ЕЩЁ НОВОСТИ

Правильный бутерброд

Заметки на полях новой доктрины продовольственной безопасности

Весь прошлый год в Министерстве сельского хозяйства по поручению президента и правительства разрабатывали концепцию, которая позволит преодолеть нашу зависимость от импорта. В итоге родилась доктрина продовольственной безопасности, представленная министром Алексеем Гордеевым в Совете Федерации. Предполагалось, что в середине декабря документ подпишет президент Дмитрий Медведев, однако этого не случилось. Возможно, потому, что реализация доктрины требует денег, а их на это теперь в бюджете нет. Так что, идея превращения России в продовольственную державу откладывается на неопределенный срок? 

Разговоры о том, что мы слишком много еды закупаем за границей, ведутся уже давно, и потому тревога эта стала какой-то дежурной: ну да, хорошо бы опираться на собственное аграрное производство, но мы уж как-нибудь и так проживем. Проголодаемся – купим. Но между тем для тревог есть все основания. Из продовольствия Россия экспортирует только зерно, при этом завозит из-за рубежа до 40% мяса (в крупных городах – до 70%), почти 20% молока и молочных продуктов, 25% овощей, 60% фруктов. 
Ни одна европейская страна не позволяет себе так «подсаживаться» на импортную еду. А ну как в отместку за перебои с газом нам устроят продовольственный бойкот? Да и в целом производство продуктов – дело выгодное. Вон американцы вообще кормят не только себя, но еще и полмира, справедливо полагая, что продовольствие – это возобновляемый ресурс, его нет нужды экономить.

Нефть в обмен на продовольствие

Пока было много денег от продажи нефти, продовольственный баланс худо-бедно сходился. Но теперь безмятежные времена закончились. Сырьевые доходы российского бюджета резко сократились, а вместе с ними и зарплаты многих граждан. В стране нарастает безработица. Из-за падения рубля доходы импортеров падают, и надо ожидать витка цен. В этих условиях зависимость внутреннего рынка от продовольственного импорта уже не кажется безобидной. 

Вообще-то, заграница, если с ней не ссориться, готова и дальше нас кормить – только платите. Но вот как раз платить, судя по всему, вскоре станет совсем затруднительно. Продовольственный импорт не удержится не только на рекордном уровне последних лет, но и на более скромных цифрах. Может оказаться, что через год ни в госбюджете, ни в карманах у подавляющей части российского населения уже не будет денег на иностранную еду. 

Власти обернулись на отечественное сельское хозяйство: выручайте, мужики! Однако призыв не по адресу. Многие российские продукты на нашем рынке стоят дороже заграничных. Например, литр отечественного молока продается в столичных магазинах по 40–45 рублей. Из этих денег отечественному крестьянину достается всего 8–10 рублей, или одна пятая часть цены товара. Причем из этой своей доли он должен рассчитаться за банковский кредит с драконовскими процентами, за тепло, электроэнергию и горючее, которые в России стоят уже дороже, чем у западных конкурентов. А 30–35 рублей из розничной цены литра молока – это навар посредников, переработки и торговли. Примерно такая же картина с мясом, овощами и фруктами. 

Так кто кого должен в этой ситуации выручать? Для сравнения: в странах ЕС и в США фермерам достается минимум 40% от конечной цены товара. Государственные структуры там строго следят за аппетитами партнеров. Например, антимонопольная служба в Америке – грозная сила, которой боятся почти так же, как налогового ведомства. Там чиновники никого не уговаривают, не шлют нарушителям бесконечные предупреждения, а в соответствии с антитрестовским законодательством нещадно их штрафуют и даже принудительно делят компании, злоупотребившие монопольным положением. Кроме того, американские фермеры получают адресные дотации, правительство строго выполняет свои обязательства по госзакупкам. 

– Они два века отрабатывали механизмы поддержки аграрного производства, – говорит доктор экономических наук, профессор Владимир Башмачников, почетный президент Российской ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов. – Интересы американского фермера сегодня защищены лучше, чем любого другого производителя. Как и нефть, зерно – биржевой товар, но резких скачков оптовых и розничных цен на хлеб не бывает, как бы ситуация ни складывалась. Американское правительство активно стимулирует импорт. Именно поэтому их продукты, несмотря на транспортные расходы и ввозные пошлины, успешно конкурируют по всему миру. 

