ЕЩЁ НОВОСТИ

Небо и земля

Виктор ШАЦКИХ, спецкор «ЭБ», Ярославская область

 

Что происходит с реформами, когда они «приземляются» на грешную твердь?По количеству правильных решений и ценных инициатив российская власть даст 100 очков любой другой. Но почему же многочисленные декларации остаются на бумаге? Вот, например, каждый год государство выделяет десятки миллиардов рублей для решения проблемы ветхого и аварийного жилья, но его меньше не становится. Почему? Наш корреспондент попытался найти ответ вместе с главой ростовского района Ярославской области, Героем России Валерием Токаревым.

Так случилось, что в прошлой жизни Токарев был космонавтом и любовался нашей Голубой планетой с далекой орбиты. Что для городского головы совсем не плохо. Большое видится на расстоянии, а старение жилищного фонда уже приняло масштабы национальной катастрофы. В этом Токарев наглядно убедился, как только сел в руководящее кресло. Герою отмалчиваться не пристало. И недавно космонавт крепко и убедительно сказал по одному из телеканалов, что он думает по поводу федеральной программы переселения граждан из ветхого жилья и коммунальной реформы в целом.

 

Катапультировался в кресло

Ростов велик своей историей, соборами, монастырями и кремлем – там, кстати, снимали знаменитые сцены из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Но сам он мал, всего 36 тыс. жителей, и довольно неказист, особенно в межсезонье. Приезжих в этом провинциальном городке неприятно удивляют цены. Автор решил перекусить и убедился, что скромный обед в местном кафе стоит ненамного дешевле, чем в московском. Хотя, как выяснилось, зарплаты у ростовских официантов и поваров – 6–8 тыс. рублей, у директора кафе – 15 тыс. Средний заработок по району еще скромнее. Неудивительно, что с такими зарплатами и такими ценами точка общепита на центральной улице Ростова оставалась в обеденное время безлюдной. Обслуга скучала у стоек, дожидаясь богатых интуристов.

Главный ростовский начальник Валерий Иванович Токарев оказался приветливым, улыбчивым человеком, подтянутым и легким на подъем. В свои 58 лет он много времени проводит на тренажерах и бегает кроссы. На столе у Токарева снимок, где другой спортсмен, Владимир Владимирович Путин, вручает хозяину кабинета звезду Героя. За плечами у главы Ростовской администрации два полета в космос, причем второй, в составе российско-американского экипажа, продолжался 190 суток. Токареву в то время было уже 53 года. А впервые Валерий Иванович побывал на орбите в 48 лет. До этого служил в ВВС, потом долго ждал своей очереди в отряде космонавтов, не отчаивался, не терял формы – и всего дождался.

Главой района Токарев стал потому, что попросили земляки (он родом из здешних краев) и партийное начальство. Район запущенный, на очередных выборах там имел шансы победить представитель «неправильной» партии. И Валерий Иванович, как ответственный и дисциплинированный единоросс, согласился. А согласившись, легко выиграл выборы и принялся за новое дело всерьез, как привык.

И вот год спустя мы сидим в кабинете и беседуем о переселении местных жителей из ветхого жилья. В изложении космонавта Токарева эта проблема выглядит как сказка про заколдованный лес. На дальнем его краю, на высоких холмах, расположилась Москва, богатый стольный град. Он блестит-сияет золотом и готов поделиться достатком, то есть доходами федерального бюджета, с бедными и сирыми окраинами. Но для этого они обязаны выполнить не три, а гораздо больше условий.

 

Кто тебя выдумал?

– Ветхого и аварийного муниципального жилья в Ростовском районе действительно много, тысячи квадратных метров, – дает вводную полковник ВВС Токарев. – Однако по бумагам подавляющая часть домов, в которых фактически жить нельзя, числится как вполне нормальные здания.

Почему? Оказывается, по закону граждане, обитающие в таких домах, имеют право на получение квартиры вне очереди. А жилья в районе и так не хватает. К тому же актирование подгнившего деревянного барака постройки 30-х годов прошлого века – сложная многоступенчатая процедура. Проще и дешевле подлатать и оставить людей там еще какое-то время пожить.

В общем, предшественники Валерия Ивановича, то ли опасаясь вызвать гнев вышестоящего руководства, то ли еще по каким причинам, насчитали в районе к 2007 году лишь 400 кв. метров ветхого и аварийного жилья. То есть несколько бараков. Данная цифра, составляющая едва ли десятую часть от реальных масштабов ростовской муниципальной ветхости, фигурировала во всех сводках. Под нее выделялись средства из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Однако денег на переселение все равно не хватало! Мало давали? Нет, давали вроде много, и сумма субсидий каждый год прирастала. Однако новое жилье, в которое надо переселять людей из бараков, стоит в Ростовском районе довольно дорого. Не Москва, конечно, но все равно в среднем выходит больше 30 тыс. рублей за квадратный метр. Значит, только на строительство равноценного по площади жилья требуется 12 млн. рублей. Сам район тоже должен участвовать в затратах – иначе, считает правительство, это будет дармоедство. Софинансирование – одно из главных условий федеральной программы. Местный бюджет обязан внести со своей стороны больше 3 млн. рублей. А район-то дотационный, тут такую сумму выкроить почти невозможно.

