ЕЩЁ НОВОСТИ

Пожар не тушат керосином

Пора принимать дополнительные меры по преодолению кризиса

Сергей ГЛАЗЬЕВ, академик РАН

Реализуемые в настоящее время вовсем мире антикризисные меры ограничены в основном банковским сектором и финансовым рынком. Между тем кризис порожден сочетанием факторов, несводимых к этим сферам. Ключевыми из них являются: саморазрушение финансовой пирамиды долговых обязательств США; виртуализация финансовых операций (деривативы), повлекшая недооценку финансовых рисков и отрыв финансового рынка от реального сектора экономики; обесценение значительной части капитала в условиях исчерпания возможностей экономического роста на основе доминирующего технологического уклада и связанного с этим структурного кризиса экономик ведущих стран.

Меры, предпринимаемые денежными властями США и других мировых эмиссионных центров, не затрагивают основных источников кризиса. Более того, упор на необеспеченную денежную эмиссию усугубляет сложившиеся дисбалансы и подчас напоминает тушение пожара керосином.

Так, антикризисные меры правительства США свелись к резкому наращиванию государственного долга за счет национализации долгов системообразующих финансовых институтов и финансирования чрезвычайных расходов на поддержание критически важных сегментов экономики и социальной сферы. Тем самым был существенно усилен первый из перечисленных выше факторов кризиса: госдолг США увеличился в полтора раза, а дефицит государственного бюджета достигает $1 трлн. Через год для обслуживания стремительно нарастающей пирамиды американских долговых обязательств придется взять в долг и соответственно напечатать еще не менее $500 млрд.

 

Станок работает, но вхолостую

Между тем спрос на американские долговые обязательства не бесконечен – они уже более чем вдвое превышают капитализацию фондового рынка США и могут рефинансироваться только за счет денежной эмиссии. А поскольку последняя ведется американскими денежными властями под казначейские обязательства, сооружаемая таким образом финансовая пирамида разрастается далеко за пределы устойчивости. Спрос на казначейские обязательства США, предложение которых лавинообразно нарастает, ограничен желанием инвесторов их приобретать. Для поддержания такого желания Вашингтон устраивает международные форумы, призывая другие страны продолжать финансирование американской долговой пирамиды под страхом коллапса глобальной валютно-финансовой системы. При этом американцы не хотят понять, что единственный способ его избежать – остановить лавину эмиссии долговых обязательств и выпускаемых под них долларов, для чего надо устранить дефицит бюджета и прекратить национализацию долгов.

Аналогичным образом действует ФРС США, наращивая денежную эмиссию в целях спасения американской банковской системы. В течение последнего квартала чрезвычайная эмиссия ничем не обеспеченных долларов составила около $2 трлн., существенно превысив обычный годовой прирост денежной базы. И хотя одновременно произошло примерно такое же списание безнадежных долгов обанкротившихся банков, столь быстрое наращивание долларовой массы неизбежно раскручивает инфляцию. Ведь списываются в значительной степени виртуальные долги, в то время как ФРС печатает живые деньги, увеличивая денежную базу. Когда доллары эмитируются для спасения банковских и финансовых институтов, за балансами которых находятся обязательства по деривативам, то это означает не что иное, как монетизацию последних, чей объем доподлинно никому не известен. По имеющимся оценкам, общий объем обязательств по деривативам составляет около квадриллиона долларов, многократно превышая существующую в мировой экономике денежную массу. При дальнейшем расширении такой «антикризисной» практики на мировую экономику обрушится лавина ничем не обеспеченной денежной эмиссии, что повлечет за собой глобальную гиперинфляцию и разрушение глобальной валютно-финансовой системы.

Остановить разрастание кризиса глобальной валютно-финансовой системы могло бы одновременное списание обязательств по деривативам (как забалансовых и не подлежащих судебному преследованию долгов типа пари) и устранение дефицита бюджета и платежного баланса США. Но поскольку ни то ни другое не планируется, кризис будет углубляться. Очевидными следствиями кризиса будут: обесценение значительной части финансового капитала; девальвация доллара и утрата им положения единственной мировой резервной валюты, региональная фрагментация мировой валютно-финансовой системы. Кризис закончится с перетоком оставшегося после коллапса долларовой финансовой пирамиды и других финансовых пузырей капитала в производства нового технологического уклада. Это произойдет после структурной перестройки мировой экономики на основе нового технологического уклада, которая продлится еще три-пять лет и будет сопровождаться изменением состава ведущих кампаний, стран и управленческих практик.

 

Можно ли свести желания с возможностями?

При правильной политике в результате кризиса Россия могла бы существенно улучшить свое положение в мировой экономике, добившись:

1)         признания рубля в качестве одной из мировых валют;

2)         многократного повышения мощности отечественной банковско-инвестиционной системы;

3)         опережающего становления нового технологического уклада и подъема экономики на длинной волне его роста.

