ЕЩЁ НОВОСТИ

Заливай, пока подешевело!

Почему в России цены на горючее опустились на 6–8%, а в Америке – наполовину?

Американские коллеги, которым мы предложили обменяться репортажами на «кризисную» тему, свой материал посвятили перечислению массы проблем, возникающих сегодня перед простым (да и непростым) американцем чуть ли не ежедневно. «Одно хорошо, – пишут наши корреспонденты, – бензин подешевел вдвое и теперь хоть на заправках можно вздохнуть свободней!» Вдвое? Да, это подтверждают и официальные сводки. Почему же у нас так медленно снижаются цены на этот, можно сказать, главный национальный продукт? Давайте разбираться.

«Как солнце всегда движется с востока на запад, так цены на бензин меняются только в сторону повышения!» – глубокомысленно говорил мой старый знакомый Антон, рабочий подмосковной автозаправки. А нынешней осенью на российских АЗС случился «солнцеворот»: цены пошли вниз. Не галопом, конечно, но все равно удивительно. По разным данным, к середине ноября среднероссийское удешевление 92-го бензина в сравнении с июлем составило от 5,83 до 6,78%, а 95-го – от 8,83 до 9,17%.

Ошалевшие от нежданного счастья автомобилисты, похоже, до сих пор слабо верят в реальность происходящего. А потому, утверждают торговцы бензином, подавляющее большинство клиентов, заезжая на заправку, заливают полный бак. 

– И правильно делают, надо пользоваться моментом, – комментирует Антон. По его мнению, ценовая благодать закончится не позднее весны, когда «начальству надоест играть с народом в популярность». Прогноз, похоже, правильный – если не по срокам, то по существу: рыночных цен на моторное топливо в России как не было, так и нет – следовательно, все будет зависеть от указаний сверху.


ФАС на них!

Впрочем, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев говорит, что справедливой розничной ценой на бензин в условиях падения стоимости нефти на мировых рынках надо считать 21 руб. за литр. Откуда взялась именно эта цифра, неизвестно. В декабре 2007 года бензин в России успешно продавали по 20 рублей за литр, хотя нефтяные цены были куда выше нынешних. 

Но любопытнее другое. По официальным статданным, к июлю 2008-го, когда нефть уже торговалась по 140 долларов за баррель, российский бензин подорожал на 17%. И если глава ФАС в своих расчетах действительно опирается на нефтяные цены, то после их троекратного снижения моторное топливо должно было подешеветь хотя бы до 15 рублей за литр. 

Однако ФАС заслуженно гордится каждым рублем, вырванным у нефтяников. За нынешний год это ведомство возбудило рекордное количество дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства на рынках авиатоплива, бензина и дизельного топлива, – более сотни. Примерно в половине исков фигурирует обвинение в «картельном сговоре» и «согласованных действий продавцов горючего». Другая половина – «злоупотребления доминирующим положением на рынке». Антимонопольщики утверждают, что нынешнее снижение цен на бензин напрямую связано с количеством поданных судебных исков. Но в самый разгар этой «бензиновой войны» заместитель главы ФАС Андрей Цыганов, отвечая на вопрос, имеет ли место на российском рынке факт «сговора олигархов», честно ответил: «Доказательств пока нет. Но мы их собираем…»

Приведем один лишь пример такого «сбора»: в нынешнем октябре Управление ФАС РФ по Свердловской области оштрафовало ОАО «Екатеринбургнефтепродукт» и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» на 6,1 и 23 млн. рублей – за нарушение требований ФЗ «О защите конкуренции». Антимонопольщики посчитали, что эти компании «осуществляли согласованную деятельность на рынке нефтепродуктов». Никаких документов, свидетельских показаний, доказывающих сговор компаний, у антимонопольщиков не было. Штрафы были выписаны на том основании, что автозаправки «конкурентов» торговали бензином по одинаковой цене: «сначала ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» повышало цены, а через несколько дней аналогичные действия предпринимало ОАО «Екатеринбургнефтепродукт». И такие «доказательства» фигурируют в подавляющем большинстве возбужденных дел.


