ремонте, так как значительную часть своего дохода они получали от придания машинам товарного вида при предпродажной подготовке.

– Перебиваемся мелкими заказами, – говорит авто-слесарь Григорий Мухарьямов. – В  день зарабатываю себе на обед. А ведь у меня семья, сын ходит в детский сад, жена сидит дома. Как  тут жить?

Едва ли не поголовно люди, занятые в автобизнесе, перешли на максимальную экономию средств. Отложены покупки и поездки в отпуска. На накопления одни могут протянуть год, другие полгода,  что потом – никто не загадывает. Другой работы в Приморье просто нет.

– В Москве говорили о повышении пошлин на 35%, но в итоге цена  иномарки удвоилась, – говорит Роман Карпов, продавец «Зеленого угла». – Раньше дальневосточники покупали иномарки  напрямую у японцев, а теперь  сборщики, транспортники и перепродавцы задирают цены, пытаясь компенсировать потери. Если я покупаю на японском аукционе машину за $7 тыс. и ровно столько же, $7 тыс., оставляю на таможне, то сколько процентов составляет пошлина от цены автомобиля?

В начале года японская сторона сделала заявление в адрес российского правительства о несовместимости принципов свободной торговли с возведением торговых барьеров. Однако японская экономика, вне всяких сомнений, переживет потерю российского рынка. Подержанные автомобили у них хорошо берут в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

В 90-х годах, когда местные предприятия ВПК резко свернули производство, жителей Приморья фактически спас автомобильный бизнес. На «Дальприборе», «Изумруде», «Варяге» и других флагманах советской оборонки  трудились многотысячные коллективы. Власти тогда не желали замечать, как мучаются люди, пытаясь выжить в условиях тотальной безработицы. Одни приморцы подались в челноки и возили ширпотреб из соседнего Китая. Други  создали инфраструктурную сеть для ввоза и обслуживания нарастающего потока японских автомобилей. Все своими руками, за счет своей инициативы и энергии.

И вот теперь на этом бизнесе поставлен жирный крест. Власти предлагают жителям Приморья еще раз упасть и отжаться. Знакомое упражнение, не правда ли?

 

Они выбирают хлам

Ни один из отечественных заводов не располагает в регионе разветвленной сетью торговли и технического обслуживания автомобилей. О планах расширения этой сети также ничего не известно. Сегодня у АвтоВАЗа 12 точек продаж на весь Дальний Восток, у «Соллерс» (УАЗ, SsangYong и Fiat) – также 12, у Renault (завод «Автофрамос» в Москве) – всего два центра, а  Toyota, Nissan и Ford (сборочные производства под Питером) их не имеют вообще.

Зато в Приморье есть сеть автомастерских, где не хуже японцев ремонтируют иномарки. Не так давно предприимчивые люди наладили доставку так называемых конструкторов: в японском порту разбирали подержанные иномарки, завозили  под видом запчастей с уплатой минимальных пошлин, собирали и продавали. Подпольный бизнес обернулся громким скандалом и показательным процессом. Офицер ГИБДД, который  регистрировал эти иномарки и выписывал техпаспорта,  получил шесть лет заключения.

Сегодня дилеры закупают разобранные подержанные автомобили, но уже не для сборки на берегу, а для продажи на запчасти. Спрос на них устойчиво растет. Похоже, приморцы в массовом порядке собираются ремонтировать своих «железных коней». А с учетом того, что кузова японских машин не ржавеют и двигатели имеют огромный моторесурс, эти иномарки станут практически вечными.

А торговцы на «Зеленом углу» тем временем меняют линейку автомобилей. Вместо еще недавно самых ходовых внедорожников завозят более дешевые и экономичные автомобили. Именно на них сейчас спрос.   

– Богатые люди свои вкусы не меняют и по-прежнему берут джипы, –  сказал мне автодилер Алексей Билык. – Люди со средним достатком дружно переходят на малолитражки. А все остальные покупают только запчасти.

Про российские автомобили он не сказал ни слова. Их никто не спрашивал.

Потребители Дальнего Востока отечественные автомобили также не ждут. «Когда люди уже привыкли к качественным, дешевым и безопасным «японкам», пересадить их на «жигули» и «калины» практически невозможно», – продолжает Алексей Билык. Он полагает, что более обеспеченные потребители будут покупать импортные автомобили даже по повышенным ценам, остальные – «доезжать на имеющихся» и переходить на малолитражки. Но только японские. Что сейчас  и происходит.

 

Виктор ЧЕРЕПКОВ, бывший мэр Владивостока, ныне президент Общества  защиты прав автомобилистов:

– На самом деле надо поднимать налоги и сборы на дорогие автомобили, народ это поймет. К слову, после прошлого повышения пошлин на подержанные иномарки в Японию стали отправляться бригады для разборки автомобилей. Стали их по частям перевозить и собирать уже здесь, в России. И я их могу понять,  потому что семью кормить надо, а другой работы нет. Остановлены почти все оборонные заводы, едва дышит сельское хозяйство, разрушен морской флот. Кругом экономическая пустыня, созданная управленческим воровством, вредительством и некомпетентностью.

Возникает вопрос: как эта кустарная, полуподпольная челночная «автоиндустрия» смогла разорить наши автогиганты, которые строила вся страна и которые каждый год получают поддержку из бюджета?  Может, на автогигантах дело делается совсем не так, как требуют рынок и время? Бюджетные деньги надо тратить не на бесплатную доставку на Дальний Восток устаревших машин, а на разработку более конкурентоспособного отечественного автомобиля. В Приморье до сих пор еще выпускают лучшие в мире вертолеты. Неужели у наших инженеров и конструкторов не хватит ума на изобретение нормального автомобиля?

 

Что получилось в результате того, что были повышены госпошлины на подержанные иномарки?

1. Сибирь и Дальний Восток прекратили завозить японские автомобили. В итоге таможенники не собирают в бюджет даже прежних, по терпимым тарифам, сборов.

2. Закрываются малые предприятия, созданные в этой сфере. Люди придут на биржу труда и за пособием по безработице.

3. Снижение доходов приведет к тому, что сократится спрос на все товары – от квартир до предметов первой необходимости.  Упадет торговый оборот и поступления в бюджет.

4. Водители вместо автомобилей будут покупать запчасти и без конца ремонтировать машину, которую следовало бы сдать в утиль.

5. Срок эксплуатации иномарок продлится, их экологическая опасность повысится, а техническая вообще будет запредельной.

Accelerated with Web Optimizer