Для этого меры по преодолению финансового кризиса должны быть направлены на формирование отечественной инвестиционной системы и согласованы с политикой долгосрочного развития, установленной Концепцией социально-экономического развития России до 2020 года. В последней правильно определены ключевые факторы нового технологического уклада (нано-, био- и информационные технологии), а также поставлены задачи опережающего формирования его ядра и несущих отраслей. По некоторым из них – авиакосмической, атомной, электротехнической и других высокотехнологических отраслей промышленности – сохранен немалый производственный потенциал. Имеются хорошие научно-технологические заделы в электронном приборостроении, молекулярной биологии и генной инженерии, нанофотонике и лазерных технологиях, изготовлении наноматериалов. Россия сохраняет ведущие позиции в математике и программировании.

Но для того, чтобы реализовать имеющийся научно-технический и производственный потенциал, должны заработать созданные институты развития и госкорпорации, ряд из которых до сих пор пребывает в летаргическом состоянии, разместив полученные от государства деньги на депозитах. Кроме того, эмитируемые государством деньги на рефинансирование банков необходимо направлять прежде всего на кредитование предприятий, осваивающих перспективные производства нового технологического уклада. Для этого векселя таких предприятий должны приниматься Банком России в залог в качестве обеспечения выдаваемых коммерческим банкам кредитов.

Меры, предпринимаемые в настоящее время, ориентированы на решение краткосрочных задач стабилизации финансового рынка, малоэффективны и коррупциогенны. Они исходят из поверхностного представления о приоритетности спасения банковской системы как достаточного условия преодоления кризиса. Этим оправдывается беспрецедентная практика раздачи Центральным банком необеспеченных кредитов под честное слово банкиров. При этом денежные власти не желают как-то этих банкиров ограничивать в использовании кредитов. Не принимаются меры ни по введению элементарного валютного контроля, ни по регулированию процентных ставок, ни по применению каких-либо норм, определяющих целевое использование эмитируемых под предлогом борьбы с кризисом сотен миллиардов рублей, выдаваемых без обеспечения некоторым коммерческим банкам.

 

Честное банкирское? Сомнительный актив

Как и следовало ожидать, часть этих кредитов оказывается на валютном рынке и используется недобросовестными банкирами в валютных спекуляциях против рубля. Не случайно величина «убежавших» за последний месяц из России капиталов соответствует объему выданных без обеспечения кредитов. Удивительно, что руководство денежных властей, позиционировавшее себя в качестве жестких монетаристов и напрочь отрицавшее даже возможность необеспеченной эмиссии, сломя голову ударилось в другую крайность, начав печатать и раздавать деньги без какого-либо обеспечения. Такое метание между монетаризмом и анархизмом дестабилизирует экономику и чревато срывом в галопирующую инфляцию.

Научные исследования постсоциалистической экономики показали ключевое значение становления институтов рыночной самоорганизации для успешного экономического развития. Неразвитость кредитных институтов была ключевой причиной срыва российской экономики в гиперинфляцию и обвального падения курса рубля в 90-х годах. Тогда денежные власти пытались посредством необеспеченной денежной эмиссии бороться с кризисом неплатежей. Новоиспеченные банкиры тут же пускали эти деньги на валютные спекуляции и «зарабатывали» колоссальные сверхприбыли на падении курса рубля. Никакие указания кредитной комиссии правительства о целевом использовании выделяемых кредитных ресурсов не могли умерить их алчность. Странно, что этот печальный опыт сегодня забыт и денежные власти наступают на те же грабли, полагаясь на честное слово банкиров в отношении направления выдаваемых им денег в реальный сектор.

Как институты кредитования производственной деятельности отечественные банки находятся еще в пеленках. Если в США величина кредитов, выданных коммерческими банками экономике, вдвое превышает ВВП, а в Японии – вчетверо, то у нас она едва дотягивает до половины. Доля банковских кредитов в качестве источника финансирования инвестиций производственных предприятий еле доходит до четверти. В основном наши банки кредитуют финансовые спекуляции и торговлю, в меньшей степени – жилищное строительство и население. Ориентированная на внутренний рынок обрабатывающая промышленность оказалась отрезана от кредитов вследствие низкой рентабельности (которая была и остается в среднем ниже ставки рефинансирования) и сравнительно высокой рискованности невозврата ссуд. Неудивительно, что, получив кредитные ресурсы, банкиры не помышляют направлять их в реальный сектор, который в условиях кризиса стал еще более рискованным и менее привлекательным.

Так или иначе, российские банки не привыкли, не умеют и не желают брать на себя избыточные риски кредитования реального сектора. Чтобы научить их кредитовать производственные предприятия и взять тем самым на себя функции оценки их платежеспособности и в известной мере разделить риски и планирование инвестиционных проектов, нужно привязать рефинансирование коммерческих банков к спросу на деньги со стороны самих производственных предприятий. Таким образом, кредитный рынок из рынка продавца превратится в рынок покупателя и вместо злоупотребления монопольным положением путем завышения процентных ставок коммерческие банки будут конкурировать друг с другом за предоставление кредитов платежеспособным предприятиям.