Базарный день

Директор Фонда политических исследований и консалтинга Андрей Федоров совершенно справедливо заявил по этому поводу, что речь должна идти не о «картельном», а о «базарном сговоре», при котором одинаково высокие цены устанавливаются в одночасье, без предварительных обсуждений и согласований. Как на базаре: все огурцы по 30 рублей, хотя никто специально и не договаривался... Но «базарный сговор» не фигурирует в российском законодательстве, он не может быть подвластен антимонопольной службе. Наличие «базарного сговора» – это лишь признак неправильного функционирования рынка в данном секторе или на данной территории.

А вот другой пример: ростовской топливозаправочный комплекс «ТЗК-Авиа» местный ФАС оштрафовал за «монопольно завышенные цены на авиакеросин» потому, что торговая надбавка, которую авиазаправщики установили на заливаемый в самолеты керосин, составила 4 тыс. рублей за тонну – 13% от рыночной цены авиатоплива. По мнению ФАС, это было слишком много, ибо «желание извлекать максимальную прибыль должно быть соизмеримо с возможностями российской экономики». После того как «ТЗК-Авиа» снизил торговую надбавку до 500 рублей за тонну, ФАС успокоился, потребители возрадовались. А ведь всем было понятно: никакими «антимонопольными» мерами здесь и не пахло. Более того: еще нынешней весной торговцы топливом даже не подумали бы слушаться каких-либо указаний ФАС. И любой непредвзятый суд признал бы их правоту.
Но в июле, как помним, из-за срыва пассажирских авиаперевозок (авиаторам нечем было заплатить за вздорожавший керосин) в ситуацию на российском топливном рынке вмешался премьер Владимир Путин. Не пожалев старого знакомца по Санкт-Петербургу, глава правительства предупредил Игоря Артемьева: «Нужно Федеральной антимонопольной службе, наконец, проснуться и активно, эффективно исполнять свои функции. Если этого не будет… будут приняты соответствующие кадровые решения».

ФАС отреагировал мгновенно, разослав «нефтяным баронам» России – «ЛУКОЙЛу», «Газпромнефти», ТНК-BP, «Роснефти», «Сургутнефтегазу», НК «Альянс» и «Татнефти» – грозные письма с настоятельной рекомендацией немедленно снизить цены на нефтепродукты. Ситуацией заинтересовалась Генпрокуратура, которая принялась создавать «межведомственные рабочие группы по противодействию ценовым сговорам» – с участием органов МВД, Федеральных антимонопольной и тарифной служб, ФСФР, Минтранса и Минсельхоза. Стало ясно, что и суды теперь в любом процессе встанут на сторону ФАС.

В общем, нефтяники все поняли. И сбросили (читай – сбросились) по рублику… Народ возрадовался и принялся благодарить заботливую власть.


Рынок, понимаете ли…

Каково же было удивление российских автомобилистов, когда из-за океана пришло сногсшибательное известие: в США цены на бензин упали более чем вдвое! Еще летом средняя цена моторного топлива держалась на уровне 4,18 доллара за галлон (3,8 литра), а к середине ноября упала до 2 долларов за галлон и ниже. В некоторых штатах сегодня можно заправиться всего по 45 центов за литр. В переводе на рубли – по 12–13 рублей.

Что самое любопытное: власти США не имеют к этому понижению никакого отношения. Тамошние антимонопольщики никому не рассылали угрожающих писем. Прокуроры не создавали никаких «межведомственных комиссий». Более того: власти страны, включая Барака Обаму, очень обеспокоены: насмарку могут пойти программы в области сбережения энергии, ибо при низких ценах на нее людей трудно приучать к экономии…

Возникает вопрос: что же там такое произошло? Да ничего особенного. Рынок, понимаешь ли… Знаете ли вы, сколько нефтяных компаний (операторов) действует в США? 13 800. Причем самые крупные из них – первая пятерка – поставляет на американский рынок лишь 40,3% нефти.