Но ведь за последние годы в развитие нашего агрокомплекса тоже вложены нешуточные средства. Федеральный бюджет финансирует сразу несколько целевых сельскохозяйственных программ и один национальный проект. Очередной мощный вброс бюджетных денег – «поддержка сельского хозяйства в связи с мировым финансовым кризисом» – сделан в ноябре–декабре 2008 года. Почему же тогда сельские директора и фермеры, как и прежде, жалуются на отсутствие оборотных средств, недоступные кредиты, дикие цены на горючее и засилье иностранных конкурентов? 

Про вершки и корешки

Помощь сельскому хозяйству была и остается у нас весьма своеобразной. В Америке и Евросоюзе она достается самим фермерам, а в России по большей части их партнерам. 
Известный российский аграрник, директор подмосковного совхоза Павел Грудинин призвал не путать поддержку села и выделение денег Россельхозбанку и Росагролизингу. И признался, что не понимает смысла введения заградительных пошлин на импортную сельхозтехнику. Скажем, наши комбайны по всем параметрам уступают иностранным – чаще ломаются, требуют больше денег на обслуживание, но теперь хочешь, не хочешь, а придется именно их покупать. Можно не сомневаться, что устранение конкурентов приведет к подорожанию техники и росту себестоимости сельхозпродукции. Ситуация – в точности как с российским автопромом, который много лет поддерживали с помощью пошлин, а в итоге «жигули» и «волги» догнали иномарки по ценам, но безнадежно отстали во всем остальном. 

Банки и лизинговые компании, через которые правительство выделяет помощь АПК, накручивают на свои услуги такую маржу, что мама не горюй. Не рассчитаешься! Интересы во «врачебной бригаде», которая проводит операцию по спасению отечественного сельского хозяйства, выстроены таким образом, что хирурги не прочь отхватить от «больного» – для дома, для семьи. Этим же озабочены медсестры в операционной, а также больничные электромонтеры и сантехники. При подобной врачебной практике даже самые благоприятные обстоятельства оборачиваются для села кошмаром с улицы Вязов. 

Вот, например, в 2007 году выросли мировые цены на зерно и вообще на продовольствие. Это было еще до начала кризиса, поэтому открывало для России с ее немереными черноземами вдохновляющие перспективы. И часть заброшенных в прошлые годы земель действительно распахали. Но одновременно за один сезон в полтора-два раза выросли цены на удобрения, на гербициды, на сельхозтехнику и запчасти, а солярка вообще стала дороже высокооктанового бензина. Попутно железная дорога подтянула тарифы на грузоперевозки, а элеваторы удвоили цены на хранение зерна. То есть все, кто хотел, постарались не упустить счастливый случай, везде заложили свои «два конца». Что в итоге повысило себестоимость производства отечественного зерна как минимум в полтора раза. 

В итоге рекордному урожаю наши крестьяне не обрадовались. Потому что за кордоном тоже воспользовались выгодной конъюнктурой, но при этом там не драли со своих фермеров три шкуры. И российская пшеница оказалась дороже аргентинской, канадской и американской.
Так что «черная дыра» действительно существует. Но собственно к сельскохозяйственному производству она не имеет отношения. Деньги до земли и до фермы просто не доходят. 
На нашем рынке огромный дефицит мясных и молочных продуктов, цены на них стремительно растут, но поголовье скота и производство молока даже близко не подошли к дореформенному уровню.

С чем едят «ножки Обамы»

А что же доктрина продовольственной безопасности? Как ее авторы собираются спасать положение? 
Доктрина содержит несколько радикальных предложений. Главное – считать отныне ориентиром в развитии сельского хозяйства не тонны и проценты, а обеспеченность населения продовольствием. То есть вот вам 142 млн. россиян, и будьте любезны дать им столько мяса, рыбы, молока, масла, овощей и фруктов, сколько положено по медицинским нормативам. Сегодня до этого далеко. По данным директора ВНИИ экономики сельского хозяйства академика Ивана Ушачева, обеспеченность мясом составляет менее 70% от физиологической нормы, молоком и молочными продуктами – чуть более 60%. Это вместе с импортом и в среднем по стране. А если дифференцировать ситуацию по регионам и по разным категориям населения, то местами картина окажется просто удручающая. 