Для этого целесообразно использовать опыт послевоенного восстановления Западной Европы (эмиссия под векселя производственных предприятий посредством рефинансирования коммерческих банков) или современного Китая (эмиссия под планы модернизации производственных предприятий через государственные банки). Можно также задействовать опыт финансового планирования в Индии (эмиссия под приоритетные направления развития) или управления кредитными потоками в Японии (эмиссия под государственные приоритеты).

Наш собственный и мировой опыт позволяет сконструировать оптимальные механизмы денежного предложения, замкнутые на кредитование реального сектора экономики и приоритетные направления ее развития. Для этого необходимо ввести правовые нормы, регулирующие поведение банков должным образом (нормативы предоставления кредитов по направлениям, включая максимальный уровень ставки процента, условия доступа к кредитному окну Центрального банка, перечень принимаемых им в залог векселей производственных предприятий, условия получения государственных гарантий и др.). Важным условием эффективности любой системы целевого управления кредитной эмиссией является ее привязка к четкой стратегии и индикативному плану развития экономики – в нашем случае к Концепции долгосрочного развития России, отраслевым стратегиям и программам ее реализации.

Без дополнения предпринимаемых сегодня антикризисных мер конкретными механизмами обеспечения долгосрочного кредитования предприятий реального сектора не удастся предотвратить перерастание финансового кризиса в экономическую депрессию. Необходимо сконцентрировать внимание на расширении внутреннего рынка, структурной перестройке экономики на основе нового технологического уклада, создании самодостаточной, опирающейся на внутренние источники денежного предложения инвестиционной системы.

 

Главный критерий – не близость к власти, а эффективность

Разумеется, данный перечень мер не является исчерпывающим. Главное – соединить антикризисные меры со стратегией долгосрочного социально-экономического развития, на реализацию которой у государства никогда не было денег. Будет непростительной халатностью допустить разбазаривание эмитируемых сегодня для борьбы с кризисом триллионов рублей. Чтобы достичь указанного выше тройного эффекта антикризисной программы, необходимо предусмотреть механизмы целевого направления выделяемых государством кредитных ресурсов на финансирование модернизации экономики на основе нового технологического уклада. При этом будет спасена и банковская система. Только главным критерием выживаемости станет не приближенность того или иного банка к денежной власти, а его умение работать с предприятиями реального сектора, правильно оценивать и выбирать перспективные направления инвестиций в развитие производственной сферы.

 

Семь шагов к спасению экономики

1. Изменить технологию денежного предложения, сделав его более гибким и ориентированным на потребности экономики в кредите. Эмиссию рублей следует вести не столько под прирост валютных резервов, сколько под спрос на деньги со стороны хозяйствующих субъектов и потребности экономики в развитии. Для этого использовать технологию рефинансирования коммерческих банков под векселя платежеспособных предприятий реального сектора, кардинально расширив ломбардный список принимаемых в залог инструментов векселями системообразующих предприятий.

2. Формировать механизмы денежного предложения с учетом приоритетов структурной политики; для стимулирования притока ресурсов в приоритетные сферы использовать нормативы, госгарании и иные регулирующие меры, создающие стимулы для направления средств в приоритетные отрасли.

3. Стимулировать переход во взаимных расчетах в СНГ на национальные валюты. Перейти к осуществлению расчетов в рублях за экспортируемые из России углеводороды, металлы, химические удобрения, лес и другие сырьевые товары, формируя основу для превращения рубля в международную валюту. При этом необходимо выделение стабилизационных рублевых кредитов государствам – импортерам российской продукции для поддержания товарооборота. Обеспечить создание расчетно-платежной системы в национальных валютах и единого платежного пространства на территории ЕврАзЭС.

4. Усилить контроль за активными и пассивными операциями финансовых институтов, использованием балансовых и забалансовых инструментов, обеспечением адекватного уровня качества активов и пассивов. В рамках планируемых согласно Вашингтонской декларации G-20 мер по совершенствованию бухгалтерской отчетности внести предложение о всеобщем списании забалансовых обязательств и запретить совершение сделок с забалансовыми инструментами.

5. Восстановить нормы валютного контроля с целью пресечения использования эмитируемых государством кредитных ресурсов на валютные спекуляции против рубля, а также блокирования спекулятивных атак со стороны мегаспекулянтов.

6. Активизировать работу государственных институтов развития по ключевым направлениям становления нового технологического уклада (нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии), модернизации транспортной и энергетической инфраструктуры. Принять федеральный закон «О стратегическом планировании», в котором предусмотреть нормы планирования и контроля работы институтов развития.

7. В целях поддержания внутреннего спроса осуществлять государственные закупки большинства видов продукции, а также закупки контролируемых государством предприятий преимущественно у отечественных товаропроизводителей.

Accelerated with Web Optimizer