Кроме того, чтобы войти в программу и претендовать на деньги федерального бюджета, району надо иметь в наличии 70% уже построенных квартир, необходимых для переселения людей из бараков. В Ростове своих муниципальных подрядчиков нет, а частные инвесторы строят мало и, как выразился глава района, неформатно. То есть возводят по большей части дорогие квартиры, а переселенцам нужны скромные.

Смотрим дальше. Количество метров в расчете на человека должно быть в новом жилье таким же, как по старому месту прописки. Это тоже условие программы. Но в ростовских бараках средний размер квартиры – 22 кв. метра, а среднее количество жильцов в ней – четыре-пять человек. Новых квартир с такой площадью не бывает, сейчас даже «однушки» имеют 38–40 «квадратов». Однако лишнюю площадь за счет федеральной программы давать запрещено. У самих жильцов тоже нет денег, чтобы оплатить разницу. Получается, надо селить по две семьи в однокомнатную квартиру? Никто в здравом уме на такое не пойдет.

Однако это только присказка. Сказка начинается дальше. Как только космонавт-администратор принялся считать ветхое жилье по-честному, так уже в первый месяц насчитал больше 1 тыс. кв. метров. Соответственно, при таком раскладе для расселения бараков уже требовалось 36 млн. рублей, вклад местного бюджета тоже должен удвоиться. Давать столько денег на переселение 50 семей – это для Ростова непозволительная роскошь. Никто нового главу администрации не поймет, особенно бюджетники с зарплатой в 5 тыс. рублей.

Но если даже деньги найдутся, попасть в узкий створ федеральной программы будет очень сложно. Там прописан еще целый ряд условий. Например, жильцы многоквартирных домов (таковыми считаются все жилища, где больше двух квартир) обязаны создавать у себя кооперативы и товарищества собственников жилья. А 50 % компаний, с которыми ТСЖ будут заключать договоры, должны быть частными…

В общем, получается история про дуб, сундук с цепями, зайца, утку и яйцо с иголкой, без которой не покончить с Кащеем.

 

Правда-матка из заветной папки

Вместе с главой района мне разъясняли ситуацию два специалиста по недвижимости. Токарев обращался к ним за помощью, когда требовалось уточнить нужные цифры и детали. Выходило очень толково. В какой-то момент один из помощников не удержался и резанул правду-матку.

– А хотите скажу, для чего в программе столько невыполнимых условий? – спросил он у гостя из столицы.

– Конечно, хочу.

– Да просто кому-то надо, чтобы эти миллиарды зависали в банках. И там «крутились». Вот и все.

Я посмотрел на космонавта Токарева. Он выдержал паузу и тоже спросил:

– Нет, ну а в самом деле, для чего там целых двенадцать пунктов? Не три, не пять, а двенадцать? – Валерий Иванович достал из лежащей на столе папки лист бумаги и принялся пересчитывать условия попадания в федеральную программу.

Можно предположить, что логика здесь следующая. У всех свежо в памяти, как была сорвана предыдущая федеральная целевая программа «Жилище», где подробно прописывались планы ремонта старых квартир и расселения бараков. В 2002 году программу приняли, а уже в июне 2005 года Счетная палата провела проверку и признала ее полностью проваленной. Причем выделенные средства на местах успели «освоить». И вот теперь доступ к деньгам решили усложнить, то есть обставить рядом условий.

– Но не до такой же степени! – возмутился второй специалист. – Там некоторые условия просто невозможно исполнить. Мне вот приходится заниматься агитацией населения за ТСЖ. Товарищество предполагает коллективную ответственность, а кому это понравится? Люди агитаторов, считай, открытым текстом посылают!

Мы сочувственно молчим. Но и людей понять можно. Пользы от коммунальной реформы они не видели, всякие новации в этой сфере неизменно оборачиваются ростом тарифов.

– Валерий Иванович, – спрашиваю, – а откуда у вас такие цены на жилье? В Ростовском районе зарплаты маленькие, в том числе на стройках, а квадратный метр стоит почти как в Америке. Поэтому и расселение бараков превращается в невыполнимую задачу.

Глава района ответил, что у хозяев строительных компаний слишком большие аппетиты. И до тех пор, пока не будут жестко отслеживаться и изыматься с помощью налогов их сверхдоходы, положение не изменится.