Доктрина продовольственной безопасности предлагает исходить из того, что каждый гражданин России имеет право получать все необходимые продукты в полном объеме. Причем у каждого хватит на это денег, а сами продукты должны свободно лежать в магазине, хоть в Москве, хоть в самом дальнем райцентре. Наконец, вся еда обязана быть только качественной, а ситуация с ее поставками – абсолютно стабильной. 
Авторы доктрины уточняют, на каком уровне надо установить нижнюю планку отечественного производства, чтобы не переживать по поводу дружбы или вражды с заграницей: зерно – 95%, сахар – 80%, растительное масло – 80%, мясо и мясопродукты – 85%, молоко и молокопродукты – 90%, рыба и рыбопродукты – 80%, картофель – 95%, соль пищевая – 85%. 

Обозначены также угрозы продовольственной безопасности, среди которых значатся: низкий уровень платежеспособного спроса населения на пищевые продукты; ценовые диспропорции на рынке сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; нарушение стабильности финансово-кредитной системы; недостаточный уровень развития инфраструктуры внутреннего рынка; моральное и физическое старение материально-технической базы отраслей АПК; сокращение национальных генетических ресурсов; дефицит квалифицированных кадров…
Естественно, для преодоления вышеназванных угроз придется принять целый комплекс новых документов и внести поправки во множество действующих. Как сказано в доктрине, она «является основой для разработки нормативных правовых и иных актов, концепций и программ, в соответствии с которыми осуществляется деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, развития агропромышленного комплекса и его базовых отраслей – сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса». А затем надо будет жестко и последовательно проводить все намеченное в жизнь.

Читатели постарше могут вспомнить, что примерно так была составлена нашумевшая в свое время Продовольственная программа, принятая на майском (1982 года) пленуме ЦК КПСС. Ее главной задачей тоже провозглашалось «обеспечение растущих потребностей советского человека в качественных и разнообразных продуктах питания». 

Кстати, первые годы Продовольственная программа выполнялась довольно успешно. В те времена чиновники еще не возводили дворцы на Рублевке, страх получить строгача с занесением заставлял их работать и быть готовым к тому, что за прокол начальство спросит строго. Однако сейчас в России дворцами никого не удивишь, былых строгостей нет и в помине. Стало обычной практикой, когда целевые программы одна за другой проваливаются, а им вдогонку без «разбора полетов» и поиска виновных принимаются новые. В такой ситуации взрослому человеку весьма затруднительно поверить в еще одну большую и светлую программу, пусть даже названную доктриной.

Чтобы провозглашенные высокие цели не обернулись тривиальным распилом денег (хотя тут средств потребуется очень много, поэтому и распил предполагается не рядовой, а выдающийся), нужно многое «менять в системе». Возможно, президент Медведев это понимает и именно поэтому не торопится подписывать революционный документ. 
Впрочем, выбор у нас небольшой: или развивать свое сельское хозяйство, или, как в 90-х годах, завозить рефрижераторами «ножки Буша». То есть теперь уже «ножки Обамы». 

Из концепции продовольственной безопасности

Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации вне зависимости от изменений внешних и внутренних условий являются:
– достижение и поддержание равной физической и экономической доступности для каждого гражданина страны пищевых продуктов в объемах и ассортименте в соответствии с установленными рациональными нормами потребления;
– развитие отечественного производства основных видов продовольствия;
– государственная гарантия качества и безопасности потребляемых пищевых продуктов;
– предотвращение внутренних и внешних угроз нарушения продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий.

Звонок одному из авторов доктрины

После новогодних праздников мы связались с академиком РАСХН директором ВНИИ экономики сельского хозяйства Иваном УШАЧЕВЫМ, принимавшим непосредственное участие в подготовке доктрины продовольственной безопасности. Как выяснилось, Иван Григорьевич настроен оптимистично: 
– Доктрина будет подписана Дмитрием Анатольевичем Медведевым, я в этом убежден. Документ уже поступил в Администрацию президента. Мне звонил оттуда человек, который ее смотрит – довольно квалифицированно смотрит, – и затем он передаст этот документ Минсельхозу на небольшую доработку. Там есть некоторые мелкие замечания. Что касается сроков подписания, то я думаю, что речь идет о нескольких неделях.

На реализацию долгосрочных мероприятий действительно потребуются очень серьезные суммы. Мы прорабатывали три варианта доктрины, и один из них в части объемов финансирования полностью совпал с предложениями Минэкономразвития по Концепции социально-экономического развития страны на период до 2020 года. 

Если говорить о кризисе и сопутствующих трудностях, то я не думаю, что нам придется садиться на макароны и картошку. Я пока оптимист. Мне кажется, запас прочности у нас довольно высокий.


Автор: Виктор ШАЦКИХ
Accelerated with Web Optimizer