Вторая пятерка – еще 12%. Оставшуюся половину нефти в США добывают компании-«карлики» (по российским меркам).

Знаете ли вы, сколько в США нефтеперерабатывающих заводов? Более 200. Их основное занятие – переработка «давальческой» нефти. То есть они получают сырье от нефтедобытчиков (операторов) и отдают им готовую продукцию – бензин, дизтопливо и т. д. Которую операторы продают владельцам АЗС. 

Знаете ли вы, сколько в США бензоколонок? Почти 162 тыс. Из них лидеру американского рынка – компании Shell – принадлежит 14 тыс. (8,6%), на втором месте British Petroleum – 13 тыс. (8,02%). А в некоторых штатах нефтяным компаниям вообще запрещено иметь собственные автозаправки. Чтобы не было соблазна поиграть ценами.

Ну и какой там может быть монополизм?


Доминирование по-российски 

Зато в России первая пятерка нефтяных компаний – «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть» – добывает свыше 75% нефти. А количество малых независимых добывающих компаний ничтожно, и объем добываемой ими нефти неуклонно сокращается: в 1998 году было 10% – в 2007 только 5% (данные ФАС). В России действует около 20 нефтеперерабатывающих заводов, подавляющее большинство которых также принадлежит первой пятерке. В итоге 85% нефтепродуктов поставляется на российский рынок «вертикально интегрированными компаниями» (ВИНК) – все теми же «Роснефтью», «ЛУКОЙЛом», ТНК-ВР, «Сургутнефтегазом», «Газпромнефтью», да еще «Татнефтью» и «Башнефтью».

Судите сами: надо ли им «договариваться» о какой-то совместной ценовой политике, когда и так все поделено? По данным ФАС, компания «Роснефть» полностью контролирует 14 регионов: Архангельская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Сахалинская, Смоленская, Томская и Ульяновская области, Алтайский край, Республики Бурятия и Хакасия.

«ЛУКОЙЛ» контролирует 9 регионов: Астраханская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Кировская и Челябинская области, Республики Коми и Марий Эл, Удмуртская Республика. «Газпромнефть» вместе с ТНК-ВР контролирует Ивановскую, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую, Ярославскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Саратовскую области, ЯНАО.

«Сургутнефтегаз» – Калининградскую, Новгородскую, Псковскую и Тверскую области.

Добавим к этому, что в стране катастрофически не хватает АЗС – их всего лишь около 25 тыс. К слову, если десять лет назад 70% из них были независимыми, то теперь таковыми считаются лишь 50%. Да и те вынуждены покупать нефтепродукты на заводах, принадлежащих монополистам, по цене, включающей маржу сбытовых подразделений ВИНК.

В докладе ФАС по этому поводу сказано:, что «доминирующая компания поставляет нефтепродукты в адрес собственных АЗС по себестоимости, а при поставке независимым АЗС осуществляется продажа мелкооптовых партий, что обусловливает низкую рентабельность независимых АЗС и позволяет ВИНК осуществлять ценовое давление. Одновременное доминирование и на рынке хранения (нефтебазы) также может приводить к резкому сокращению реализации независимыми АЗС (вплоть до закрытия АЗС) в связи с тем, что в условиях дефицита снабжение собственных АЗС осуществляется доминирующей компанией в приоритетном порядке. 


Мелкий бизнес с большой пользой

В развитых западных странах такое в принципе невозможно. Понятно, что нынешняя монополизированная система снабжения нефтепродуктами досталась России от Советского Союза. Но на нефтяном рынке США когда-то тоже хозяйничали гиганты-монополисты, и все было примерно так, как теперь у нас. Но потом появилось антимонопольное законодательство, рокфеллеровская «Стандарт Ойл» была принудительно разделена, а мелкие производители получили помощь и защиту властей и общества. И это оказалось самым важным. Мы представляем себе США как страну-гиганта, но это страна малых городов – более 80% ее населения живет в «таунах», численность населения которых не превышает 30–50 тыс. человек. В этой стране создана гигантская промышленность, но она зиждется на малом и среднем бизнесе, который составляет две трети экономики. 