– А строители говорят, что цены высокие, потому что местные власти дорого продают и «навешивают» всякие обременения.

– Да, и про взятки говорят, – пошел на обострение Токарев.

– Наверное, они не придумывают.

– Наверное. Но, с одной стороны, так строители прикрываются чужими грехами, а с другой – надо ведь это зло тоже искоренять. Взятки, я имею в виду. Потому что по-другому мы не решим задачу. Или заплатим за решение непомерную цену. Вот сейчас население не может купить жилье, и федеральный центр это дело дотирует. Но фактически получается, что Москва дотирует коррупцию. Так вот надо же устранить эти перекрестные схемы. Чтобы у строителей все было четко и прозрачно.

– А к вам в район приезжают застройщики?

– Да, желающие сейчас есть. В строительстве кризис, компании уже готовы работать с более скромными прибылями. Район изо всех сил старается им помочь. Чтобы мы их условиями обременяли – я уж не говорю о каких-то там поборах, – такого вообще нет. Я, наоборот, говорю: «Ребята, мы все готовы со своей стороны сделать. Давайте только построим!»

– И как? Получается?

– Да по-разному…

 

Земля есть, но строить негде

Дальше опять сказка про заколдованный лес. Чтобы в район пришел застройщик и начал работать, местные власти обязаны подготовить стройплощадку, подвести коммуникации, все оформить юридически – и выставить площадку на аукцион. Но бюджет дотационный, а эти проекты требуют больших затрат. А если даже деньги есть, то надо еще найти землю под застройку.

– Мы по Ростову с землей полгода разбирались, – говорит Токарев. – Оказалось, городская территория уже раскуплена, все более-менее приличные участки в частной собственности. Их до нас распродали. Чтобы найти хоть клочок земли и «посадить» туда социальный объект, например физкультурно-оздоровительный комплекс, требуются титанические усилия.

– А вы сельскохозяйственные угодья переводите под строительство. Этой земли полно,
и наверняка заброшенных полей хватает.

– Эта земля тоже в частной собственности – все 130 тыс. гектаров. Да, обрабатываются от силы 10–15%. Мы сейчас будем подавать в суд на владельцев, которые в течение трех лет неэффективно используют землю. Но это длительная процедура. И потом, в законе не прописано четко, что такое неэффективное использование. Достаточно просто выгнать коз попастись и сказать: вот видите, я использую землю.

– Валерий Иванович, наверное, можно найти компромисс: договориться с хозяевами участков о разумной цене, выкупить землю, перевести ее в нужную категорию и развернуть там строительство недорогого жилья.

– Перевод земли из категории в категорию – это прерогатива области, а не района. Мы можем только ходатайствовать.

– Так ходатайствуйте.

– А что получится? Если застроим сельхозземли, то где будем продовольствие выращивать?

В ответ я поведал присутствующим про белгородский опыт, о котором наш журнал рассказывал в декабрьском номере за 2008 год. Под Белгородом земли черноземные, намного богаче ярославских, но местные власти не пожалели 35 тыс. гектаров под застройку. И ничего страшного не случилось, хватило и на благоустроенные поселки, и на хлебные поля.

Ростовский глава резонно заметил: когда вопрос решается на областном уровне и в свое время – это одна ситуация. У него же сейчас совсем другая: выкупишь землю, проканителишься с ее переводом, потом еще вложишься в подготовку стройплощадок, а инвестор не будет там строить. Или построит и такую цену заломит, что народ ахнет. И как тогда объяснишь, что из лучших побуждений поля вывели из оборота?..

В общем, даже Герой России не очень стремится устраивать в районе «аграрно-жилищную» революцию. Валерию Ивановичу тут жить и работать. Если начнет в отдельно взятом провинциальном городе отдавать земли под дома и требовать от застройщиков закладывать не больше 10–15% рентабельности, то так ведь и впрямь цены на квартиры обвалятся. А на этом рынке сейчас очень много заинтересованных лиц кормится. Такого главу района вовремя «поправят». Или предложат еще разок слетать в космос? Лет эдак на десять...

 

А в это время южнее...

В других российских регионах в сфере капремонта и расселения тоже происходит много интересного. Вот, допустим, недавно заместитель генерального директора госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Олег Кичиков, отвечая в Ессентуках на вопросы журналистов, отметил, что кризис не скажется на объемах финансирования коммунальной программы. Только на капремонт жилья в 2009 году будет выделено 110 млрд. рублей. Правда, продолжил представитель госкорпорации, на местах появились «настораживающие тенденции». Регионы Южного федерального округа получили в 2008 году на проведение ремонтных работ почти 8,5 млрд. рублей, однако к середине февраля 2009 года работы начались только в 103 из 120 муниципальных образований. По словам г-на Кичикова, профинансированные корпорацией программы исполняются слишком медленно.

