ЕЩЁ НОВОСТИ
Автомобильная промышленность (ежегодное исследование KPMG)
В автомобильной промышленности ожидаются банкротства и ряд сделок по слияниям и поглощениям, но развивающиеся рынки и альтернативные виды топлива внушают надежду  

Согласно результатам опроса, проведенного КПМГ среди 200 руководящих сотрудников автомобильной отрасли, высшее руководство компаний-производителей и дилеры ожидают сокращения выручки в течение следующих пяти лет (с 2009 по 2013 гг.). Они также прогнозируют увеличение количества банкротств, в результате чего вырастет количество операций по реструктуризации и слияниям и поглощениям. Кроме того, они полагают, что обострится вопрос избыточности производственных мощностей во всем мире. Вместе с тем, потенциал роста есть у развивающихся рынков. Развитие возможно за счет разработки альтернативных видов топлива и новых технологий. 

Ожидается, что вероятность банкротств будет намного выше, чем в предыдущие годы: по сравнению с прошлогодним исследованием количество респондентов, полагающих, что в отрасли будут иметь место банкротства, увеличилось более чем в два раза (77 процентов против 36 в предыдущем году). Поставщики автокомпонентов настроены наиболее пессимистично: 87 процентов из них полагают, что количество банкротств увеличится, в то время как среди представителей компаний-производителей такие прогнозы делают трое из четырех респондентов. 

Основная причина таких предположений заключается в снижении объема продаж (по мнению девяти из десяти менеджеров). Среди других возможных причин респонденты упоминают неконкурентоспособную структуру затрат и обязательства по погашению задолженности и пенсионным выплатам.  

По мнению многих опрошенных, нависшая угроза банкротств является движущей силой слияний и поглощений в отрасли. В ходе данного исследования около трети респондентов отметили важность данного фактора. Год назад этот показатель составил 55 процентов, а два года назад – 33 процента. Представители отрасли полагают, что особенно высока вероятность реструктуризации компаний-производителей и дилеров. 71 процент опрошенных уверены, что в течение следующих пяти лет компании-производители будут проводить сделки по слияниям, поглощениям и объединениям. Год назад лишь половина респондентов ожидала подобных результатов. В исследовании этого года шесть из десяти экспертов прогнозируют реструктуризацию в компаниях-дилерах.

Производство 

Существенно усилились опасения относительно избыточности производственных мощностей. В прошлом году лишь 70 процентов менеджеров автомобильной отрасли считали, что производится слишком много автомобилей, но сейчас все респонденты полагают, что избыточность производственных мощностей является проблемой. Доля респондентов, прогнозирующих избыточность мощностей на уровне 11-20% в течение следующих пяти лет, почти удвоилась по сравнению с результатами предыдущего года (с 32 до 59 процентов), а каждый пятый респондент ожидает избыточность на уровне не ниже 21 процента.  

Надежда на будущее

Несмотря на текущий кризис, респонденты возлагают большие надежды разработку в будущем альтернативных видов топлива и новых технологий, а также на потенциал развивающихся рынков. Ожидается, что там отрасль будет расти быстрее, нежели в других регионах. За пределами Китая и Индии наибольший потенциал роста ожидается в Центральной и Восточной Европе, а также в Центральной и Южной Америке, особенно в Бразилии. Компании не рассматривают возможность улучшения положения за счет усовершенствования или усиления контроля за расходами, как в прошлые годы. Вместо этого они рассчитывают на новые продукты и рынки, включая Россию. 14% руководителей высшего звена, опрошенных в ходе исследования, прогнозируют наибольший рост с точки зрения потребительского спроса в течение следующих пяти лет именно в России. 

Факторы спроса 

Респонденты полагают, что стоимость станет более важным фактором при принятии решений покупателями, чем качество автомобиля. Почти все респонденты (96 процентов) убеждены, что более низкое потребление топлива будет самым важным критерием в течение следующих пяти лет, а в Европе доступность транспортных средств, вероятно, будет важнее, чем качество. 

Торговые марки 

По мнению респондентов, существенно расширят свою долю рынка китайские и индийские автомобильные марки. 81 процент респондентов считают, что китайские производители увеличат свою долю рынка с 2009 по 2013 гг., а 78 процентов ожидают развития индийских автомобильных марок. 
 Перспективы немецких марок также положительны: 60 процентов опрошенных экспертов полагают, что Volkswagen увеличит свою долю рынка, 40 процентов респондентов считают, что вырастет доля BMW, а 32 процента прогнозируют увеличение доли рынка Mercedes. С другой стороны Прогнозы относительно американских производителей, достаточно пессимистичны: две трети респондентов полагают, что доля рынка GM, Ford и Chrysler сократится.  

33% респондентов полагают, что свою долю рынка увеличат российские производители. Еще более примечателен тот факт, что 64% руководителей верят в возможность вхождения китайской или российской компании-производителя в первую десятку в своей стране в течение следующих пяти лет. 


Об исследовании 
Руководители, опрошенные в ходе исследования КПМГ, представляют производителей и поставщиков автомобильной отрасли Канады, США, Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Индии, Китая, Южной Кореи, Японии, Таиланда, Бразилии, Мексики, Испании, Польши, Словакии, России, Чехии, Италии, Швейцарии, Южной Африки и Австралии. KPMG публикует ежегодное исследование, посвященное мнению руководителей автомобильных компаний о состоянии отрасли, с 1999 года.