Именно этот феномен объясняет, например, тот факт, что американцы практически не вывозят из своей страны бензин в Европу, где цена на него вдвое выше: мелкому оператору это невыгодно, слишком велики накладные и транспортные расходы. А если «малыши» начнут объединяться для совместных занятий таким бизнесом, они немедленно попадут под колпак антимонопольных служб.

Этот же феномен объясняет быструю реакцию американского рынка нефтепродуктов на рост/снижение мировых цен. Мелкому американскому оператору не у кого спрашивать, за какую цену реализовать свой товар, а продать нужно быстрее – конкуренты наседают. И он держит цену на минимуме: выросла у всех – и он поднял, чуть затоварился рынок – тут же сбросил…

В этих условиях власть регулирует рынок лишь по-крупному. В частности, главы нефтяных концернов периодически отчитываются перед Конгрессом США о ситуации на рынке. Президент лично следит за тем, чтобы страна не испытывала дефицита нефти, и в случае необходимости принимает решения о приостановке пополнения стратегических резервов (в подземных хранилищах Техаса и Луизианы всегда около 700 млн. баррелей нефти) или даже передаче части этих резервов на переработку и потребление.

А нынешним летом, когда цены на бензин поднялись до небес, Джордж Буш выступил с предложением по использованию территорий закрывающихся военных баз для строительства новых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) – для увеличения производства топлива и, соответственно, снижения цен на него… Вот такие рычаги, которые не мешают рынку, а помогают ему.


Заблудившиеся среди бенефициантов

Вы будете удивлены, но в распоряжении российской власти тоже имеется «стратегический резерв», с помощью которого можно держать в руках весь внутренний рынок нефти и нефтепродуктов. Этот резерв – две государственные нефтяные компании, «Роснефть» и «Газпромнефть». На их долю приходится более трети отечественной нефтедобычи – более 140 млн. тонн (данные 2007 года), более трети перерабатывающих мощностей и солидная часть автозаправок в половине российских регионов.

Теперь представьте, что еще минувшей весной, когда цены на бензин быстро-быстро устремились вверх, на АЗС государственных «Роснефти» и «Газпромнефти» они остались на месте – что было бы? Да, конечно, обе компании потеряли бы часть прибыли. Но разве не остались бы в выигрыше экономика страны и ее население? И разве не эту первоочередную цель должна ставить перед собой компания, принадлежащая стране и, значит, ее населению?

За подтверждением этой аксиомы я заглянул на сайт компании «Роснефть», где изложены основные цели и принципы деятельности компании. И с удивлением прочитал:

«Благодаря высоким операционным показателям и благоприятной в первом полугодии 2008 г. ценовой конъюнктуре , «Роснефть» достигла рекордных финансовых результатов». 

То есть «кому война, а кому мать родна»? Впрочем, председатель Совета директоров компании Игорь Сечин (вице-премьер в правительстве Владимира Путина) выразился еще точнее: «Фактический статус национальной нефтяной компании позволит НК «Роснефть» наиболее эффективно и плодотворно развивать сотрудничество с крупнейшими компаниями мира, а также играть важную роль в деле обеспечения глобальной энергобезопасности. Убежден, что и в дальнейшем «Роснефть» сохранит роль флагмана отечественной нефтяной индустрии и продолжит динамичное развитие на благо всех своих акционеров».