– Это нас настораживает, – заявил Олег Кичиков. – До настоящего времени на 874 профинансированных домах работы еще не начаты.

Лучше всего обстоят дела в Волгоградской и Ростовской областях, где все работы почти завершены, хуже всего в Северной Осетии и Краснодарском крае – соответственно 6,38 и 25,6%. А в Калмыкии и Ингушетии, по словам заместителя гендиректора корпорации, до сих пор нет ни одного дома, в котором был бы закончен ремонт.

Что характерно, получение федеральных средств на проведение ремонта точно так же обставлено множеством условий, как и финансирование расселения ветхого фонда. Однако местным руководителям из Южного федерального округа, как видим, чудесным образом удается обойти все эти рогатки. А потом еще и с ремонтом не торопиться. Так, может, нет большого смысла усложнять доступ муниципалитетам к средствам, предназначенным на расселение из ветхого жилья? Может, упростить условия получения денег и одновременно усилить контроль за их расходованием? А в те регионы, которые взяли деньги и не спешат начинать ремонт, пора бы съездить аудиторам Счетной палаты. Тем более что в октябре ее глава Сергей Степашин и генеральный директор госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Константин Цицин торжественно подписали специальное соглашение о сотрудничестве в области контроля за расходованием средств, выделяемых на ремонт старых домов и на расселение ветхого жилья.

Это делалось как раз для того, чтобы не повторять огорчительных ошибок, приведших в 2005 году Счетную палату к необходимости констатировать провал предыдущей коммунальной программы при полном «освоении» выделенных на ее реализацию средств.

 

 

По прогнозу министра регионального развития РФ Виктора Басаргина, в 2009 году будет построено 54 млн. кв. метров жилья. Это на 10 млн. кв. метров меньше, чем в 2008 году.

 

На дотации в сфере ЖКХ государство тратит в настоящее время 10% ВВП.

 

На сегодняшний день объем жилого фонда России составляет около 3 млрд. кв. метров. Из них 3,2%, то есть около 90 млн. кв. Метров, – ветхое и аварийное жилье, непригодное для проживания.

 

По итогам 10-летнего развития (1995–2006) объем ветхого и аварийного жилья увеличился в 2,5 раза, а его доля в совокупном жилищном фонде страны возросла с 1,4 до 3,1%.

 

Жилищная обеспеченность (кв. метров на человека):

Норвегия – 74, США – 65, Великобритания – 44, Германия – 40, Франция – 38, Чехия – 29, Эстония – 28, Латвия – 24, Россия – 21

 

Таблица. Динамика ветхого и аварийного жилищного фонда в России

Год      Общий объем, млн. кв. метров      На душу населения, кв. метры

1995    37,7     0,3

2000    65,6     0,4

2002    88,3     0,6

2006    93,0     0,7

 

МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА

Чтобы получить деньги из Фонда реформирования ЖКХ, муниципальным образованиям нужно выполнить 12 условий. Плюс 13-е условие – самостоятельная оплата 5% от стоимости капремонта – ложится на плечи собственников жилых помещений. На бумаге все выглядит разумно и логично. Но ни местные власти территорий, 96% которых являются дотационными, ни живущие в старых домах люди к этому не готовы.

 

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

Галина ХОВАНСКАЯ, депутат Госдумы РФ, президент ассоциации «Жилищная стратегия»:

– По официальной оценке Минрегиона России, на переселение граждан из ветхих и аварийных домов потребуется не менее 3,3 трлн. рублей. На мой взгляд, это очень оптимистичный вариант, более реалистичная цифра – не менее 10 трлн. рублей. При этом в каждом регионе разная цена вопроса в зависимости от периода и плотности застройки, состояния коммуникаций, конъюнктуры рынка. На Дальнем Востоке, например, ветхое и аварийное жилье – это 7% от всего жилищного фонда.

Решение проблемы к тому же упирается в тему капитального ремонта. В разряд ветхих и аварийных ежегодно переходят дома, которые не успевают отремонтировать до того, как они придут в совсем негодное состояние, то есть когда затраты на их капремонт будут оцениваться выше чем в 70% от стоимости строительства объектов. После этого что-либо ремонтировать уже не имеет смысла. То есть проблему нужно решать в профилактическом режиме. Но о профилактике пока нет и речи – успеть бы, что называется, залатать дыры в тех местах, где это требует неотложного вмешательства государства. Ведь треть всего ветхого фонда – особо ветхие дома, то есть на грани аварийности, а чисто аварийных – 5%. Это около 81 тыс. строений. Если эту цифру «раскидать» по стране, то кажется не так много, но ведь нужно понимать, что эти здания в любой момент могут обрушиться на голову живым людям.

Accelerated with Web Optimizer