О том же заявляет и президент компании Сергей Богданчиков: «Мы с еще большей уверенностью смотрим в будущее. Компания продолжит успешное развитие за счет дальнейшего увеличения объемов добычи, переработки и реализации нефти и нефтепродуктов, роста чистой прибыли и доходов акционеров… Убежден, что дальнейшее движение именно по этому пути позволит обеспечить интересы всех акционеров Компании и рост их благосостояния…»

Хочется ненавязчиво полюбопытствовать: о каких акционерах идет речь, если «Роснефть» – компания государственная? Впрочем, выразимся иначе: прежде всего государственная. Ибо в ходе проведенного год назад IPO совладельцами «Роснефти» стали около 200 тыс. россиян, в собственности которых оказалось несколько процентов акций компании. Но оказывается, компанией владеют не только эти люди. На том же сайте можно узнать, что 75,1621% акций принадлежат ОАО «Роснефтегаз» – компании, которая в свою очередь принадлежит государству. Еще 4,7656% принадлежат некоему ООО «РН-Развитие», которое в свое время приобретало для «Роснефти» 20-процентный пакет акций «ЮКОСа» стоимостью более 3 млрд. долларов. Считается, что эта фирма для этой цели и создавалась, но почему-то жива до сих пор. И владеет немалым пакетом госкомпании. Правда, сама «Роснефть» сообщает, что это она «косвенно владеет 100-процентной долей участия ООО «РН-Развитие».

Почему «косвенно» – не поясняется.

Но гораздо более любопытен еще один владелец «Роснефти» – это ОАО «Сбербанк России», который является «номинальным держателем». Как разъясняют экономические словари, «номинальный держатель» – это лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра, в том числе являющееся депонентом депозитария, и не являющееся владельцем в отношении этих ценных бумаг». А ведь на этого «невладельца» приходится около 20% акций компании, которая «входит в первую десятку публичных нефтедобывающих компаний мира» (цитата с сайта «Роснефти»).

Что любопытно: аналогичная схема владения применена и в отношении другой российской госкомпании – «Газпромнефти» (бывшая «Сибнефть»): 55,9961% акций принадлежит ОАО «Газпром», еще 16,6667% – компании «Газпром Финанс Б.В.» А еще 20,0002% акций «учитываются на лицевом счете номинального держателя ООО «Дойче Банк».

Наверное, такие хитросплетения нормальны, когда речь идет о чьем-то коммерческом предприятии, охраняющем свои коммерческие секреты, в том числе персональный состав акционеров. Бизнес есть бизнес, и у него могут быть свои тайны. Но если речь идет о государственной компании – то есть о части общенародной собственности, то почему бы народу не узнать имена бенефициариев своего имущества? Хотя бы для того, чтобы понять, во имя чьих интересов в России так легко взлетают цены на нефтепродукты и так трудно опускаются?


ЛИТР АИ-92: ЗА ЧТО МЫ ПЛАТИМ?

Себестоимость добычи нефти 1,50 руб.
Расходы на переработку 0,30 руб.
Расходы на транспорт и маркетинг 3,80 руб.
Прибыль нефтяных компаний 2,30 руб.
Прибыль заправок 1,40 руб.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 6,00 руб.
Акциз 2,70 руб.
НДС 3,50 руб.
Налог на прибыль 1,20 руб.
Итого: 22,70 руб.


О ПРОТИВОЗАКОННЫХЪ ДЕЙСТВIЯХЪ ДЛЯ НЕПОМЕРНАГО ВОЗВЫШЕНIЯ ЦЕНЪ НА ЖИЗНЕННЫЕ ПРИПАСЫ

1180. За стачку* торговцевъ или промышленниковъ для возвышенiя цены не только предметовъ продовольствiя, но и другихъ необходимой потребности товаровъ, или для непомернаго пониженiя сей цены въ намеренiи стеснить действiя производящихъ или доставляющихъ сiи товары, а чрезъ то препятствовать и дальнейшему въ большемъ количеству привозу оныхь, зачинщики такихъ протизозаконныхъ соглашенiй подвергаются:

заключенiю въ тюрьме на время отъ четырехъ до восьми месяцевъ;
а прочiе, только участвовавшiе въ нихъ, приговариваются, смотря по степени его участiя:
или къ аресту на время отъ трехь недель до трехъ месяцевъ;
или къ денежному взысканiю не свыше двухсотъ рублей.
Когдажъ отъ такой стачки произойдетъ деиствительный недостатокъ въ товарахъ первой необходимости и cie будетъ поводомъ къ нарушенiю общественнаго спокойствiя, то зачинщики приговариваются:
къ лишенiю некоторыхъ особенныхъ, на основами статьи 50 сего Уложенiя, правъ и преимушествъ и къ заключенiю въ тюрьме на время отъ одного года и четырехъ месяцевъ до двухъ летъ (ст. 30, IV);
а прочiе виновные:
къ заключенно въ тюрьме на время отъ четырехъ до восьми месяцевъ.
(Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, статья 1180)
* Стачка – здесь в значении «сговор».


ИЗ ДОКЛАДА ФАС РОССИИ «О СОСТОЯНИИ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ЗА 2007 ГОД) 

«Основной объем предложения нефти на свободном внутреннем рынке формируется регулярными продажами ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР» и независимыми малыми добывающими компаниями. ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «НК «Роснефть» также осуществляют поставки нефти на внутренний рынок. Однако торги ОАО «НК «Роснефть» при продаже нефти внутри страны характеризуются непрозрачностью и нестабильностью предложения объемов… Таким образом, внутренняя цена на нефть формируется на свободном рынке только при поставках нефти ОАО «Сургутнефтегаз» (500–800 тыс. тонн в месяц), малыми добывающими компаниями (100–300 тыс. тонн в месяц) и ОАО «ТНК-ВР» (оценочно 100–300 тыс. тонн в месяц) независимым участникам рынка для переработки на Уфимской группе НПЗ, Московском НПЗ и некоторых других НПЗ, что составляет лишь 4–7% от общего объема переработки нефти в Российской Федерации (18–20 млн. тонн в месяц)». 


ЧТО НАС ЖДЕТ?

Государство вскоре может поставить под контроль ценообразование практически во всех сырьевых отраслях. Так, на одном из заседаний президиума правительства Владимир Путин заявил, что руководители практически всех регионов жалуются ему на рост цен на мазут. «Нужно разбираться с поставщиками, выявлять факты ценового сговора…» – сказал премьер. ФАС тут же занялась этой проблемой. 

Ростовское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) возбудило дело против угольных компаний «Русский уголь» и ООО «Южная топливная компания». Причина – жалоба ОГК-6, которая недовольна завышением цен на энергетический уголь и требует обязать поставщиков заключать трехлетние контракты. По сравнению с 2007 годом цена 1 тонны угля выросла на 28,5% – до 1300 рублей (без доставки), в то время как ОГК была готова платить лишь 18% к уровню 2007 года. 

Следом ФАС была намерена добиться снижения цен и от сталелитейных компаний. Но кризис оставил их без сбыта продукции.

Зато производители минеральных удобрений, еще весной по предложению властей заморозившие цены на свою продукцию, продлили свой мораторий до конца 2008 года.


РАБОТАТЬ НЕКОГДА: ВСЕ МЫСЛИ – О БЕНЗИНЕ

Исследование Бизнес-школы Университета Флориды Florida State University´s College of Business позволило сделать неожиданный вывод: высокие цены на бензин наносят не только прямой, но и косвенный материальный ущерб – озабоченные этой проблемой сотрудники компаний работают хуже. Авторы исследования пришли к выводу, что рост цен на бензин приводит к тому, что сотрудники менее охотно концентрируются на выполнении своих профессиональных обязанностей, они приходят на работу с плохим настроением, а во время рабочего дня в коллективе возникает больше конфликтов и психологических проблем.

Эти выводы были сделаны после опроса более 800 человек, занятых полный рабочий день в разных сферах деятельности. Все они пользовались личными автомобилями для поездок на работу, ежедневно проезжая не менее 25 километров. Опрошенные признались, что после начала рабочего дня они долгое время не могли думать ни о чем, кроме как о дороговизне бензина и вызванной этим финансовыми затруднениями.


Автор: Александр ПРОЦЕНКО
Accelerated with Web Optimizer